ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
Земной Рай. - Мистическая процессия
3. "Beati, auorum tecta sunt peccata!" (лат.) - "Блаженны, чьи грехи
покрыты!"
27. Не захотела потерпеть покрова - покрова неведения.
28-30. Если бы Ева не нарушила запрета, человечество обитало бы в
Земном Раю и Данте от рождения и до смерти вкушал бы то блаженство, которое
ему сейчас открылось.
37. Сонм дев священных - музы.
40. Геликон - гора муз, где текут ключи Гиппокрена и Аганиппа,
вдохновляющие поэтов.
ПЕСНЬ ТРИДЦАТАЯ
Земной Рай. - Появление Беатриче
1-7. Смысл: "Когда небес верховных семизвездье (сошедшие с десятого
неба семь светильников, затмеваемые только духовной мглой, последствием
греха), указуя всем участникам шествия, что им надлежит делать, подобно тому
как нижнее семизвездие восьмого неба (Малая Медведица с ее Полярной звездой)
указует движения корабельщику,. остановилось..."
11. "Veni, sponsti, de Libano, уепг!"(лат.) - "Иди, невеста, с Ливана,
иди!"
17. Ad vocem tanti senis (лат.) - при голосе столь великого старца.
17-18. Сто... вестников и слуг - множество ангелов.
19. "Benedictus qm venis!" (лат.) - "Благословен грядущий!"
21. "Manibus о date lilia plenis!" (лат.) - слегка видоизмененные слова
Вергилия (Эн., VI, 883): "Дайте лилий полными горстями!" .
32. Предстала женщина - Беатриче.
53. Омытого росой - у подножия Чистилища (Ч., I, 121-129).
68. Минервиной листвой - то есть ветвями оливы (ст. 31).
74. Как соизволил ты взойти сюда. - Ироническое обращение к когда - то
горделивому философу, пытавшемуся все постигнуть своим разумом.
83-84. "In te, Domine, speram" (лат.) - "На тебя, господи, уповаю".
89. Едва дохнет земля, где гибнут тени - то есть едва повеет ветер из
Африки, где в полдень исчезает тень.
92-93. До песни тех - то есть пока не запели ангелы.
115. В новой жизни - то есть в своей молодости, о которой он писал в
книге, озаглавленной "Новая Жизнь".
124-125. Между первым и вторым из возрастов - то есть двадцати пяти лет
отроду.
126. Меня покинув, он ушел к другим - то есть был неверен Беатриче и
как женщине, и как небесной мудрости, ища ответы на все свои вопросы в
мудрости человеческой.
134. И наяву - то есть в видениях, о которых Данте рассказывает в
"Новой Жизни" (XXXIX [XL]; XLII [XLIII]).