Анализ аналогов.

 

Цвирко Виталий Константинович по праву считается новатором, первооткрывателем в создании особого типакартинно-эпического и лирико-героического пейзажа, не ведомого до этого в белорусском искусстве. Художник создал полотна эпического звучания, обобщенные образы-символы родной земли, многочисленные пейзажи-сказания, которые стали классикой белорусской живописи.

Рисунок П.А.1 Виталий Цвирко « Коложа» (Борисоглебская церковь XII в. в Гродно)

Это живописное полотно относится к одному их самых распространенных видов изобразительного искусства- живописи. Это станковая работа в жанре пейзаж, выполненная в технике масляной живописи. В.К.Цвирко практически всегда отсутствуют внешние приметы времени. При этом сам образный строй его картин, оригинальность композиционных решений например он часто прибегает к такому приему как вид сверху, энергичный цвет, линейный ритм показанный через мазок положенный автором вы видим легкий штрих кистью по форме , мощный колорит, экспрессивный мазок соответствуют духу эпохи, в которой жил и творил мастер. Художник пытается создать на холсте ёмкий образ белорусской природы. Композиция уравновешена и хорошо смотрится в формате работы. Формат подобран и так же создает ощущение статичности и уравновешенности работы. Все основные элементы подчинены композиционному центру – зданию Коложской церкви. Масса ветвей на переднем плане работы, уравновешена массой леса на заднем. Колорит работы выбран в охристой гамме, прекрасно передана тепло-холодность природы этого края, легко зрителем уловить, что написана она в вечернее время.

Рисунок П.А.2 "Хлеба убраны" (1972).

Достаточно интересен пейзаж В. Цвирко в композиционном плане, как правило, автор смотрит на землю «с высоты птичьего полёта», поэтому земное пространство кажется бесконечным и необъятным например в произведении "Хлеба убраны" (1972), чувствуется творческий порыв художника, стремящегося сохранить впечатления о красоте осенней природы. Широкий размашистый мазок уверенно лепит формы предметов, создавая эффект материальности и вещественности. Смело и темпераментно написаны передний золотистый план сжатого поля, красно-коричневый косогор и охристые стога сена на берегу реки, огромные белые облака, сквозь которые просвечивается свинцовое небо. Внимательно изучая природу, В.Цвирко переосмысливал и трансформировал ее в своем воображении, создавая новый гармоничный и ясный образ. Умение по-своему увидеть природу, почувствовать в ней тонкие лирические мотивы и на основе их создать яркое образное решение – вот качество, определяющее творческое лицо мастера. Он считал, что в картине-пейзаже в отличие от этюда должен быть художественный образ как нечто общее, в чем выражается этическая и эмоционально-эстетическое отношение художника к окружающей действительности. В его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. Художник стремится постичь душу природы, понять ее и передать это понимание другим. Ему удалось создать особый, неповторимо национальный образ белорусской природы, не имеющий аналогии в истории нашей живописи. Художник утвердил мысль о том, что прочтение окружающего мира беспредельно, как и бесконечны человеческие ощущения и любовь к Родине.

Рисунок П.А.3 Исаак Левитан «Золотая осень»

Пейзаж "Золотая осень". выполнен в технике многослойной масляной живописи. Благодаря горизонтальному формату картины рождается совсем другое настроение. Художник в своей работе хотел передать красоту природы. На картине изображен милый, словно давно знакомый уголок, скромный, внешне ничем не примечательный вид. Наш взгляд неторопливо движется вдоль картины. Мы как будто с холма любуемся открывающейся ширью осенних полей, далеким лесом, просторами родной земли. Боковые края картины ограничивают, но не стесняют наше воображение. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды. Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. Художественная выразительность в картине передана через цвет и композицию Композиция осеннего пейзажа лаконична и хорошо уравновешена, левый берег немного больше правого, но это хорошо уравновешивается извилистой речушкой уходящей в горизонт, цветовая гамма работы хорошо выстроена и построена на нюансах от охристого до лимонного. Глубокая тень деревьев хорошо поддерживается цветом темно синей речки и теневой стороной массива травы. Красноватая трава на переднем плане хорошо гармонирует с листвой деревьев на среднем. Пятно зеленоватой травы на переднем плане прекрасно посаженое в формате ,поддерживается на дальнем плане зеленоватыми девевьями. Композиционный центр выбран художником не случайно он притягивает глаза зрителя на листву берез приглашая нас приглашает нас посетить этот момент, переживая его вместе с нами . Работа выстроена и скомпонована грамотно, цвет и тон подобран согласно задумке автора.

