Несовершеннолетние лица, как субъекты уголовного процесса

Лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, признается несовершеннолетним.

Производство по делам несовершеннолетних осуществляется также и в случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту производства процессуального действия достигло этого возраста, а также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть – после достижения совершеннолетия.

По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если лицо достигло шестнадцати лет. По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также некоторых других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет.

Недостижение, в соответствующих случаях, необходимого возраста – обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу и влекущее отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение производства по уголовному делу, а также не подлежат уголовной ответственности лица, достигшие определенного возраста, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния [48, с. 25].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает особые правила производства по уголовным делам, о преступлениях совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Он устанавливает дополнительные гарантии обеспечения их прав и законных интересов. Совокупность регулируемых уголовно-процессуальным законодательством правил и процедур создает необходимые предпосылки отправления справедливого правосудия по делам названной категории [22, с. 65].

Действующее законодательство Республики Беларусь исходит из единства процессуального порядка производства по всем уголовным делам для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также граждан, в нем участвующих (ст. 1 УПК). В то же время в Уголовно-процессуальном кодексе имеется ряд норм, которые предусматривают особые правила расследования и рассмотрения в суде дел в отношении отдельных категорий субъектов. Это касается, прежде всего, несовершеннолетних.

Поэтому производство по делам о преступлениях этих лиц, с одной стороны, является органической частью всего уголовного процесса, подчинено его общим задачам и принципам. С другой стороны, законодатель, учитывая присущие несовершеннолетним психические и социально-психологические особенности, и ограниченные в связи с этим их возможности самостоятельно реализовывать предоставленные права, в дополнение к общим нормам включает в УПК специальные статьи, регулирующие производство по делам лиц данной категории. Причем эти нормы не заменяют, а лишь дополняют общие правила производства по уголовным делам, устанавливая дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие достижение истины, охрану прав и за­конных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также повышение воспитательного и предупредительного воздействия каждого процесса. Таким образом, по делам несовершеннолетних помимо всей системы уголовно-процессуальных гарантий, предусмотренных общими правилами, применяются дополнительные процессуальные нормы и институты.

Для этого в ряде государств – бывших советских республик в УПК имелись специальные главы о производстве по делам несовершеннолетних: в России (гл. 32), в Украине (гл. 36), Армении (гл. 36). В Беларуси до последнего времени нормы, регулирующие производство по делам несовершеннолетних, были расположены в УПК применительно к отдельным статьям и институтам. И лишь в 1999 г. в новом УПК появилась особая глава – 45, озаглавленная «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет». В этой главе имеется 13 статей, отражающих, по мнению законодателя, особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Относятся они как к общим принципам уголовного процесса, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел данной категории. Однако статьи, регулирующие особенности производства по делам несовершеннолетних, не полностью сосредоточены в указанной главе нового УПК Республики Беларусь. К их числу относятся также отдельные статьи, расположенные в различных главах УПК Республики Беларусь.

Но в любом случае в этих нормах закрепляется принцип повышенной юридической охраны несовершеннолетних, как того требуют Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 10 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН и поддержанные БССР. В них подчеркивается, что особые правила производства по делам несовершеннолетних действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах.

Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних имеет место в законодательстве Республики Беларусь независимо от их правового положения (подозреваемого, обвиняемого, осужденного, потерпевшего, свидетеля) или от тяжести содеянного. Охранительный режим выражается в прямом протекционизме, т.е. в провозглашении в законе привилегий для всей возрастной группы несовершеннолетних. Это проявляется, прежде всего, в том, что для несовершеннолетнего предусмотрен режим двойного представительства его интересов – защитником и законным представителем [10, с. 96-106].

Порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних определен главой 45 УПК Республики Беларусь. Закон предъявляет особые требования к расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, поскольку необходима максимальная защита их прав и интересов.

С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодательством наряду с общими гарантиями предусмотрены ряд дополнительных. К ним относятся нормы УПК:

· обязательность предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных несовершен­нолетними (часть 2 ст. 181, ст. 189 УПК);

· обязательное участие защитника (п. 2 части 1 ст. 45 УПК);

· участие в производстве по уголовному делу законно­го представителя (ст. 436, 437 УПК);

· участие при допросе педагога или психолога (часть 1 ст. 435 УПК);

· расширенный предмет доказывания (ст. 89 УПК);

· сокращенная максимальная продолжительность допроса (часть 1 ст. 434 УПК);

· особенности применения задержания и мер пресече­ния (ст. 432 УПК);

· возможность назначения разбирательства уголовно­го дела в закрытом судебном заседании (часть 2 ст. 23 УПК);

· недопустимость применения сокращенного порядка судебного следствия (часть 2 ст. 326 УПК);

· удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания (часть 1 ст. 438 УПК).

Минимальные стандартные правила ООН «Касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными ст. 14 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» [29, с. 313-346].

«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных правилах заключены следующие принципы они:

· направленны на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек;

· предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость и др.);

· обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания;

· требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией;

· предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;

· рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства дела.

Правила производства по указанным делам нацелены:

· на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела,

· выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,

· реализации ими своих процессуальных прав,

· применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.

