Архитектура

Тема. Искусство Древнего Рима.

Искусство Древнего Рима — заключительный этап в развитии античного искусства. В созданных римскими мастерами художественных произведениях тесно переплетались различные эстетические принципы, воспринятые от греков и от многих других племен Европы и Средиземноморья; этрусков, карфагенян, египтян, кельтов. И все же искусство Древнего Рима нужно рассматривать не только как продолжение греческого, но и как самостоятельную художественную деятельность. Ведь римлянам как народу, присущи свои непохожие на греков исторические черты. Это и ход исторических событий, и природные условия, и своеобразие религиозных воззрений, а также качества характера, отличавшие римлян от других средиземноморских племен той поры.

Под древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. История Рима делится на три этапа. Первый, дореспубликанский, когда Римом управляли этрусские цари, продолжался с VIII по VI век до н.э.. Второй этап – эпоха республики, - наступивший в конце VI века до н. э. и длившийся до середины I века до н.э.. И третий – императорский - начался правлением Октавиана Августа, установившего единовластие, и длился до VI века н.э.

Архитектура

Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны. Первые храмы для римлян возводили, вероятно, их соседи, более цивилизованные этруски. Завладев в 146 году Грецией, римляне высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Произведения искусства, которые создавались затем в Риме, были явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, были греческого происхождения. А вот римская архитектура представляет собой поистине творческий подвиг. С самого начала ее развитие отражало свойственный только Риму характер общественной и личной жизни, так что любые элементы, заимствованные у этрусков или у греков, приобретали неизгладимый отпечаток римского стиля.

Древний Рим был деспотическим государством, мощь которого основывалась на жестокой эксплуатации завоеванных народов. Архитектура служила одним из средств возвеличивания и укрепления власти. Ее пафос выражает величие и утверждение несокрушимой мощи государственной и общественной системы.

Рим был построен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямолинейными проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами. На улицах стояли роскошные городские усадьбы - виллы и доходные дома – фавеллы – высотою в 5-6 этажей. Особое значение для города имела система водоснабжения (акведуки) и слива (клоака). Рим снабжали водой девять грандиозных акведуков. Акведук представлял собой многоярусный каменный мост, несущий водопроводные трубы.

Берега рек соединяли мосты. Мост зрительно как бы опирался на воду полукружиями арок, на которых сверху лежал карниз, придающий мосту законченность.

В римской архитектуре грандиозность сочетается с ясностью замысла. Полезность возведена в культ. В строительстве римляне широко используют арку и развившиеся на ее основе типы сводов. Это бочарный (полуцилиндрический) и купольный свод. Типы римских построек разнообразны и многие из них утвердились в мировой архитектуре. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием, который впоследствии лег в основу христианских церквей. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных нефа. Изначально в Риме базилики была светским сооружением, и использовались для проведения судебных заседаний. Основным строительным материалом римляне сделали бетон. Применение этого прочного, дешевого и пластичного материала позволило римлянам создать грандиозные архитектурные сооружения. Строились величественные храмы, дворцы, монументальные термы (бани), форумы (общественные центры), театры, мосты, акведуки.

В 80 году н.э. был построен знаменитый римский Колизей – амфитеатр, вмещающий до 50 тыс. зрителей, где проходили гладиаторские бои и травля зверей. Вокруг арены, имеющей форму эллипса, располагались трибуны с рядами зрительских мест, которые идут друг за другом со значительным повышением. Чтобы придать зданию парадность и величие зодчий применил сочетание мощной аркады и накладного декора, изображающего ордерную конструкцию (колоннаду).

Другое замечательное новшество римского зодчества – триумфальная арка, предназначалась для торжественной церемонии въезда победоносного полководца в Рим. Например, арка императора Тита, воздвигнутая в I в. н.э. в память победы над иудеями и разрушения храма Соломона в Иерусалиме.

Выдающимся сооружением Древнего Рима является Пантеон – храм всех богов, построенный в начале II в. н.э. Аполодором из Дамаска. Это круглое в плане здание с большим залом, переерытым бетонным куполом со световым отверстием наверху. Купол Пантеона является самым большим в архитектуре древнего мира, его диаметр 43,2 м. Он опирается на мощные стены толщиной 6 м. Роскошное внутреннее убранство Пантеона контрастирует с простотой внешнего вида здания.