Искусство древности и средневековья: Русь в контексте художественных стилей Европы

2. «Откуда пошла есть Русь?»: русское в русском исскустве(Лек. - 2 ч., СРС – 2 ч. )

Какое искусство считать русским? Датировка и хронология искусства. Античное и скифское искусство на территории нынешней России. Примитивная материальная культура. Византийское (кавказское) влияние в архитектуре и фреске. Реконструкция древнейших памятников языческой и Киевской Руси.

3. Особенности развития искусства домонгольской Руси (Сем. -2 ч. СРС – 4 ч.)

Важнейшие памятники архитектуры и искусства эпохи. Архитектура Новгорода и Пскова, белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Монументальная живопись соборов Киева и Новгорода. Иконопись. Декоративно-прикладное искусство и техника работы с драгоценными металлами в домонгольской Руси: литье, чеканка, басма, чернь, скань, зернь, эмаль.

4. Художественная культура Византии и ее значение для развития древнерусского искусства. (Лек. -4 ч., СРС – 2 ч. )

Основные этапы развития художественной культуры Византии. «Ренессансы» в византийском искусстве. Характер и сущность Византийского искусства. Эстетические идеалы византийцев. Мистическая и светская антикизирующая эстетика. Идеи неоплатонизма в византийской эстетике. Роль канона в искусстве Византии. Архитектура: от базилики к крестово-купольному храму. Центрические культовые постройки. Купольная базилика. Святая София в Константинополе. Храм на четырех колоннах. Православный храм как образ мира. Живопись: от фаюмских портретов к иконе. Монументальная живопись Византии: мозаика и фреска. Равеннские и константинопольские мозаики. Икона. «Обратная перспектива». Православные каноны и иконография Христа, Богородицы и святых. Иоанн Дамаскин и его роль в формировании православных канонов. Декоративно-прикладное искусство. Византийская музыка и божественная литургия. Значение и влияние художественной культуры Византии.

5. Архитектура Древней Руси: новгородская и владимирская традиции. (Сем.– 4ч., СРС – 4 ч.)

Трансформация византийского влияния в XIII в. Пограничные земли как ресурс развития культурной ойкумены – Новгород как вольный город и Псков как город военный. Крепостное строительство. Подъем Владимирского княжества. Храмы Владимиро-суздальского ареала. Примеры: Церковь Спаса на Нередице (Новгород, 1198), Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (Новгород, 1207), Успенский собор (Владимир, 1158-1161, 1189), Дмитриевский собор (Владимир, 1194-1197), «Золотые ворота»(Владимир, XII в.), Лестничная башня дворцового комплекса в Боголюбово (Боголюбово, 1160-е гг.), Церковь Покрова на Нерли (1164), Пятницкая церковь в Чернигове (XII в.) псковская звонница и ростовский надвратный храм.

6. Культура Древней Руси второй половины XIII – первой половины XV: от упадка к возрождению(Лекции 2 ч., СРС – 2 ч.)

Монгольское нашествие и его значения в истории и культуре Древней Руси: историографические дискуссии и видение современников. Центры русского искусства в эпоху монгольского ига. Соперничество Москвы и Твери. Западнические тенденции в Новгороде и Пскове. Значение православной церкви в развитии искусства в данный период: храм, икона, книга в канонической традиции, причастность к храму. Эстетика и религиозно-социальная семантика храма Святители русской земли. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Еретические движения в Новгороде («стригольники») и Стефан Пермский. Второе южнославянское влияние». Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Раннемосковская белокаменная архитектура.

7. Иконописное изображение и его эволюция в XII-XV в. (Сем. – 4 ч. СРС – 6 ч.)

Мозаика, фреска, икона, миниатюра. Киевская фреска. Новгородская и Владимиро-Суздальская школы стенописи. Возрождение византийской традиции после Куликовской битвы. «Золотой век» новгородской архитектуры и живописи. Новые тенденции в архитектуре и монументальной живописи. Расцвет русской иконописи на рубеже XIV-XV вв. Феофан Грек и Андрей Рублев. Декоративно-прикладное искусство.

8. Искусство художественных центров XII – первой трети XV в.(Сем. 4 ч. СРС - 8 ч.)

Искусство Новгорода и Пскова сер. XII-сер. XV в.; Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Роль его традиций в сложении художественной культуры Северо-Востока Руси XIII-XIV в. Возвышение Москвы в XV в. в контексте европейского Возрождения. Шатровый храм. Соборы на Москве (Троице-Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Коломенское и др.) – топография, идеография, иконография. Пример: Спасский собор Андроникова монастыря (1425-27, Москва), Церковь Ризположения Московского Кремля (1484-88), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-89, 1564), Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти, 1475-1479). Становление Московского княжества как художественного центра в XIV – сер. XV веков.

9. Древнеруссое искусство во второй половине XV-XVI вв.: единство и противостояние(Лекции 4 ч., СРС – 2 ч.)

Падение монгольского ига и становление единого Российского государства. Начало книгопечатания. Иван Федоров и его последователи.. Архитектура: влияние итальянских мастеров на формирование новых тенденций в отечественной архитектуре. Полемики о каноне в книжности, храмовом строительстве, иконописи.

10. Древнерусская музыкальная культура (Сем. – 4 ч. СРС – 6 ч.)

Первоначальный этап (связь с Византийским богослужением, Сту­дийский устав, Песненное последование). Древнерусская певческая (студийская) книжность: основные типы певческих книг — кондакари, стихирари, минеи месячные, ирмологии. Истинноречие. Ранние нотации (знаменная, кондакарная, фрагментарная (или частичная) нотация). Ре­пертуар нотированных песнопений. Традиция пения «на подобен» («Подобьницы» Типографского Устава как сборник стихирных моделей, ирмосы канонов Ирмология). Распространение на Руси Иерусалимского Устава и формирование новой певческой книжности на его основе. «Стилевой перелом» и его отражение в нотации. Появление ранних азбук знаменной нотации. Первые теоретические руководства — русские музыкальные азбуки (азбуки-перечисления и азбуки толкования). Стоглавый Собор 1551 года (вопросы церковного устроения и богослужебного пения). Многогласие и хомония (раздельноречие). Многораспевность. Система указательных и степенных киноварных помет, признаки. Основные знаки знаменной нотации (словарь невм). Попевки. Лица и фиты. Творе­ния русских самодержцев (Иван Грозный, Алексей Михайлович). Раннее русское многоголосие.