Устанавливая особый порядок производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, законодатель исходил из возрастных, социально-психологических и других особенностей несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав.

Производство по делам несовершеннолетних и совершенных в отношении несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК Республики Беларусь, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних.

В ч. 1 ст. 429 УПК содержится прямое указание на то, что особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних распространяются на лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет. Таким образом, определяющим моментом статуса несовершеннолетнего, здесь является возраст, в котором было совершено преступление, а не фактический возраст лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование или происходит рассмотрение уголовного дела.

В силу специфики расследования и рассмотрения уголовных дел этой категории законодатель обращает особое внимание на точное установление возраста несовершеннолетнего [27, с. 35]. При этом в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указывается, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток [37].

Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом. Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы, образующие в своей совокупности систему ювенальной юстиции [38].

 

1.2 Порядок возбуждения уголовных дел в отношении
несовершеннолетних

Орган уголовного преследования, в силу ч. 1 ст. 172 УПК, обязан принять, зарегистрировать и разрешить заявление и сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в том числе и о преступлении несовершеннолетних и совершенных в отношении несовершеннолетних и решить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Необходимо отметить, что меры уголовного наказания не должны применяться к несовершеннолетним за отдельные малозначительные правонарушения, которые носят характер детского озорства, а также за кражи у родителей или у других совместно проживающих членов семьи, если сами потерпевшие не обращались в соответствующие органы с просьбой о привлечении подростков к уголовной ответственности. Здесь целесообразно обойтись и без возбуждения уголовного дела в отношении такого лица [3, с. 382].

Качество и эффективность расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависят от своевременности возбуждения уголовного дела. Значение этого условия обусловлено необходимостью:

· быстро реагировать и пресекать преступную деятельность несовершеннолетних, которые нередко совершают подряд несколько преступлений под влиянием взрослых подстрекателей или в связи с тем, что ранее совершенные ими преступления не раскрыты;

· предупредить создание иллюзии безнаказанности за совершенное преступление, как у граждан, так и у несовершеннолетних правонарушителей и других подростков;

· не допустить «обработку» несовершеннолетнего взрослыми подстрекателями и организаторами для сокрытия следов совершенного преступления и их участия;

· как можно раньше начать положительное воспитательное воздействие на подростка [27, с. 18-25].

Уголовное дело возбуждается как по факту совершенного преступления, так и в отношении конкретного лица. Однако по делам о таких преступлениях, как вовлечение несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность, уголовное дело возбуждается только против определенного лица, если в его действиях усматриваются признаки преступления.

В первичных материалах чаще всего могут быть следующие данные, свидетельствующие о совершении преступлений подростками:

· несовершеннолетний подозреваемый задержан па месте преступления, или после его совершения, или явился с повинной;

· потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают, что по внешнему виду и поведению они были, видимо, несовершеннолетними;

· потерпевшие или свидетели знают возраст преступников;

· обстановка места происшествия, следы и иные вещественные доказательства свидетельствуют о совершении преступления несовершеннолетними [9, с. 53-54].

Возбуждение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних имеет свои особенности. Они связаны с тем, что прежде чем возбуждать дело, необходимо выяснить следующие вопросы:

· может ли лицо, о котором идет речь в первичном материале, быть привлечено к уголовной ответственности по своему возрасту;

· будет ли целесообразным применение к данному лицу мер уголовного наказания;

· нет ли некоторых иных обстоятельств, исключающих с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетнего наказуемость совершенного им деяния [23, с. 42].

При возбуждении уголовного дела по делам несовершеннолетних особое внимание надо обратить на соблюдение установленных ст. 173 УПК сроков проверки первичных материалов, этот срок должен составлять трое суток, а в исключительных случаях ввиду сложности и значительного объема проверки – до десяти суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 173 УПК до возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация) [36].

Если к моменту возбуждения уголовного дела выявлен несовершеннолетний правонарушитель, важное значение приобретает точное установление его возраста. Обычно трудности не возникают, когда у подростка есть свидетельство о рождении или паспорт. Если же для выяснения этого вопроса потребуется много времени, по делу должно быть начато следствие с тем, что возраст будет установлен в процессе предварительного расследования. При не достижении возраста, с которого возможна уголовная ответственность, дело должно быть возбуждено, если имеются данные о причастности к общественно опасным действиям взрослых или подростков, могущих быть субъектами преступлений. Основаниями для выдвижения таких версий могут быть: характер действий преступников (отбор наиболее ценных вещей, значительное количество похищенного и т.д.), обнаружение на месте происшествия следов и предметов, заведомо принадлежащих взрослому лицу, и т.д. [13, с. 55-56].

Несовершеннолетних можно разделить на три группы: малолетние – не достигшие 14 лет, несовершеннолетние, в возрасте 14-16 лет и несовершеннолетние от 16 до 18 лет.

