ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-1.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР не имеет прецедентов в истории России.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией ПФР.

Пенсионный фонд Российской Федерации включает: 7 управлений Пенсионного фонда по Федеральным округам Российской Федерации, 84 отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФР более 2000. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Организационная структура ПФР, задачи структурных подразделений системы ПФР и организационная структура управления персоналом в системе ПФР представлены в Приложениях 1-2.

В органах и учреждениях Пенсионного фонда Российской Федерации работает более 117 тыс. человек. Кадровый состав ПФР укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими, как правило, высшее экономическое и юридическое образование.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников системы ПФР - одно из главных направлений кадровой политики фонда. В целях совершенствования подготовки и переподготовки кадров с октября 1999 года в системе ПФР действует Учебно-методический центр Пенсионного фонда, создана необходимая материально-техническая база для использования современных методов обучения.

Повышению престижа и статуса сотрудников пенсионных органов способствует принятая в 2005 году система поощрения работников следующими наградами Пенсионного фонда Российской Федерации:

Благодарностью Председателя Правления ПФР;

нагрудным знаком "Отличник Пенсионного фонда Российской

Федерации";

Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации;

нагрудным знаком "Почетный работник Пенсионного фонда

Российской Федерации";

Система профессионального роста сотрудников определяется действующим в ПФР Положением о работе с резервом кадров Пенсионного фонда Российской Федерации.

Формирование указанного резерва кадров осуществляется в ходе проведения аттестации работников Пенсионного фонда Российской Федерации, которая проводится в целях повышения эффективности деятельности по подбору и расстановке кадров, стимулированию роста их квалификации и ответственности за результаты работы, определению уровня их профессиональной подготовки, развитию инициативы и деловой активности.

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками ПФР служебных обязанностей, а также исключения злоупотреблений утвержден Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд создавался для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Эти средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов, уплачиваемыми в основной массе работодателями. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, администрировал ими, осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой пенсий. Поэтому главной задачей Пенсионного фонда до 2001 года было повышение эффективности работы по сбору страховых взносов и погашению просроченной задолженности, обеспечение своевременной выплаты пенсий. Для выполнения этих функций была создана Служба уполномоченных ПФР.

В конце 90-х годов была обеспечена финансовая стабильность системы пенсионного обеспечения. В то же время, уже в 1999-2000 годах становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантируют в долгосрочной перспективе ее надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров, что подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной пенсионной модели. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис и переход к пенсионным пособиям.

К тому же распределительная модель не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, ибо практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро вставал вопрос о проведении реформы пенсионной системы.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более ПО млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» был принят порядок передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы ПФР.

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат, размер ее составил 28% от фонда оплаты труда.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

Наличие всех этих принципиально новых элементов позволило приступить к реформированию пенсионной системы. Началом пенсионной реформы принято считать 1 января 2002 года, когда вступил в действие блок новых пенсионных законов:

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В ходе проведения пенсионной реформы система пенсионного обеспечения в России претерпело глубокие качественные изменения.

Структура пенсии в настоящее время состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

В целях регулирования отношений, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии в июле 2002 года был принят Федеральный закон от 24.07 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентскиеслужбы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

В последние годы внедрено информационное взаимодействие в автоматизированном режиме со страхователями, с органами Федерального казначейства, управлениями Федеральной налоговой службы и другими ведомствами для эффективной реализации пенсионной реформы.

Пенсионный фонд ведет учет пенсионных прав граждан (включая их ежегодную выверку с участием работодателей, налоговых органов и казначейства), осуществляет ежегодное информирование застрахованных о состоянии накопительной и страховой части их лицевых счетов (свыше 60 млн. счетов).

Подводя некоторые итоги реформирования пенсионной системы, важно отметить, что сегодня Президент и Правительство Российской Федерации очень внимательно оценивают ситуацию, связанную с пенсионным обеспечением граждан. Очень важный итог реформы - это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Кроме выплаты пенсий ПФР принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд осуществляет выплату всех видов пенсий, включая социальные, гражданам, проживающим в 57 странах мира.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в

связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это работа с «материнским» или «семейным» капиталом. С 1 января 2007 года в Пенсионном фонде началось составление регистра семей, претендующих на дополнительную государственную поддержку женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка.

Пенсионная реформа - это один из механизмов повышения уровня самосознания людей, и при динамичном развитии экономики она обязательно даст положительные результаты.

 

Основные этапы развития и становления Пенсионного фонда России:

1990 год - образование ПФР с целью сбора и аккумуляции

страховых взносов на пенсионное обеспечение 1997-1998 г.г. - развитие системы ПУ 1999-2001 г.г. - передача функций по назначению и выплате

государственных пенсий из органов соцзащиты

в органы Пенсионного фонда
2001 г. - передача функций по сбору страховых взносов

в налоговые органы

2002 г. - начало пенсионной реформы

2004 г. - монетизация льгот

2007 г. - материнский капитал