ЭТНОГЕНЕЗ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Более тридцати лет назад Лев Николаевич Гумилёв предложил свою концепцию этно-генеза. Согласно этой концепции, человечество время от времени взаимодействует с косми-ческими полями, облучается Космосом и таким образом получает возможность приспосо-биться к постоянно меняющимся ландшафтным условиям его обитания, вырабатывая и зак-репляя новые особенные поведенческие признаки, что и составляет сущность этногенеза.

Люди, как носители новых этнических черт, получают сильный психический заряд энергии, названный автором пассионарностью. При этом, приобретённый этносом энергети-ческий потенциал у разных представителей этноса неодинаков. По энергетическому потен-циалу особи условно подразделяются на пассионариев, т. е. людей с очень сильным потенцииалом психической энергии, на обывателей, т. е. людей с невысоким энергетическим возбуждением, и на людей с отрицательной пассионарностью, т. е. социально вредных особей, уголовников. Пассионарии составляют 10 – 20 % этноса. Столько же насчитывают и апассионарии. Остальные 60 – 80 % приходятся на обывателей.

Продолжительность нормальной (не прерываемой чрезвычайными событиями) жизни этноса колеблется около 1500 лет. При этом, как и любой природный процесс этногенез проходит ряд стадий развития и заканчивается разрушением этноса.

В начальный период своего становления и утверждения в природной среде этнос определяется прежде всего активностью поведения своих пассионарных членов, подавля-ющих апассионариев и ведущих за собой подчиняющихся им обывателей. Обыватели, будучи несогласными со многими порядками пассионариев, вынуждены поддерживать последних в борьбе за выживание своего этноса, в приспосабливании его к природе, в столкновениях с соседними этносами за право жить в занимаемой экосистемной нише.

В этот период жизнь этноса бурлит внутренними и внешними конфликтами, войнами, созданием базы для дальнейшей жизни этноса, потомков его особей. Каждый из этнических слоёв по своему решает задачу выживания и обеспечения будущего, по разному видит ценности своего бытия, хотя и объединены они общеэтнической целью и поведением.

Пассионарии видят смысл жизни в бескорыстном служении своему этносу, тщеслав-ных подвигах и победах на благо будущих поколений, готовы без колебаний принести свою жизнь в жертву на благо соотечественников, считая высшей наградой для себя память потомков.

Обыватели, восхищаясь и поощряя подвиги пассионариев, сами воздерживаются от активного утверждения своего этноса, предпочитая по крупицам накапливать богатство, знания в науке, культуре, хозяйстве, видя в этом наибольшую защиту потомков, прибегая для этого к политическим интригам, изменам, коварству и предательству, но являясь при этом стабилизирующим слоем этноса, цементирующим его, накапливающим и сохраняющим для потомков научные и культурные достижения этноса, богатство его духовной и материальной культуры.

Апассионарии же сдерживаются и подавляются порядками, установленными в этносе, вплоть до грубого насилия, заточения в тюрьмах, изгнания из этноса, лишения их жизни.

Бурная жизнь этноса в первый период его существования ведёт к гибели большей части пассионариев. Этнос всё больше и больше теряет свою активность как внутри себя, так и по отношению к своим соседям. Когда пассионариев становится недостаточно, чтобы задавать линию поведения этноса, верх берут обыватели. Всё, что ранее почиталось подвигом, считалось святым, чем гордился этнос, всё это становится чуждым, становится объектом насмешек и издевательств обывателей. Пересматриваются духовные и материальные ценности, внутренняя и внешняя политика.

Этнос переходит в стадию спокойного доживания второй половины своей жизни. Он всё больше и больше теряет завоевания своих предков, уступая соседям, претендующим на его богатства, откупаясь от соседей. Войны, конфликты считаются злом. Этнос всё более сокра-щается в числе особей, всё меньше желание его членов увеличивать свою численность.

В то же время, этнос этого периода высоко ценит образование, культуру, науку, традиции как источник благосостояния, дохода. Оставшиеся пассионарии, не видя себе активного применения, отдаются с головой подвигам в науке, культуре, технике, хозяйст-венной и политической жизни.

Всё больше становится влияние апассионариев. Нарастает разгул криминала, банди-тизм, уголовщина. Апассионарии всё больше запугивают, задавливают, подчиняют себе обывателей, не способных на серьёзное сопротивление, предпочитающих откупаться от давления апассионариев, нежели активно им противодействовать. Множество обывателей сами переходят в криминал, будучи подчинёнными апассионариями.

На этой основе этнос постепенно угасает, меняя от поколения к поколению свои идеалы в сторону спокойной, безмятежной жизни в роскоши, благосостоянии, богатстве, разврате, пошлости. Теряет авторитет наука, культура, образование. Падает деторождение, наступает демографический кризис. Этнос теряет способность защищать себя, деградирует, растворяется в других этносах.

Конец приходит дряхлением, либо потерей свободы, смешением с представителями других этносов, дроблением на этнические группы. Смесь дряхлых этносов может стать базой, субстратом для образования других, новых этносов. И всё начнётся сначала. Если начнётся. Если в это время произойдёт новый сеанс космического облучения, пассионарный толчок.

Все эти наблюдения выдающегося учёного позволяют анализировать события нашей сегодняшней истории, объясняя множество происходящих исторических и политических процессов последнего времени.

Стареющие этносы Европы, потерявшие своих пассионариев во множестве войн, расселившихся по Земному шару в поисках новых земель, состоят, главным образом, из обывателей (так называемый «средний класс»), не способны более на противодействие активности сравнительно молодых суперэтносов и обществ, таких как Китай, США, Канада, уже значительно окрепших и жаждущих случая «почесать кулаки» в стычках с другими этносами за господство в регионах мира. Уступает Европа позиции и новым мусульманским и африканским суперэтносам. Хотим мы того или нет, но глобализацию человечества будут оспаривать наиболее пассионарные этносы, берегущие, к тому же, своих пассионариев и очень ими дорожащие.