Лица до 14 лет не могут быть ни в коем случае привлечены к уголовной ответственности. Лица в возрасте от 14-16 лет могут быть подвергнуты мерам уголовного наказания лишь за совершение точно перечисленных в законе преступлений, указанных в ч. 2 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Этот список преступлений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Что же касается других преступлений, которое лицо могло совершить в возрасте 14-16 лет, например, недоносительство, угроза убийством, нарушение правил по охране лесного фонда или правил охоты и рыбалки, хранения холодного оружия и т.п., то с учетом возрастных особенностей правонарушителя в таких случаях можно ограничиться мерами воспитательного воздействия без возбуждения уголовного дела.

Можно также отметить, что закон не дает особого перечня случаев, когда подростки в возрасте от 14 лет до 16 лет подлежат уголовной ответственности за покушение на преступление. Следовательно, этот вопрос должен решаться исходя из общих норм действующего законодательства: несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, как за оконченное преступление, так и за покушение на него.

С 16 лет лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение любого преступления [48, с. 41].

Поэтому, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует установить точный возраст несовершеннолетнего, так как одни не подлежат и вовсе уголовной ответственности, другие – за совершение некоторые общественно опасных деяний, а третьи – отвечают за любые совершенные ими преступления.

Тот факт, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, предусмотренного законом, влечет, как правило, отказ в возбуждении уголовного дела.

По значительной части дел несовершеннолетних имеются взрослые подстрекатели. Нередко эти люди в своих преступных целях используют детей, не достигших возраста, с наступлением которого возможна уголовная ответственность.

Поэтому, этот факт тщательно проверяется в стадии возбуждения уголовного дела. И если версия о подстрекательстве подтвердилась, то уголовное дело возбуждается в отношении подстрекателя, а несовершеннолетний будет проходить по делу как свидетель.

К лицам, не достигшим 14 лет, могут быть применены такие меры, как временное помещение в детское учреждение закрытого типа.

Также является нецелесообразным возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетних за совершение незначительного преступления, мелкое хулиганство, мелкая кража, и когда это преступление совершенно впервые.

Поэтому основаниями в отказе в возбуждении уголовного дела является, во-первых, когда деяние лишено общественной опасности из-за малозначительности содеянного и отсутствия вредных последствий, во-вторых, когда деяние лишено общественной опасности, но при иной причине – в силу конкретной социально-политической обстановки. Сравнительно небольшая степень общественной опасности является условием отказа от применения мер уголовного наказания.

В случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, следует принять необходимые меры к тому, чтобы у подростка не осталось впечатления безнаказанности.

В этой связи целесообразно вызвать несовершеннолетнего и разъяснить, почему к нему не применены меры уголовного наказания, обратив при этом внимание на возможные последствия повторного совершения им общественно опасных действий.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в необходимых случаях может быть направлено по месту учебы (работы) несовершеннолетнего и его родителей для того, чтобы привлечь особое внимание администрации и общественных организаций к условиям его жизни и воспитания [27, с. 72].

При возбуждении уголовного дела против несовершеннолетнего важно не допустить необоснованного возбуждения и нужно учитывать мнения инспектора по делам несовершеннолетним.

Отсюда следователь, прокурор должны, как правило, иметь при решении вопроса о возбуждении уголовного дела о несовершеннолетнем материалы, которые свидетельствовали бы: о характере содеянного; о возрасте лица; о прошлых судимостях или приводах [27, с. 54-71].

Законодательством установлено правило, по которому освобождение от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям лиц, совершивших преступление, помимо обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, возможно только в судебном порядке. Поэтому во всех случаях совершения преступления несовершеннолетним и в отношении несовершеннолетних, достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, возбуждается уголовное дело. Расследование преступлений несовершеннолетних производится только в форме следствия. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего принимает только следователь.

Представляется, что к мотивировке постановления о возбуждении дела в отношении данной категории лиц должны быть в этих случаях предъявлены некоторые специфические требования.

Сведения о деянии, по поводу которого возбуждается дело, должны быть изложены с такой степенью детализации, чтобы из них усматривалась обоснованность уголовного преследования за данное деяние несовершеннолетнего. Например, недостаточно указать, что имеющиеся материалы указывают на совершение хулиганских действий, надо оговорить, что эти действия носили злостный характер.

Должен, по общему правилу, указываться возраст лица, о деянии которого идет речь.

Подводя итог, следует отметить, что лицо, возбуждающее уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, обязано тщательно рассмотреть материалы и установить обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших общественно опасное деяние.


ГЛАВА 2
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ПО УГОЛОВНЫМ
ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Предмет доказывания по уголовным делам о
преступлениях несовершеннолетних

В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Согласно ч. 2 ст. 181 и ст. 189 УПК по всем делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, независимо от достижения совершеннолетия к началу производства по делу, обязательно предварительное следствие.

Расследование уголовных дело преступлениях, совершенных лицами до восемнадцати лет, происходит в особом порядке, что обусловлено определенными причинами.

Необходимость особого производства по делам несовершеннолетних обусловлена такими социально-психологическими особенностями несовершеннолетних, как незрелость мышления, неустойчивость поведения, отсутствие достаточного социального опыта и прочных широких знаний, повышенная внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость психики и повышенная эмоциональность, склонность к фантазиям и подражанию.

Особые правила производства по делам несовершеннолетних призваны создать дополнительные гарантии полного и всестороннего расследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, справедливого разрешения дела, воспитательного применения обоснованных уголовно-правовых мер воздействия на подростка [9, с. 209].

