ТЕМА № ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения.
В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:
-разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета
-различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.
В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.
Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц — застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях — членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.
В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.
Структурно она может быть представлена так:
- федеральный уровень — Пенсионный фонд Российской Федерации (правление, исполнительная дирекция);
- федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
- уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
- местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в районах (городах).
Как мы видим, для решения поставленных задач и выполнения своих функций в стране функционирует структура управления пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенсионного страхования.
На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обеспечению граждан.
Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для ПФР характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.
Сразу же отметим главную особенность, присущую ПФР.
ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, которые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования». К ним относят, например, всеобщность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обязательного социального страхования и др.
Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.
В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системыобязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.
Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, - сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.
Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовойчастью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.
Во многих зарубежных странах существует подобная накопительная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обязательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсионных накоплений, но, как правило, только в порядке негосударственного пенсионного страхования.
Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.