Республиканский период.

Республиканский период в истории древнего Рима охватывает с VI в. До н.э. по Iв. до н.э. Он начался в 509 г. до н.э. свержением последнего царя Тарквиния Гордого и избранием двух консулов, а завершился в 27 г. до н.э. с приходом к власти Октавиана Августа. Уже к концу IV в. в Риме сложилась развитая полисная организация с присущим ей разделением властей, системой сдержек и народовластием. Тем не менее, в отличие от Афинской демократии, Римская республика характеризуется как военно-аристократическая. Это связано со специфической системой формирования и функционирования государственно-политических институтов древнего Рима. Полномочия рекса перешли двум консулам, избираемым народными собраниями на один год.

С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около пятисот лет. Главным органом власти был сенат. Первоначально было триста сенаторов. Их назначали цензоры, практически пожизненно. Сенат подчинялся Народному собранию, но мог объявить его решения недействительными. В особых случаях сенат был вправе прибегнуть к временной военной диктатуре, когда по его решению один из консулов назначал диктатора. Диктатор опирался на военную силу и не нёс ответственности за свои действия. Назначался на шесть месяцев. Сенат распоряжался казной и наблюдал за государственным имуществом, бюджетом, внешними отношениями и военным делом. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Плебеям удалось добиться правового ограничения власти консулов в отношении личности и имущества римских граждан. В 509 г. до н.э. закон Валерия постановил, что смертный приговор, вынесенный консулом, мог быть обжалован в центуриатных комициях. В 454 г. до н.э. был установлен максимальный размер имущественного штрафа, который мог налагаться консулом (3020 ассов).

С течением времени к Народному собранию прибавился Народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. В V в. до н.э. плебеи добились создания института народных трибунов, который гарантировал соблюдение прав плебса. Существовало два вида народных собраний центуриатные и трибутные. Центуриатные считались главными. Они созывались по приказу консула, претора, трибуна и начинались с религиозных обрядов. Затем присутствующие занимались обсуждением законов. Народный трибун не мог покидать пределов Рима, и дверь его дома была всегда открыта для любого, кто хотел к нему обратиться за помощью. Народные трибуны получили право вето на любые решения должностных лиц, Сената и народных собраний. Личность трибуна была неприкосновенна, а его решения могли отменяться только остальными народными трибунами.

Крупным успехом в борьбе за уравнение патрициев и плебеев в гражданских правах стало издание около 450 г. до н.э. Законов XII таблиц. Они заменили обычное (изустное) право писанными законами, что существенно ограничило возможности для судебного произвола. Вскоре в 445 г. до н.э. закон Канулея снял запрет на браки между плебеями и патрициями.

В IV в. до н.э. плебеи были допущены к замещению любых государственных должностей (включая консулов и диктатора), а также получили возможность выдвигаться в Сенат. Более того, закон Лициния и Секстия (367 г. До н.э.) установил, что один из консулов должен избираться из числа плебеев. В 287 г. до н.э. законом Гортензия решения плебейских трибутных собраний (плебисциты) приобрели силу закона и стали распространяться на всё население. В дальнейшем из патрицианско-плебейской аристократии стала формироваться новая социальная группа - нобилитет. Таким образом, произошла консолидация свободного населения Римского государства и унификация социально-политической системы.

По мере превращения Рима в столицу огромной территории состав населения стал пополняться иностранцами - перегринами, которые претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две системы права: одна для римских граждан, другая - для перегринов: право квиритское и право перегринское.

Перегринское право со временем стало называться «правом народов». С IV - III вв. до н. э. основным работником в Риме становится раб.

С приростом населения увеличилось число центурий, и в III в. до н. э. их было уже триста семьдесят три. Происходит демократизация центуриатного собрания, и каждый разряд населения получает по семьдесят центурий.

Резко возросло количество триб, вместо четырех стало тридцать пять. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Правительственная власть складывалась из коллегий, избираемых народными собраниями на год. По истечении срока члены коллегий несли ответственность за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Каждый мог наложить вето на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов и коллегия преторов. Консулы были высшими магистратами республики.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибун не мог отлучаться из Рима и имел право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили, налагать вето на постановление сената.

Армия в Риме строилась на строгой дисциплине. Командующий имел в отношении всех своих солдат и офицеров право смертной казни. При нарушении воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию. Гражданин, достигший семнадцати лет, был обязан нести военную службу.

 

Государственный строй древнего Рима в период империи:
принципат, доминат

Во II - I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в по-лосу кризиса. Многочисленные восстаниярабов, войны с союзниками Рима, а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причины кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства, но полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоёванными народами. Установление военно-политической диктатуры подготовило переход от республики к монархии.

В истории Римской империи выделяется два периода: принципат (I в. до н. э.-III в. н.э.) и доминат (III-Vвв.). Началом Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа.

Принципат стал особой формой монархии, сочетавшей республиканские полисные традиции государственного управления с централизацией власти. В период принципата республиканские учреждения (Сенат, народные собрания) постепенно утрачивали прежние полномочия. Государственная система перерождалась, из неё вытеснялись принципы выборности, подотчётности, коллегиальности.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в руках принцепса. В республиканский период так именовали первого сенатора, начиная с Октавиана, титул принцепса стал носить глава государства. Его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей-консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия империум, включая право вето на решения всех государственных органов и возможность формировать Сенат. Вначале чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем император стал называть своего преемника, и его воля приобрела обязывающий для Сената характер. Фактически Сенат лишь оформлял решения императора в сенатус-консультах, которые теперь приобрели силу закона.

Параллельно вырождению республиканских институтов происходило формирование бюрократического аппарата. Реорганизация управления провинциями позволила принцепсу создать собственную казну - фиск, которая оказалась вне ведения Сената. Опорой принцепса стала армия, превратившаяся в корпоративную организацию. Ядро армии составили преторианцы-гвардия, составленная из граждан Италии и подчинённая лично императору. В период принципата путь в армию открыли для наёмников из римских провинций. Они получали солидное жалованье и земли, что позволяло ветеранам после отставки занимать значительные посты на государственной службе в провинциях. Кроме того, провинциалов привлекала перспектива получить за воинские заслуги римское гражданство. Поэтому армия всё больше отдалялась от римского населения и оказывалась неподконтрольной обществу.

В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, владыкой). Римские магистраты окончательно утрачивают своё значение и превращаются в почётные должности для приближённых императора. Сенат к 369 г увеличился до 2 тыс., человек и превратился в неэффективное учреждение, раболепствующее перед императором. Его роль низводится до положения городского совета, в котором регистрируются императорские эдикты. Органы муниципального самоуправления превратились в дополнение к императорскому бюрократическому аппарату и ограничивались поддержанием хозяйственной деятельности и правопорядка. Реальная власть переходит к совету императора - священному консисторию.

В правление императора Константина опорой абсолютной власти императора становится христианство,которое в 381 г. было провозглашено государственной религией.