Одним из обязательных условий предварительного расследования является определение предмета доказывания.

Предмет доказывания – это сердцевина, ядро или основа всех познаваемых по делу обстоятельств. Он включает в себя такие обстоятельства, которые непременно должны быть установлены посредством специальной процедуры доказывания.

Без установления фактических обстоятельств произошедшего события, действий лица, мотивов его действий и их последствий невозможно решить вопросы о том, имело ли место преступление, виновно ли лицо и в чем именно, какое должно понести наказание.

Под предметом доказывания в уголовном процессе понимается совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Одной из особенностей производства уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних, является расширенное рассмотрение предмета доказывания. Это обусловлено необходимостью наиболее полного исследования личности несовершеннолетнего, действительных мотивов, побудивших к совершению преступления, устранения неблагоприятного воздействия той среды, в которой он оказался, и подготовки материалов, позволяющих суду при разрешении дела применить наиболее эффективную, соответствующую личности и содеянному, меру уголовной ответственности и наказания [20, с. 231].

При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию:

· наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

· виновность обвиняемого в совершении преступления;

· обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);

· характер и размер вреда, причиненного преступлением (ч. 1 ст. 89 УПК).

Эти обстоятельства являются обязательными при производстве любого уголовного дела, однако при производстве по уголовному делу, в котором подозревается либо обвиняется несовершеннолетний, наряду с общими обстоятельствами подлежат установлению:

· возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

· условия жизни и воспитания;

· степень интеллектуального, волевого и психического развития;

· наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников (ч. 2 ст. 89 УПК).

Установление возраста подозреваемого (обвиняемого) лица, не достигшие 18 лет, обусловлено следующими обстоятельствами:

во-первых, при не достижении четырнадцатилетнего возраста лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, а в возрасте с 14 до 16 лет – лишь за совершение отдельных видов преступлений, указанных в ч. 2 ст. 27 УК;

во-вторых, по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно участие защитника и законного представителя, педагога или психолога;

в-третьих, в отношении несовершеннолетнего может быть избрана специфическая мера пресечения – отдача под присмотр;

в-четвертых, возраст обвиняемого имеет большое значение при разрешении уголовного дела по существу, возможность применения принудительных мер воспитательного характера, освобождения от уголовной ответственности; к несовершеннолетнему не может быть применена высшая мера наказания и так далее [23, с. 135].

Возраст несовершеннолетнего, кроме чисто уголовно-процессуальных последствий, влечет и другие правовые последствия. От него зависит решение таких вопросов, как: подлежит ли лицо уголовной ответственности, какое уголовное наказание можно применить, возможно ли освобождение лица от уголовной ответственности и наказания (гл. 15, 16 УК). Именно поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» подчеркнуто, что необходимо принимать меры к точному установлению возраста несовершеннолетнего, т. е. устанавливать число, месяц и год рождения.

Точный возраст несовершеннолетнего, т.е. число, месяц и год его рождения должен быть подтвержден документами о возрасте (свидетельством о рождении или паспортом, их сопоставлением, официально заверенной выпиской из книги актов гражданского состояния) [28, с. 253]. В случае противоречия между данными о возрасте в указанных документах делается запрос по месту регистрации рождения. В материалах уголовного дела должна находиться копия документа, подтверждающая возраст несовершеннолетнего. Если несовершеннолетний имеет паспорт и содержится под стражей, то паспорт изымается и приобщается к материалам уголовного дела.

Если документы о рождении отсутствуют и дубликат получить не представляется возможным или он вызывает сомнение, возраст определяется с помощью судебно-медицинской экспертизы [11]. Согласно п. 2 ст. 228 УПК назначение и проведение экспертизы обязательно, если необходимо установить возраст подозреваемого (обвиняемого), когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение. Исходя из требований ст. 158 УПК, лицо следует считать достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная с ноля часов следующих суток. При установлении возраста экспертной комиссией днем рождения обвиняемого необходимо считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального числа лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица [37].

На мой взгляд, данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:

· установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности;

· определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего ;

· скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке производства по уголовному делу;

· учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;

· обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

Это объясняется тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 16 УПК все сомнения, в том числе и в возрасте несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), толкуются в его пользу.

Выяснение условий жизни и воспитания необходимо для того, чтобы установить причины, которые обусловили совершение преступления несовершеннолетним, т.е. мотив, цель преступления. В некоторых случаях это может быть признано смягчающим вину обстоятельством [28, с. 255]. А также выяснение необходимо для определения целесообразной меры наказания.

