Материалы и техники масляной живописи.

 

К материалам маслянной живописи относятся краски растворяющие их вещества, кисти, холст и многое другое. В этой главе я хотела бы рассказать о красках, маслянных техниках их разновидностях:

Пастозная краска - это густая, едва стекающая цветная паста. Большинст­во пигментов от природы имеют крою­щие способности, они поглощают свет и рефлектируют его. Свет не просвечи­вает сквозь них.

Способ действия: наносимые масляные краски некото­рое время должны полежать на палит­ре, пока они не «загустеют».

Задача краски: немного, лишь самое необходимое ко­личество связывающих веществ пере­работать с большим количеством пиг­мента. Масляные краски из туб можно обогатить пигментом.

Лессировочные краски это ряд красок являются прозрачными (ультрамарин, карминно-красная, соч­но-зеленая, асфальт и т. п.)- Эти краски пропускают свет. Их называют также лессировочными и в зависимости от прозрачности полулессировочными или полукроющими красками. Техниче­ские живописные возможности позво­ляют кроющим и полукроющим крас­кам тоже придать прозрачность.

Прозрачные масляные краски наносят мягкой кистью из коровьего волоса, чтобы избежать грубых структур, как при технике живописи «алла прима», которые могут отвлекать от тонкой, многооттеночной, переливающейся красочной картины.

Техники живописи :

· Лессировочная техника живописи.

Рабочий процесс лессировочной жи­вописи сложен, он требует много вре­мени и терпения, а также самоотдачи художника. Прежде всего здесь необходимо яркое воображение и мысленное представ­ление о будущем изображении. Карти­на строится монохромно, тон в тон, подмалевки решающим образом влия­ют на общий вид картины. Лессировоч­ная живопись видна почти до «основа­ния», до «дна», как в озере с прозрач­ной водой. После успешной живопис­ной предварительной работы отдель­ные цветовые участки (это могут быть также общие плоскости картины) по­крываются слоями лессировочных красок. Отдельные слои картины долж­ны по меньшей мере наполовину вы­сохнуть, прежде чем вы начнете по­крывать их следующим слоем краски.

· Живопись «алла прима»

Это понятие происходит от латинского «alia prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пас­тозной краской. Картина готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Кра­ски в основном смешиваются на пали­тре, где кажутся свежими и светящи­мися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст, но также и картон. Нанесение красок в живописи «алла прима» создает типичную ком­пактную, иногда рельефную структуру.

Её можно «затушевать», растирая или «размывая» участки контуров. При этом слои красок легко растирают су­хой, мягкой кистью из коровьего воло­са. Края цветов и контуров таким об­разом становятся более мягкими и ка­жутся чуть «расплывчатыми». Этот спо­соб еще называют «сфумато» («с раз­мытыми контурами»).

· Техника работы мастихином

Техника работы мастихином - вариант живописи «алла-прима». С помощью монохромного подмалевка заклады­вают основную структуру картины, затем эластичным мастихином кладут краску пастозным способом пятно ря­дом с пятном. В отличие от белых рельефов здесь можно нанести блики света на чуть подсохшую краску. Выбирая мастихин советуем обратить внимание на его лезвие. Оно должно быть предельно гибким, хорошо пружинить, но не слишком слабым, так как в противном случае к инструменту не успеете привыкнуть, он попросту не сослужит долгую службу. Текстура создается при помощи плоского нажатия лезвием вниз, непосредственно в краску. Техника мастихин идеально подойдет при создании текстуры, либо в работе с крупноформатными полотнами в качестве нанесения плоских слоев краски.

· Техника живописи сырым по сырому

После некоторой тренировки и приоб­ретения ремесленно-художественного опыта вам удастся также несколько видов красок перерабатывать сырым по сырому, то есть наносить их на еще не высохшие слои красок. Здесь тоже действует основное правило письма «жирным по тощему», то есть от слоя к слою применяют все более густые раз­бавители. Действие цветов лессиро­вочной живописи зависит от прелом­ления света и рефлексов, этого впе­чатления невозможно добиться крою­щими красками. Здесь краски должны смешиваться в определенные цвето­вые тона на полотне. В качестве полот­на для лессировочной живописи под­ходят мелкозернистые, плотно спле­тенные холсты, а также гладкий живо­писный картон и дерево. Так называе­мые сиккативы (сушащие материалы) могут ускорить процесс высыхания и затвердения слоев краски; они по кап­ле добавляются в разбавители. Обыч­ные сиккативы содержат кроме проче­го кобальт. Поэтому следует просле­дить, чтобы при их использовании в разбавитель не попадали дополни­тельные вещества, от которых он мо­жет потерять свою эластичность.

· Многослойная живопись

Распространенным, исходящим из осо­бенностей рабочего процесса спосо­бом письма является многослойная живопись. Обычно не так часто удается закончить картину в один сеанс. В на­чале работы над картиной многое по­хоже на эскиз и кажется незавершен­ным. Затем появляется желание пере­делать то одно, то другое, картину хо­чется переработать, перерисовать или вообще переписать заново. Таким об­разом возникают отдельные, различ­ные этапы работы. Художник не закан­чивает картину и оставляет ее «откры­той». В многослойной живописи содер­жатся все описанные выше способы письма и их комбинации. Если быть более точным, то нельзя ска­зать, что начал картину, а потом ее (как единственную цель) закончил. Рабо­чий процесс в технике многослойной живописи обнаруживает так много, за­частую даже не предсказуемых новых открытий, что вскоре они становятся даже более важными, чем результат картины как таковой. Работа над кар­тиной должна таким образом всегда оставаться «открытой» и не должна на­зываться «незаконченной». С этой точ­ки зрения предпочтение отдается кри­териям художественным, а не ремес­ленным.