Культурный код имперской России
Имперский период в истории России ознаменовался строительством новых городов (Екатеринбург, Екатеринодар, Севастополь, Одесса и др.), великолепных дворцовых ансамблей, водных систем и т.д.
В архитектуре главные творческие силы были сосредоточены в Петербурге и Москве. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец и другие сооружения. П. М. Еропкин разработал первый план Петербурга, перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал стиль барокко. Крупнейшим мастером барокко был Ф. Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе и др.).
С 1760-х до 1840-х возобладал классицизм: создания В. И. Баженова (Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге, ряд неосуществленных проектов), М.Ф. Казакова (старое здание Московскою университета, здание Дворянскою собрания с Колонным залом в Москве, ставшее Домом советов), А. Н. Воронихина (Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси(Александринский театр с улицей Росси в Петербурге), О. Монеферрана (Исаакиевский собор и Александрийский столп в Петербурге), Тома де Томона (здание Биржи на Стрелке Васильевскою острова в Петербурге), А. Д. Захарова(Адмиралтейство в Петербурге) и т. д. Формируются основные площади Петербурга, его центральная часть, замечательные архитектурные ансамбли в городе и пригородах. В Москве именно в это время были построены Большой и Малый театры, Манеж, появился Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.
В живописи ХVIП в. получило развитие портретное искусство, наиболее крупными представителями которого были крепостной графа Шереметева Иван Аргунов, В. Л. Боровиковский (портрет М. И. Лопухиной), Д.Г. Левицкий(портреты выпускниц Смольнинского института). В Российской Академии художеств, созданной в 1757, быстро возобладал классицизм, так называемая академическая школа. Полотна на античные, исторические и религиозные сюжеты вышли из-под кисти Г.Г. Угрюмова, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова.
Композитор Д.С. Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта. Родоначальником русской классической музыки стал М. И. Глинка;«Патриотическая песня» М. И. Глинки была основой государственного дореволюционного гимна. Происходит становление современного русского языка, связанное с творчеством блестящей плеяды писателей, поэтов (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).