Выяснить условия жизни и воспитания – это значит получить фактические данные, которые характеризуют семейно-бытовую обстановку несовершеннолетнего и его внешнее окружение. Выяснению подлежат следующие обстоятельства:

· о родителях или лицах их заменяющих – образование и профессия, место работы, моральные качества, отношение к родительским обязанностям и их выполнение;

· материально-бытовые условия семьи (имеется ли собственная квартира, дом, доходы семьи, наличие у несовершеннолетнего самостоятельного заработка);

· условия работы или учебы подростка (где учился и учится, успеваемость, отношение к труду и учебе). С целью получения этих данных истребуются характеристики, могут быть допрошены классные руководители, педагоги, мастера производственного обучения ПТУ) [28, с. 256], а также могут выясняться факт отношения к подозреваемому (обвиняемому) со стороны педагогов, внимания, проявляемого образовательным учреждением к воспитанию несовершеннолетнего [41, с. 650];

· ближайшее окружение, связи, времяпрепровождение, круг интересов, какие меры воспитательного характера применялись, результаты. Для этого делается запрос в инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних [28, с. 256];

· причины, по которым несовершеннолетний не учился и не работал, и меры, которые были приняты в связи с этим семьей и органом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ИДН, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, управления здравоохранения, службы занятости, органы внутренних дел) [41, с. 650];

· если несовершеннолетний вернулся из спецшколы (спецучилища, воспитательной колонии), то какие меры были приняты по трудоустройству, организации надзора [28, с. 256].

· поведения несовершеннолетнего, включая его отношение к старшим и сверстникам, совершение им ранее иных правонарушений.

Обычно для получения указанных данных проводится допрос родителей, учителей, в том числе и классного руководителя, воспитателей учебно-воспитательного учреждения, соседей, знакомых, товарищей по учебе и работе несовершеннолетнего. Сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть собраны также с помощью истребования акта обследования, которое может быть поручено, например, органу опеки и попечительства [41, с. 650-651].

Многие правоведы считают, что установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду.

При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают:

· в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;

· в каком классе и какова успеваемость, поведение;

· принимал ли участие в общественной жизни школы;

· с кем дружит;

· применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки.

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних.

При этом обязательным является приобщение к делу характеристики с места работы, учебы, жительства, справки из инспекции по делам несовершеннолетних или других специализированных подразделений милиции по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, если подросток состоял на учете.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых, отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а также где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

· совершал ли он ранее преступления, когда и какие;

· за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;

· где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

· находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;

· состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

· привлекался ли к административной ответственности.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры по его устройству и контролю над поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно – был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля [22, с. 35].

Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.

При расследовании рассматриваемой категории уголовных важно выяснить степень интеллектуального, волевого и психического развития несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями.

При наличии сомнений по поводу вменяемости несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в обязательном порядке необходимо проводить экспертизу [36].

В постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» разъясняется, что при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии. Вопросы о степени его умственной отсталости, о том, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими, могут быть представлены на разрешение эксперта-психиатра [37].

Сомнения у следователя по поводу нормального умственного развития несовершеннолетнего могут быть вызваны неадекватным поведением при совершении преступления, например его безмотивность, в процессе производства следственных действий (беспричинный смех, уход в себя, неправильное реагирование на поставленные вопросы, бравада и т.д.).

В таких случаях назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. На разрешение экспертам ставятся следующие вопросы:

· соответствует ли умственное развитие (Ф.И.О., число, месяц и год рождения) его возрасту?

· какому возрасту соответствует развитие ?

· мог ли несовершеннолетний в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими?

Умственное развитие несовершеннолетнего имеет большое значение, так как в соответствии с ч. 3 ст. 27 УК не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного законом возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Если же несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (фактически и по развитию), но, однако, имеет умственную отсталость, то состояние «уменьшенной вменяемости» может учитываться при назначении наказания или иных мер уголовной ответственности [37].

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной и познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д. Если имеются данные об этом, то необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

Комплексную психолого-психиатрическую экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с психофизическим инфантилизмом и астеническим синдромом. В этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием [28, с. 257-258].

Установление иных особенностей личности несовершеннолетнего состоит в выяснении основных черт его характера, круга интересов, привычек, состояния здоровья, степени проявления возрастных особенностей психики, таких как внушаемость, склонность к подражанию, фантазированию и так далее [40, с. 650].

Выявление наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников – одна из важных задач, решаемых следователем в процессе расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Закон предусматривает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 172 УК) и вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (систематическое употребление спиртных напитков, сильнодействующих или других одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество, попрошайничество – ст. 173 УК). Исходя из материального закона, полагаю, что в уголовном процессе необходимо устанавливать оба указанных вида преступного воздействия на несовершеннолетнего, чтобы в рамках одного уголовного дела решить вопрос о привлечении взрослых к уголовной ответственности. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность проявляется путем возбуждения у несовершеннолетнего желания участвовать в преступлении путем физического и психического воздействия на него (уговоры, обещания, запугивание и т.п.), которое должно быть подтверждено в рамках уголовного дела соответствующими доказательствами.

Для установления влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц подлежит выяснению круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка [40, с. 568].

При рассмотрении дел о преступлениях, совершенными лицами до 18 лет, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, характер и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственности самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного [4, с. 125-128].

Несовершеннолетним зачастую присущи такие черты характера, обусловленные возрастными особенностями, как конформизм, жестокость, агрессивность, стремление выделиться, иметь модную и красивую одежду. Это используют взрослые лица, которые ведут противоправный образ жизни.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Такие действия могут быть сопряжены с применением как физического, так и психического воздействия (убеждение, запугивание, уверения в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений, советы о месте и способе совершения или сокрытия следов преступления, обещания оказать содействие в реализации похищенного и др.).

Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе и должностные лица, не выполнившие своих должностных обязанностей по профилактике нарушений, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности (ст. 172 УК – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 173 УК – вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение).

При выяснении обстоятельств, которые могут служить основанием к лишению или ограничению родительских прав, следователь доводит их (в форме представления) до сведения органа опеки и попечительства (за уклонение родителей от содержания детей более трех месяцев в течение года от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей предусмотрена уголовная ответственность – ст. 174 УК).

При производстве предварительного следствия органы уголовного преследования обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст. 90 УПК). Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, важно в целях не только профилактики, но и правильного определения мер воздействия на обвиняемого. Поэтому при расследовании дела и его рассмотрении в суде необходимо установить конкретные обстоятельства, которые привели к преступлению.

Для их выяснения собираются данные, касающиеся:

· источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов);

· обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательство);

· обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспитательной работы в учебном коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, комиссии по делам несовершеннолетних).

При этом должно быть выяснено, в чем конкретно состояли недостатки воспитания, кто за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (неисполнение родительских обязанностей, занятость матери на работе и др.).

Орган уголовного преследования, установив при производстве по уголовному делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, вправе внести представление о принятии мер по их устранению. Указанный документ направляется в соответствующие предприятия, учреждения, организации, объединения или должностному лицу и подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок (ст. 199 УПК) [4, с. 260-262].

Закон предусматривает, что уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе с взрослыми, может быть выделено в отдельное производство в ходе предварительного расследования, если это не создаст препятствий для всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела. Этим достигается быстрота расследования и уменьшается опасность вредного влияния взрослых участников преступления на несовершеннолетнего.

Уголовное дело с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) целесообразно выделить в отдельное производство, если:

1. Подросток участвовал лишь в отдельных эпизодах преступной деятельности взрослых обвиняемых или выступал в качестве пособника, укрывателя, недоносителя.

2. Взрослый преступник оказывал пагубное воздействие на несовершеннолетнего в период, предшествующий совершению преступления, или в процессе расследования.

3. Не создаются существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного расследования общественно опасного деяния [13, с. 30].

Если выделение дела о несовершеннолетних в отдельное производство может отрицательно сказаться на качестве расследования, выделение дела не производится. Следствие ведется в отношении всех обвиняемых, но следователь обязан принять все меры, чтобы предотвратить отрицательное влияние взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего. На практике большую помощь в расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних следователем оказывают инспекции по делам несовершеннолетних, которые перед вызовом несовершеннолетнего на допрос к следователю представляют ему сведения о лице, ранее состоявшем на учете в инспекции по делам несовершеннолетним. Иногда инспектора допрашиваются в качестве свидетелей и дают показания о лице, состоявшем на учете либо предоставляют справку об этом лице [4, с. 338].

Таким образом, выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего лица обязательно, так как это способствует выяснению более подробных обстоятельств жизни и воспитания, причин и условий несовершеннолетнего лица, способствовавших совершению преступлению, а также воздействия негативных качеств со стороны окружающих. Также выделение уголовного дела позволяет следователю больше времени уделять расследованию уголовного дела, возбужденному в отношении лица, не достигшего 18 лет.

 

2.2 Особенности вызова и допроса несовершеннолетнего,
задержания и применения к нему мер пресечения

Одним из следственных действий, с помощью которого устанавливается истина по уголовному делу, является допрос. Он предназначен для получения показаний, имеющих значение для уголовного дела. Допрос обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля может производиться как в процессе предварительного расследования, так и в судебном разбирательстве.

Порядку проведения допроса в процессе предварительного расследования посвящено 7 статей УПК (ст. 215-221). В главе 45 УПК предусмотрены особенности допроса несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 433-435).

При допросе несовершеннолетних в любых возрастных границах могут участвовать их родители или другие законные представители. Указанные лица наделены соответствующими правами. Как педагог или психолог, а также родитель или законный представитель несовершеннолетнего имеют право делать замечания с занесением в протокол допроса о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также задавать им вопросы с разрешения следователя. Эти права должны быть им разъяснены перед началом допроса.

Особенности вызова несовершеннолетнего на допрос состоят в том, что законные представители несовершеннолетнего или администрация специализированного учреждения, получив вызов несовершеннолетнего к следователю, могут проконтролировать его действия, а также обеспечить явку защитника. В повестке, направляемой законному представителю, следует указывать на его обязанность обеспечить явку несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого [10, с. 96-106].

Не предусматривается иного порядка вызова несовершеннолетнего на допрос. Также закон не отвечает на вопрос, каким образом следует обеспечить явку несовершеннолетнего, у которого родители, являясь, например, алкоголиками, не занимаются воспитанием своих детей, или если несовершеннолетний, в силу соответствующих обстоятельств, проживает один. Поэтому можно предположить, что вызов несовершеннолетнего возможен в таком случае, например, через администрацию школы, где учится подросток, или через орган опеки или попечительства, которые по постановлению следователя призваны представлять интересы несовершеннолетнего в качестве его законного представителя или непосредственно его самого. В этом случае содержание повестки может быть передано телефонограммой или телеграммой [20, с. 237].

