Глава 4. Градостроительное зонирование 8 страница


Для проведения экологической экспертизы конкретного объекта федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы образуется экспертная комиссия. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе (ст.28). Результатом государственной экологической экспертизы является заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта.

Заключение может быть положительным и отрицательным. При этом положительное заключение имеет юридическую силу только в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Кроме того, законом предусмотрены случаи, когда положительное заключение теряет свою юридическую силу и до истечения установленного срока, например, при изменении условий природопользования. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта (ст.18).

Некоторые особенности проведения государственной экологической экспертизы применительно к отдельным объектам капитального строительства устанавливаются федеральными законами. Например, Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"* предусмотрено, что для проведения государственной экологической экспертизы наряду с проектными документами предоставляются документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов на окружающую среду (ст.30).
_________________________
* СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4552.


Кроме того, указанным законом предусмотрено проведение органами государственного регулирования безопасности с привлечением независимых экспертов экспертизы безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (ст.25). Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94) утверждено приказом Госатомнадзора от 7 апреля 1994 г. N 41*.
_________________________
* Российские вести. 1994. 27 апр.


Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"* предусмотрено, что проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, консервацию и ликвидацию объектов подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе в целях установления соответствия (несоответствия) такой документации санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз выдаются санитарно-эпидемиологические заключения (ст.42). Утверждение проектной документации, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам (ст.12). Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз установлен приказом Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 326**.
_________________________
* СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.1650.

** Российская газета. 2001. 31 окт.


В соответствии со ст.26 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"* в целях проверки и выявления степени соответствия проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленным нормам, стандартам и правилам также проводится государственная экспертиза. Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций введено в действие приказом МЧС России от 23 июня 1995 г. N 446.
_________________________
* СЗ РФ. 1994. N 35. Ст.3648.


В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"* проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы. Результатом экспертизы является заключение, которое подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в отношении отдельных видов объектов утвержден постановлениями Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 г. N 65**, от 18 октября 1999 г. N 74, от 9 октября 2001 г. N 44***, от 16 января 2003 г. N 1****, от 18 марта 2003 г. N 8*****, от 10 июня 2003 г. N 82******.
_________________________
* СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3588.

** Российская газета. 1999. 27 окт.

*** Российская газета. 2002. 12 февр.

**** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 27.

***** Российская газета. 2003. 3 июня.

****** Российская газета (специальный выпуск). 2003. 21 июня.


Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрена государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений, которая проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. На основании заключения государственной экспертизы органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст.11).

Порядок формирования и регламентации работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Министерством природных ресурсов РФ (Положение о МПР РФ, утв. постановлением Правительства от 22 июля 2004 N 370*).
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.3260.


В целях определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объекта культурного наследия Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае, если на территории, подлежащей хозяйственному освоению, расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, и выявленные объекты культурного наследия. Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения строительных и иных работ на такой территории.

Статья 215 Трудового кодекса РФ и ст.21 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"* предусматривают проведение в отношении проектов строительства и реконструкции производственных объектов государственной экспертизы условий труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами охраны труда. Задачей такой экспертизы является контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.
_________________________
* СЗ РФ. 1999. N 29. Ст.3702.


Государственная экспертиза проектной документации, в том числе и экологическая, предусмотрена также Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, отдельными федеральными законами: Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"*, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"**, Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ***), Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"****, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"*****, Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"******, Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"******* и др.
_________________________
* СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.1462.

** СЗ РФ. 1995. N 49. Ст.4694.

*** СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.142; 2004. N 35. Ст.3607.

**** СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3833.

***** СЗ РФ. 1998. N 51. Ст.6273.

****** СЗ РФ. 1997. N 18. Ст.2105.

******* СЗ РФ. 1996. N 15. Ст.1551.


7-11. Части 7-11 комментируемой статьи регулируют основные процедурные вопросы проведения государственной экологической экспертизы. Детально порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания должны устанавливаться Правительством РФ.

Как уже отмечалось, до 1 января 2006 г. сохраняется прежний порядок проведения государственной экспертизы, установленный Положением о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008. Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы проектной документации, ее утверждения, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов, устанавливает требования к сводному заключению по результатам государственной экспертизы и утверждению такой документации. Так, сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.

При проведении государственной экспертизы проектной документации также следует руководствоваться постановлением Госстроя РФ от 29 октября 1993 г. N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации"*, Методическими рекомендациями по проведению экспертизы раздела "Организация строительства" (ПОС) ТЭО, проектов, рабочих проектов на строительство объектов, утв. Главгосэкспертизой России 18 марта 1993 г. Кроме того, проведение государственной экспертизы проектной документации отдельных видов должно осуществляться в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов.
_________________________
* Российские вести. 1993. 18 нояб.


В числе таких актов следует отметить: Положение о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения предпроектной, проектной документации по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта в системе МНС РФ, утв. приказом МНС РФ от 6 июня 2002 г. N БГ-3-17.285; Положение о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Минсвязи РФ, утв. приказом Минсвязи РФ от 22 июля 2003 г. N 96*; Порядок проведения государственной экспертизы, утверждения предпроектной и проектной документации для осуществления строительства объектов в рыбной отрасли, утв. приказом Госкомрыболовства РФ от 17 апреля 2003 г. N 146** и др.
_________________________
* Российская газета. 2003. 13 авг.

