Драма в сопоставлении с другими родами литературы. Трагедия и комедия

Лекция 1.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРАМЫ

Возникновение драмы. Театральное и литературное в драматургии

Возникновение драмы из зрелищной импровизации. Происхождение трагедии из культа Диониса. Прочная связь драмы с игрой. Ранние сценические представления: отсутствиецельных сюжетных построений, намеренного отражения индивидуальной человеческой судьбы, доминирующей роли слова. Театр и драма как род литературы: время возникновения.

Условия реализации драмой своих возможностей: выход театра за пределы народно – фарсового смеха, обращение к высоким жанрам, опора сценического искусства на письменные формы бытования художественной словесности. Условия появления драмы: осознание самостоятельной ценности речевого текста, произносимого актерами; обретение этим текстом устойчивости. Драма как признак зрелости воспроизводящего начала в литературном творчестве (Д.С.Лихачев). Театральное и литературное в драматургии. Зрелищный текст и драматический текст.

 

Драма в сопоставлении с другими родами литературы. Трагедия и комедия

Драма как род литературы в сопоставлении с эпосом и лирикой. Предмет эпической поэзии. Лирическая и драматическая поэзия: постижение индивида и его места в мире.

Эпос и драма. Черты эпопеи как жанра. Эпический мир и проблема незавершенности, проблематичности. Эпический мир абсолютного прошлого «как предание, священное и непререкаемое, инвольвирующее общезначимую оценку и требующее пиететного к себе отношения» (М.М.Бахтин). Эпопея и античная драма: сфера сближения и отличие. Единая мировоззренческая позиция античного зрителя и драматурга; миф как основа фабулы сценического представления, устойчивость жанра театрального представления, - и открытие античной трагедией двойственности явлений.

Стабилизация понятий в обществе, появление этико – религиозных воззрений как необходимые предпосылки возникновения трагедии (О.М.Фрейденберг). Превращение действа в решающее мировоззренческие проблемы действие, связанное с процессом обогащения мифологической образности нарративным содержанием, понятийным обобщением (О.М.Фрейденберг). Возникновение драмы как эстетической «модели» освоения сущностных противоречий бытия. Концепция трагической коллизии и трагической вины Г.В.Ф.Гегеля применительно к греческой драме.

Трагедия и комедия. Комедия как универсальный жанр античности. Ведущая роль комедии в становлении театрально – драматического искусства.

 

Литература

Хейзинга Й. Драма как игра// Хейзинга Й. Homo ludens. М.,1992. С.163 – 167.

Игра. Игра драматическая// Пави Патрис. Словарь театра. М.,1991.

Мукаржовский Я. К современному состоянию теории театра // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.,1994. С. 360 – 380.

Фрейденберг О.М. Генезис трагедии// Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.,1978. С.403 – 440. Или: М.,1998. С.508 – 557.

Фрейденберг О.М. Миф и театр: Лекции по курсу «Теория драмы» для студентов театральных вузов. М.,1988.

Фрейденберг О. М. Семантика постройки кукольного театра // Фрейденберг О. М. Миф и театр. — М., 1988.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 447-483.

Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

Гаспаров М.Л. Сюжетосложение греческой трагедии// Новое в современной классической филологии. М., 1979.

Зелинский Ф.Ф. Рудиментарные мотивы в греческой трагедии. Одесса, 1912.

Хализев В.Е. Специфика литературы и ее родов // Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.,1986. С.9 – 62.

Владимиров С.В. Действие в драме. Л., 1972.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

Теория литературы. Т. 4. С. 139 – 144. С. 160 – 174.

Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд. – Тверь, 2001.

Злобина А. Когда бы грек увидел наши игры: Классика на современной сцене // Новый мир. М., 1996. № 11. С. 198-211. (Сценические интерпретации русской драматургии 19 века).