На допросе обязательно принимает участие защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записей в нем.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может производить уполномоченное на то лицо. А так как, законом предусмотрено обязательное предварительное следствие в отношении несовершеннолетних лиц, то и допрашивать может только следователь. Органы дознания могут производить по этим делам только неотложные следственные действия [8, с. 4].

Законными представителями подозреваемого, обвиняемого, являются их родители, усыновители, опекуны или попечители, представляющие при производстве по уголовному делу интересы несовершеннолетних. Законными представителями не могут быть лица, признанные недееспособными. При отсутствии у подозреваемого, обвиняемого законного представителя из числа указанных выше лиц орган, ведущий уголовный процесс, признает их законным представителем орган опеки и попечительства.

Допрос несовершеннолетних в качестве подозреваемых или обвиняемых имеет свой особенности. Так, если в отношении взрослого лица продолжительность допроса в течение одного дня не может превышать восьми часов, а непрерывно он не может длиться более четырех часов (ст. 215 УПК), то допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день (ч. 1 ст. 434 УПК).

При допросе несовершеннолетних, как и при проведении других следственных действий, крайне важен учет требований, содержащихся в таком международном акте, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.

В частности, в нем указывается, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела (правило 10.3). Выражение «избегать причинения ущерба», по общему признанию, является весьма гибкой формулировкой и охватывает многие стороны возможных действий (например, грубые формы словесного обращения, физическое насилие, осуждение окружающих). Уже само участие в процессах правосудия в отношении несовершеннолетних может «причинять ущерб» несовершеннолетним, поэтому термин «избегать причинения ущерба» следует толковать широко, как причинение прежде всего наименьшего ущерба несовершеннолетним, а также любого дополнительного или излишнего ущерба.

При этом весьма важное значение имеет сострадание и мягкий, но требовательный подход (Комментарий к правилу 10.3)

Основные процессуальные гарантии, такие, как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь защитника, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства – говорится в указанном документе (Правило 7.1)

Поэтому для того, чтобы несовершеннолетним не был причинен моральный ущерб при их допросе, чтобы предусмотренные законодательством их процессуальные права были реально соблюдены в полном объеме, важное значение имеет участие в допросе не только педагога и защитника (если допрашивается обвиняемый или подозреваемый), но и психолога, статус которого определен в УПК (ст. 62) как специалиста, который наделен соответствующими правами и обязанностями. Именно психолог, и не просто психолог, а специализирующийся в детской психологии, на наш взгляд, имеет возможность в полной мере оградить несовершеннолетнего от каких-либо нарушений их прав и законных интересов, реально защитить их от возможных травм их психики, неадекватных реакций на вторжение в их сознание юридических процедур.

Участие специалиста-психолога в допросе несовершеннолетнего будет успешным, если он сумеет установить с ним соответствующий контакт, который приведет к должной откровенности допрашиваемого, имеющей неоценимое значение для установления истины по уголовному делу.

Главное же заключается еще и в том, чтобы следователь, пригласивший для участия в допросе несовершеннолетнего специалиста-психолога, не подходил к этому вопросу формально, ограничившись лишь формальной стороной: при допросе присутствует человек, имеющий диплом о психологическом образовании. А является ли он специалистом в области детской психологии, умеет ли повести сознание несовершеннолетнего в должное русло и оказать необходимую помощь в установлении истины по делу, не травмировав в то же время психику ребенка, – это осталось бы за пределами интересов компетентных лиц органа, ведущего уголовный процесс.

Специалист-психолог может выступать и в роли индикатора, осуществляющего наблюдение за ходом допроса, поведением при нем родителей или других законных представителей несовершеннолетнего, деятельностью защитника, корректируя их вопросы и в целом поведение с точки зрения нормального психологического восприятия их несовершеннолетним и адекватной его реакции на происходящее во время допроса.

«Однако, имеют место случаи, когда при наличии в отношении несовершеннолетнего оснований для предъявления обвинения постановление о привлечении его в качестве обвиняемого не выносилось и обвинение не предъявлялось, а следственные действия по делу проводились с участием несовершеннолетнего в качестве свидетеля. Суды же оставляли такие факты без реагирования.

Следователем следственного комитета города Добруш 9 октября 2013 г. возбуждено уголовное дело по факту хищения материальных ценностей. В ходе оперативно-розыскных мероприятий в тот же день установлены виновные лица – Ф. и несовершеннолетний А. Тем не менее 10 октября А. был допрошен в качестве свидетеля. Через месяц – 12 ноября 2013 г. он также допрашивается в качестве свидетеля, причем оба раза предупреждался об уголовной ответственности по ст. ст. 401, 402 УК (на момент допроса достиг пятнадцатилетнего возраста). Лишь за три дня до окончания срока следствия (26 ноября 2013 г.) вынесено постановление о признании А. подозреваемым, к участию в деле были привлечены защитник, педагог и законный представитель» [31].