** Рыбное хозяйство. 2003. N 4.


Согласно письму Госстроя РФ от 5 марта 2001 г. N АШ-1052/24 "О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной проектной документации", проектная документация, подлежащая государственной экспертизе, должна представляться заказчиками в Главгосэкспертизу России или организации государственной вневедомственной экспертизы. Стоимость проведения экспертизы документации устанавливается только государственной вневедомственной экспертизой с участием организаций специализированной экспертизы. Расчет стоимости экспертных работ производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Главгосэкспертизы России от 25 марта 1993 г. N 24-13-4/82*.
_________________________
* Сборник документов по вопросам государственной вневедомственной экспертизы России. М.: Главгосэкспертиза России, 1995.


За рамками ГрК РФ остались вопросы предпроектной документации, в отношении которой сохраняется существующий порядок разработки и экспертизы.

Комментарий к статье 50.
Негосударственная экспертиза проектной документации


1. Комментируемая статья также является новеллой в градостроительном законодательстве. Вообще, изначально введение негосударственной экспертизы проектной документации было связано с тем, что в проекте ГрК РФ предусматривалось проведение государственной экспертизы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация по иным объектам могла быть представлена к оценке соответствия техническим регламентам по инициативе застройщика. Проверка соответствия проектной документации техническим регламентам - обязанность лиц, ответственных за проектировку или строительство объектов.

Однако такое положение не являлось бы гарантией прав и законных интересов остальных граждан. Возможны различные варианты того, что в целях быстрого строительства застройщик возведет здание, не соответствующее техническим регламентам, и в то же время найдет способ уйти от ответственности.

Кроме того, в проекте предусматривалось, что проектная документация разрабатывается в соответствии с техническими регламентами по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости. Однако в настоящее время технические регламенты отсутствуют, их принятие планируется в течение 7 лет.

Таким образом, в отсутствие технических регламентов и Федерального закона "О саморегулируемых организациях" передача государственной функции по экспертизе проектной документации большинства объектов саморегулируемым организациям лиц, ответственных за проектирование и строительство, могла оказаться преждевременной и привести к непредсказуемым последствиям.

В связи с тем, что, во-первых, расширен перечень объектов, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится, и, во-вторых, уточнена цель государственной экспертизы - оценка безопасности объекта, закрепляется возможность для застройщика (заказчика) направить проектную документацию на негосударственную экспертизу.

На негосударственную экспертизу застройщик (заказчик) может направить проектную документацию, которая как подлежит, так и не подлежит государственной экспертизе. Однако направление на негосударственную экспертизу проектной документации, в отношении которой предусмотрена государственная экспертиза, не может заменить государственную экспертизу.

2. В статье специально не уточняется предмет экспертизы. Предмет в каждом конкретном случае проведения экспертизы должен уточняться в договоре, заключаемом застройщиком (заказчиком) и аккредитованной организацией. Это может быть и соответствие проектной документации требованиям безопасности, и экономическая целесообразность проекта, и социальная привлекательность проектируемого объекта и т.д.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что негосударственная экспертиза проводится аккредитованными организациями. Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" аккредитация представляет собой официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Орган по аккредитации таких организаций должен быть определен Правительством РФ.

Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством РФ. Но в настоящее время такой порядок отсутствует.

Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации уже предусмотрено проведение негосударственной экспертизы проектной документации. Так, Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрена общественная экологическая экспертиза, проводимая общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставом является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы (ст.20). Однако, в отличие от закрепленного в ГрК РФ принципа, что застройщик (заказчик) сам проявляет инициативу, направляя проектную документацию на негосударственную экспертизу, общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных организаций (объединений), органов местного самоуправления. Может проводиться до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объекта, органам местного самоуправления. После утверждения заключения общественной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы оно приобретает юридическую силу. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления (ст.29).

Комментарий к статье 51.
Выдача разрешений на строительство


1-2. Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных ГрК РФ, является разрешение на строительство.

Разрешение на строительство регулировалось и в ГрК РФ 1998 г., однако регламентация порядка выдачи разрешения на строительство в ГрК РФ претерпело существенные изменения. Прежде всего, иной смысл вкладывается в само "понятие разрешение на строительство". Так, это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В то же время, в отличие от ГрК РФ 1998 г., разрешение на строительство также требуется и для проведения капитального ремонта объекта, но отсутствует необходимость получать разрешение на строительство для благоустройства территории.

В отличие от ГрК РФ 1998 г., согласно которому форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень предоставляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются ГрК РФ 1998 г., законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, ГрК РФ детально регламентировал все указанные вопросы. Это объясняется необходимостью установления единого порядка выдачи разрешения на строительство с целью недопущения злоупотребления властью на уровне субъектов РФ, создания действительно единого правового пространства при осуществлении такого рода хозяйственной деятельности.