 

Рисунок П.А.4 Май Вольфович Данцигинг “Мой город древний, молодой” (1972).

Картина народного художника Беларуси Мая Вольфовича Данцига “Мой город древний, молодой” (1972) отличается внушительными размерами, сочностью красок, монументальной композицией и необычным ракурсом, взятым словно с высоты птичьего полета. В данном произведении живописец запечатлел вид центральной части Минска, в котором он родился и вырос. Май Данциг стремится осмыслить историческое и психологическое содержание городской темы, к которой обращается на протяжении всего своего творчества. Живые краски повседневности, движение людей, машин одушевляют холодную красоту форм новой архитектуры. В выбранном художником ракурсе видны одновременно и древние, и современные здания. Изображенная улица Немига известна с XII в. Ее название происходит от одноименной речки, которая со временем обмелела и на протяжении XIX – начала XX в. была взята в коллектор. Холодная синагога XVI в., которая изображена на картине в правом нижнем углу возле строящегося здания Белпромпроекта.

За возводящимся зданием Белпромпроекта в картине изображен памятник архитектуры XVII в. – храм, который сохранился до наших дней. Место, где он располагается, сегодня называется улицей Кирилла и Мефодия. Изначально же это здание было костелом Благовещенья и принадлежало женскому монастырю Бернардинок.В 1870 г. монастырь был передан православной церкви. После Второй мировой войны бывший костел стал православным Свято-Духовым кафедральным собором. За ним в произведении Мая Данцига можно увидеть здание самого монастыря.

Изображенный в картине архитектурный комплекс находится в Верхнем городе, который сохранял ведущую роль в жизни Минска с конца XVI в. вплоть до середины XX в. Его сформировавшийся на протяжении нескольких столетий архитектурный ансамбль является уникальным заповедником градостроительного искусства с чертами готики, Ренессанса, барокко и классицизма. В глубине картины виднеется еще один памятник архитектуры, созданный уже в XX в., – Национальный академический Большой театр оперы и балета, который находится в сквере, окруженном улицами с четырех сторон. Когда-то на месте сквера располагалась площадь, называвшаяся Троицкой. Она возникла в XVI в. Вскоре на ней был построен костел. В начале XIX в. храм сгорел и больше не восстанавливался.

До середины XX в. площадь исполняла исключительно торговые функции. Однако в 1935–1937 гг. здесь был возведен театр оперы и балета. Монументальное здание впечатляет своим масштабом, притом, что оно уменьшено почти вдвое от первоначального проекта. Во время Второй мировой войны вся площадь была обнесена колючей проволокой и превращена в лагерь для военнопленных. В дальнейшем ее засадили деревьями и превратили в сквер. Таким образом, картина Мая Данцига представляет собой не только художественную, но и историческую ценность. Она свидетельствуют о существовании тех архитектурных памятников, которые не сохранились до наших дней.

Проникая в историю, Май Данциг стремится синтетично охватить сущность города. Это не просто панорамный пейзаж с шедеврами древнего зодчества, который свидетельствовал бы об увлечении художника стариной и национальными традициями. В данном произведении мастером делается акцент, прежде всего, на протяженности жизни архитектуры во времени, биографии города. Май Данциг словно стремится к преодолению факта в образной передачи понятий ради выражения своего мировоззрения. Пластическое решение данного произведения является уникальным в изобразительном искусстве Беларуси. В композиционном пространстве сочетаются монументальная выразительность и экспрессия формы, доведенной автором до «звенящей» цельности и простоты, декоративность цветовых решений и неожиданные ракурсы. В этом проявляется своеобразие творческой манеры Мая Данцига, которая неразрывно связана с образно-живописным мышлением мастера.

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.