Подобная практика не соответствует закону, так как несовершеннолетние лица, фактически являясь подозреваемыми или обвиняемыми, не имеют возможности воспользоваться дополнительными процессуальными гарантиями, положенными им в данном процессуальном статусе. Кроме того, следственные действия с их участием в качестве свидетелей зачастую проводятся под страхом привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Судам в этих случаях следует выносить частные определения в адрес органов следствия.

Согласно ч. 2 ст. 432 УПК задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему при наличии общих оснований, указанных в ст. 108, 111, 112 и 117 УПК, лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Задержанию подростки чаще всего подвергаются непосредственно после совершения преступления или когда очевидцы укажут на подростка, как на лицо, совершившее преступление [12, с. 31]

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, т.е. по подозрению или обвинению в совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности, данную меру пресечения нельзя применять в отношении несовершеннолетних.

При выборе данной меры пресечения также учитывается уровень антисоциальной направленности личности подростка, характер его общественно опасных действий (дерзость, агрессивность), наличие прочных связей с преступной средой, поведение после совершения преступления, наличие и действенность контроля за поведением подростка со стороны семьи, школы, трудового коллектива [12, с. 31].

При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, чтобы не допустить его неосновательного заключения по стражу, что в противном случае может отрицательно повлиять на его психическое состояние или повлечь иные негативные последствия [24, с. 518].

Указанные выше особенности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних учитываются и при применении меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 3 ст. 125 УПК).

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 432 УПК).

Следователи должны тщательно проанализировать ситуацию, исследовать личность несовершеннолетнего, и только в том случае, когда налицо основания, предусмотренные уголовно – процессуальным законодательством, а также если он относится к последовательно – криминогенному типу личности, к нему может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Однако в Российской Федерации существует иное мнение относительно такого вопроса, как применение в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу. Так некоторые работники прокуратуры Республики Башкортостан считают, что “до рассмотрения дела в суде несовершеннолетнего обвиняемого, преступившего закон, лучше содержать под стражей, так как в подавляющем большинстве случаев суд не определяет подростку реальное лишение свободы, ограничившись лишь условной мерой наказания. Однако эти два-три месяца, в течение которых несовершеннолетний обвиняемый содержится под стражей в следственном изоляторе, останутся в его памяти на всю жизнь, и на повторное преступление данный несовершеннолетний идет намного реже”[27, с. 156]. Данная точка зрения, на наш взгляд, незаконна и недопустима. Во-первых, мера пресечения применяется не для перевоспитания несовершеннолетнего, не для того, чтобы оставить в его памяти “рубец” от пребывания в следственном изоляторе, а для того, чтобы он не скрылся от предварительного следствия или суда, не продолжал заниматься преступной деятельностью, не угрожал свидетелям и так далее. Во-вторых, мера пресечения не должна ставиться в зависимость от приговора суда, тем более что этот приговор может быть оправдательным. В-третьих, результат трехмесячного пребывания в изоляторе может быть прямо противоположным, поскольку несформировавшаяся психика несовершеннолетнего скорее, чем иная другая, попадет под влияние воровской “романтики”, и общество получит состоявшегося преступника. В-четвертых, данное предложение ставит несовершеннолетнего в худшее положение, чем взрослого подозреваемого, обвиняемого, тем самым сводя на нет все установленные международными актами и современным законодательством гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых. И, в-пятых, это предложение может быть истолковано абсурдным образом как рекомендация о заключении всех (в том числе законопослушных граждан) на определенное время в следственный изолятор для профилактики преступного поведения.

Оступившиеся молодые люди вместо раскаяния получают в камере памятные уроки криминального поведения. Следователю удобнее работать, если арестованный всегда под рукой [27, с. 156].

Поскольку в иерархии ценностей человека вслед за правом на жизнь идет право на свободу и вопрос об этом решает, прежде всего, следователь, то именно он должен объективно сопоставить степень необходимости лишения человека свободы с тем ущербом для потерпевшего и интересов государства и общества, если лицо будет на свободе. В этом случае ни у следователей, ни у судов, к сожалению, нет единого понимания целей и задач содержания лица под стражей. Следователи в борьбе с преступностью ставят для себя преимущественную задачу уголовного преследования с умалением значения защиты прав и свобод человека. Однако, как указывают некоторые ученые, цель не оправдывает, а лишь определяет средства ее достижения, вследствие чего борьба с преступностью не может идти в условиях нарушения прав человека, то есть, фактически порождая другое преступление. Причинами незаконного применения мер пресечения следователями могут быть и наличие обвинительного уклона, недостаток опыта и знаний, стремление любой ценой к карьерному росту и иные факторы, отрицательно сказывающиеся на результатах следственной работы. Обеспечение прав личности неразрывно связано с исполнением законов. Установление режима прочной законности при применении мер пресечения – основной путь разрешения накопившихся проблем.

Анализируя реализацию применения к подозреваемым, обвиняемым заключения под стражу на практике, необходимо уточнить, что законодательство предусматривает для несовершеннолетних такую меру пресечения, как отдача их под присмотр. При решении вопроса о применении меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом конкретном случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр. Однако материалы уголовных дел свидетельствуют, что данная мера пресечения остается лишь декларируемой на бумаге.

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры пресечения, как отдача несовершеннолетнего под присмотр (ч. 1 ст. 432 УПК).