Мониторинг инструментов мерчандайзинга розничной сети

«Магнит»

Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания покупателей и эффективного труда работников магазина являются правильное размещение и выкладка товаров в торговом зале.

В здание магазина «Магнит на Маршала Рыбалко 111» предусмотрены два входа: для посетителей со стороны главного фасада и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия; принадлежность; информация о режиме работы; информация об оказываемых услугах.

Общая площадь магазина 174,6 кв.м., из них торговый зал занимает 145,2 кв.м. с установочной площадью, занимаемой торговым оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения денежных расчетов с покупателями.

Пол покрыт глазурованной напольной плиткой, стены - улучшенная клеевая побелка.

Освещение совмещенное: три окна и потолочные люминационные лампы (19 шт.), зал оснащен вентиляцией (верхние зарешеченные воздуховоды).

Помещения магазина оформлены в единстве стиля с нежными тонами стен и окраской отопительных приборов, с созданием уюта и комфорта, как работникам так и покупателям.

При размещении товарных групп в торговом зале магазина учитывается ассортимент реализуемых товаров и применяемые методы продажи каждой товарной группы, соблюдаются правила товарного соседства, а за каждой товарной группой закреплена постоянная зона размещения.

Товар раскладывается на пристенных и островных стеллажах и прилавках-витринах. В магазине применяют стеллажи универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных товаров. Пристенные стеллажи установлены вдоль стен, островные - в средней части торгового зала.

Используются различные способы выкладки товаров: вертикальный, горизонтальный, блоками, навалом.

Все образцы товаров в торговом зале магазина «Магнит на Маршала Рыбалко 111» снабжены хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.

В торговом зале магазина «Магнит на Маршала Рыбалко 111» супермаркета товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.

В магазине «Магнит на Маршала Рыбалко 111»применяется прогрессивный метод продажи – самообслуживание, которое занимает основное место среди современных методов продажи.

Это один из самых удобных методов продажи товаров. С его помощью экономится время покупателей, увеличивается скорость торгового обслуживания и т.д. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность их рассмотреть, ознакомиться с интересующими сведениями, содержащимися на упаковке и ценнике товара, самостоятельно отобрать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина.

Обслуживание покупателей в торговом зале является наиболее важной частью мерчендайзинга и процесса продажи в целом. Именно здесь покупатель решает свою основную задачу – выбор необходимого товара.

В 2014 году маркетинговым агентством «Практика» (г. Пермь) было проведено анкетирование покупателей магазина «Магнит на Маршала Рыбалко 111»где по десятибалльной оценке было предложено оценить условия обслуживания покупателей в магазине. Оценивались следующие факторы:

- ассортимент (глубина и широта);

- цена;

- качество работы персонала в торговом зале;

- удобство посещение магазина;

- использование правил мерчандайзинга;

- расход времени покупателей на приобретение товаров в магазине.

В результате обработки более 200 анкет, были получены следующие данные, представленные на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Оценка качества торгового обслуживания

Таким образом, наиболее высокие оценки получили следующие факторы:

- цена (наличие скидок и товары для социальных групп населения)

- ассортимент (много новинок, большая ширина ассортимента, отсутствие товаров с истекающим сроком годности);

Наиболее низко оценили такие факторы:

- мерчендайзинг (удобство выкладки, наличие корзин и тележек, размещение товаров участвующих в акциях, наличие ценников, внутримагазинной навигации, стендов с информацией)

- расход времени на приобретение товаров в магазине (вовремя открывается дополнительная касса при наличии очереди, наличие корзин и тележек, удобство выкладки).

- качество работы персонала (отсутствие профессиональных рекомендаций, знание ассортимента и свойств товара, вежливость и т.д.)

- удобство посещения (расположение стеллажей и кассовых узлов).

На основании, результатов проведенного анкетирования и анализа организации коммерческой деятельности магазина «Магнит на Маршала Рыбалко 111»была составлена оценка качества торгового обслуживания по 10 - балльной системе см. Приложение 3.

Результаты представленные в Приложении 3, во многом совпадают с результатами анкетирование покупателей - высокие оценки за ассортимент; применение прогрессивных методов торговли (самообслуживание, применение электронных весов, сканеров и т.д.).

В то же время можно отметить, низкие оценки по блоку «мерчандайзинг» (неудобная выкладка, скорость обслуживания на кассе и отсутствие очередей; неудовлетворительное использование средств внутримагазинной рекламы), а в книге жалоб есть замечания по поводу работы персонала (хотя можно отметить высокую профессиональную квалификацию и достаточно высокий средний стаж работы в торговой отрасли).