Дразнилка

Дразнилкиотражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания.

Наличие дразнилок, их разнообразие — показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых.

Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни.

3) Обрядовая поэзия

Обрядовой поэзией называют тот круг словесно-художественных жанров, который сопровождает обряд.

К этому жанру относятся: приговорки, заклички, загадки, поговорки, пословицы.

Приговорки – это общение с природой один на один

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к природе.

Учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их

Пример:

Солнышко, солнышко,

Полети на облышко!

Там твои детки кушают конфетки,

Хлебом заедают, медом запивают,

Всем раздают, а тебе не дают!

( обращаются к майскому жуку.)

Заклички –этократкое рифмованное высказывание, содержащее похвалу.

Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками.

Они рождают в ребенке веру в весомость и значимость слова.

Эта вера укрепляется самим действием заклинания и чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы.[26]

Но множество игровых песенок носят просто веселый, развлекательный характер, обычно с четким плясовым ритмом:
Пример:
Радуга-дуга,

Не дай нам дождя,

Дай красна солнышка

Колоколнышка.

Более подробно мы бы хотели охарактеризовать малые жанры фольклора, к которым относятся загадки, пословицы и поговорки.

Именно с этими жанрами будем производить работу в практической части нашей дипломной работы. [27]

Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного или скрытого вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны.

Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, составитель добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Загадки полны познавательного смысла.

Детям интересно не только проявить свои способности и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.

Загадка как жанр устного народного творчества открывает перед детьми много возможностей. Она развивает логическое мышление, память, воображение, способность не только слушать, но и слышать содержание загадки.

Дети начинают постепенно понимать образную речь, метафоры, афоризмы.

Сам процесс загадывания и отгадывания загадок не является скучным занятием. Ребенку весело пытаться самостоятельно найти и подобрать правильный ответ к загадке, в которой есть замысловатая подсказка.

Коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую разнообразную тематику, обязательно вызывают интерес у ребенка.

Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, для закрепления материала на уроках.

Необходимость перечисления признаков влечет за собой использование в загадках однородных членов предложения: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб)

Употребление слова в переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. [121]

Пример загадок:

Он и летом и зимой-
Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему идти-

Он все будетвпереди.

(горизонт)

В основу загадок могут быть положены разные приемы:

1. Развернутая метафора

(подробное сравнение одного предмета с другим по сходству)

Заря-заряница, Красная девица по миру ходила, слезы обронила; Месяц видел, Солнце скрало. (Роса)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала, (Облако)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

2. Метафора

(сравнение одного предмета с другим по сходству)

Между гор.

Между дол ежит белый конь. (Ручей

3. Олицетворение

(сравнение, где явления и предметы природы наделяются

признаками живого существа)

День и ночь кричит,

А голос не устанет. (Водопад

Лежал, лежал,

Да в речку побежал. (Снег)

Летит - молчит, лежит –

молчит. Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

4. Звукоподражание.
Не зверь, не птица под снегом таится,
Весна придет - побежит, запоет. (Ручей)

5. Прямое сравнение.
Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела

Весь свет одела. (Поземка)

6. Отрицательное сравнение: Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

На свете нет ее сильнее. На свете нет ее буйнее. В руках ее не

удержать и на коне не обогнать. (Вода)

Я - вода и по воде плаваю. (Лед)

7. Метонимий

(переименование предмета, замена прямого названия предмета переносным)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

8. Прямой вопрос.

Какой камень в реке? (Мокрый)

Кто сбегает с гор высоких и несет водичку в море? Кто напоит всех животных.

И спасет от жара в полдень? (Ручей)

У загадок своя особая интонация. Загадки очень разнообразны по ритму.

Детки сели на карниз

И растут все время вниз. (Сосульки)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает. И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа (Расписное коромысло над городом повисло).

Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций (Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита– параллелизм, антитеза; сидит девица в темнице, а коса на улице– олицетворение, противопоставление; висит груша – нельзя скушать – метафора и т.д.).

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Поговорка- это широко распространенное образное выражение, определяющее какое-либо жизненное явление.

Поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего, чувства говорящего.

Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».

Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.

Примеры поговорок

«Когда рак на горе свистнет»

«Собака на сене»

«(Остаться) у разбитого корыта».

Поговорки бывают нескольких типов:

1.Поговорки по регионам мира.

2. Поговорки народов мира.

3.Тематические поговорки.

Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Пословица- народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум.

Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание.

Пример:

Дорога ложка к обеду;

Волка бояться в лес не ходить;

Друзья познаются в беде.

Как писал К. Д. Ушинский, «русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями». [132].

Пословицам уделяют внимание на многих уроках и внеклассных занятиях в школе. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательной, развивающей, воспитательной.

Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать, чему учит пословица. [133]

Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, обогащаем речь, развиваем мышление, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и очень эффективной.

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: "Родина", "Хлеб", "Добро-милость", "Дружба", "Природа». [752]

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, и могут применять в школьном обучении: как на уроках так и во внеурочной деятельности.