3. С 1 января 2010 г. не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливается градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Введение такой нормы направлено на стимулирование исполнения органами местного самоуправления своей обязанности по принятию правил землепользования и застройки с целью недопущения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления при принятии индивидуальных решений по использованию земельных участков и пресечения хаотической застройки городов и других населенных пунктов.

4-6. ГрК РФ изменена и процедура выдачи разрешений на строительство и четко разграничены полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство. Так, по ГрК РФ 1998 г. органы архитектуры и градостроительства готовили документы для выдачи разрешений на строительство, которое выдавалось органом местного самоуправления.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Исчерпывающий перечень таких земельных участков установлен в ст.36 ГрК РФ.

В качестве примера можно привести ст.45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на ремонт и реставрацию, осуществляется:

- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия*;
_________________________
* Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301 // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст.2671.


- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Согласно ст.76 Кодекса торгового мореплавания РФ* выдача разрешений на проведение строительных работ в порту осуществляется капитаном морского рыбного или торгового порта. Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.5.3.3.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору).
_________________________
* СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2207.


В остальных случаях разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст.8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на территории поселения или городского округа осуществляется соответственно органами местного самоуправления поселения или городского округа, на межселенных территориях - органами местного самоуправления муниципального района.

Из этого правила есть еще одно исключение - разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков выдается соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе и путем выкупа, земельных участков определен ст.49 ЗК РФ.

К таким объектам относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

Так, временные разрешения на строительство блоков атомных станций (АС) гражданского назначения выдаются Госатомнадзором России (Положение о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на строительство блоков атомных станций гражданского назначения РД-04-07-94, утвержденное приказом Госатомнадзора России от 9 марта 1994 г. N 26*). Временное разрешение Госатомнадзора России на строительство блока АС является официальным документом, который разрешает строительство конкретного блока АС и устанавливает условия, при которых строительство блока разрешено. Временное разрешение на строительство выдается Госатомнадзором России отдельно на каждый блок АС.
_________________________
* Российские вести. 1994. 29 марта.


В связи с тем, что ГрК РФ установил новый порядок выдачи разрешения на строительство и исключил такое понятие, как территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования, постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения"* не подлежит применению.
_________________________
* СЗ РФ. 2000. N 12. Ст.1297.


7-10. ГрК РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

В числе таких документов указан градостроительный план, форма которого устанавливается Правительством РФ. До установления Правительством РФ такой формы (но не более чем через пять лет со дня введения ГрК РФ) для получения разрешения на строительство застройщик предоставляет в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган кадастровый план земельного участка (ч.1 ст.4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). В связи с тем, что в таком случае проектная документация разрабатывается на основе архитектурно-планировочного задания, то, соответственно, для получения разрешения на строительство необходимо предоставлять в уполномоченный орган также и архитектурно-планировочное задание.

Для получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства при подготовке схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта необходимо исходить из требований градостроительного плана земельного участка, до утверждения формы градостроительного плана земельного участка Правительством РФ - руководствоваться действующими градостроительными и строительными нормами и правилами.

11-15. ГрК РФ закрепил порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, с момента поступления заявления о выдаче разрешения на строительство до момента выдачи такого разрешения. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешения на строительство.

Из анализа ч.7, 9, 13 комментируемой статьи следует, что при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного объекта уполномоченный орган должен проверять на соответствие требованиям градостроительного плана не проектную документацию, а схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.

В случае, если в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для получения разрешения на строительство предоставлялся не градостроительный, а кадастровый план земельного участка, а также архитектурно-планировочное задание, на основе которого разрабатывалась проектная документация, то орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, проверяет соответствие проектной документации архитектурно-планировочному заданию, а не требованиям градостроительного плана. Соответственно, уполномоченный орган не может отказать в выдаче разрешения на строительство по такому основанию, как несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, но может отказать при несоответствии такой документации архитектурно-планировочному заданию. В указанной ситуации может быть отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, если схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта не соответствует действующим градостроительным и строительным нормам и правилам. При этом получения архитектурно-планировочного задания и подготовки проектной документации не требуется.

Важное значение имеет закрепление в ГрК РФ возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ. Это могут быть подготовительные работы, например, связанные со сносом сооружения для нового строительства, или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д. Соответственно, получение разрешения на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции должно осуществляться по процедуре, предусмотренной комментируемой статьей. В связи с тем, что ГрК РФ урегулировал данный вопрос, не подлежит применению Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утв. приказом Минстроя РФ от 3 июня 1992 г. N 131, предусматривающее иной порядок получения разрешения на выполнение указанных видов работ.

16. Согласно ч.16 комментируемой статьи форма разрешения на строительство устанавливается Правительством РФ. До ее утверждения разрешения на строительство выдаются по форме, принятой законом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). При этом разрешение на строительство должно выдаваться с учетом особенностей, установленных ГрК РФ (например, срок действия разрешения на строительство, возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции). Следует отметить, что ни ГрК РФ, ни Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не предусматривают обязанности и необходимости замены после утверждения формы разрешения на строительство Правительством РФ ранее выданных разрешений на строительство.