Дряхлые и продажные этносы древних стран не способны защищать себя при любой степени вооружённости их армий. Это мы видели в Ираке. Потеряв в прошлых сражениях лучших своих сынов, эти этносы живут идеалами обывателей, для которых единственной ценностью являются деньги, богатство и не зазорно предательство. Они смеются над идеалами патриотизма, бескорыстностью служения своему народу.

Американский суперэтнос, сложившийся за двести лет своей истории вдали от европейских и азиатских межэтнических конфликтов, хорошо окреп и чувствует сегодня своё превосходство не только и не столько в оружии, сколько в своём воинственном духе этнического роста, в своей пассионарности. История знает множество примеров такого этнического возраста, когда этнос сильный духом, пассионарностью способен небольшим числом своих членов противостоять большим и хорошо обученным армиям противника и побеждать. Спартанцы Леонида остановили огромную армию персов, выставив всего лишь триста своих воинов. Малочисленный армянский отряд ополченцев остановил турецкие войска. Да и в российской истории масса примеров, когда воевали «не числом, а умением», силой духа, зажжённой пассионарностью воинов. Такой же силой духа и пассионарностью отличались армия и народ молодого, только образующегося советского суперэтноса. Разве ни такой пассионарностью всего народа отстояли советские люди Москву, Ленинград, Кавказ и всю Советскую Родину в Великой Отечественной войне?!

В то же время, история знает немало примеров падения и сдачи без боя мощных крепостей и хорошо вооружённых армий, потерявших пассионарность этносов. Так, Л.Н.Гумилёв приводит пример падения Константинополя и разграбления его крестоносцами, когда жители города отказались его защищать, предпочитая возможность откупаться золотом.

Попробуем рассмотреть через гумилёвскую теорию этногенеза события в России, Советском Союзе. Как определил Лев Николаевич, великорусский этнос стал складываться в 14-м веке через объединение русских княжеств Москвой. Обладая высоким потенциалом пассионарности начального развития, великорусский суперэтнос сравнительно быстро расширился в географических пределах, вовлекая в себя разлагающиеся и оживающие в новых рамках древние соседние этносы, в том числе славянского, монгольского, тюркского, финского происхождения. Объединительной идеей стало православие и абсолютизм, противопоставленные другим религиям, другим формам власти, а также поведенческим признакам других соседних этносов.

За пять веков пассионарного развития Россия стала огромным и сильным государст-вом, с которым считались все соседи, и только объединения соседних стран могли противо-стоять российскому суперэтносу в его расширении на Юг и Запад. Однако, к XIX веку уже почувствовалось ослабление российской пассионарности, её способности изменять свой социальный порядок под требования времени. Основанный на православии, российский этнос сохранил царизм как своё главное поведенческое (культурное) отличие от других этносов, как фундамент своего образования на православии. Личная жизнь человека нахо-дилась под постоянным контролем церкви, устанавливавшей нормы поведения в этносе, этническую культуру, утверждавшей, что всякая власть от Бога, венчавшая на трон царей как представителей Бога на Земле, утверждавшая сакральность власти. Монархия и Православная церковь были неразрывно связаны, как две стороны одной медали. Одна без другой теряла свои устои.

Столкновение социальных и этнических тенденций развития вызвало к жизни бурные конфликты. Неспособность царизма к компромиссу и уступкам социальным потребностям развития были связаны прежде всего с православной культурой – основой великорусского этногенеза. Отказ от монархического устройства общества означал бы отказ от основопола-гающего условия российского этногенеза, заложенного православием, означал бы крушение этноса. А так как этнос сохраняет свои поведенческие отличительные особенности (менталитет) подсознательно, жертвуя особями, но защищая этнические основы поведения (культуру), то изменения государственного устройства, требуемые социальным развитием, могли произойти только ценой потери этноса. К этому же вела и многоэтничность российской цивилизации. Как следует из теории Л. Н. Гумилёва, смешение этносов ведёт к гибели, взаимоуничтожению их всех, возникновению на их субстрате нового этноса.

Таким образом, соединение этнических и социальных причин привело к крушению великорусского суперэтноса через революции и войны, в которых смешивались, фильтрова-лись и формировались субстраты соединяющихся этнических групп и рудименты этносов для возникновения нового высокопассионарного советского этноса. Вновьвозникший этнос был суперэтносом, охватившим огромные территории и большое число субэтносов и этнических групп, проживавших на этих территориях, соседствуя, но не смешиваясь.

Пассионарность этого суперэтноса складывалась из пассионарностей вошедших в него мелких этносов, которым вдруг открылась возможность сравнительно свободного самораз-вития собственными пассионарностями, благодаря добровольности нового этнического союза. Эта пассионарность позволила советскому суперэтносу дважды отстоять своё право на жизнь в борьбе со значительно более сильными врагами в войнах 1918 - 1922 и 1941 -1945 годов. И не случайно И. В. Сталин как одну из главных причин победы в тяжелейших войнах назвал дружбу народов СССР и государственный советский строй.

Как и в других этногенезах в первые стадии развития этносов, в советском этносе в этот период проявляется жертвенность, беззаветная преданность идеям, бескорыстие и чистота помыслов особей этноса в борьбе за будущее своих детей. Конечно, пассионарность осно-воположников нового суперэтноса была так велика, что приводила нередко к большим кровопролитиям, насилию, диктатуре, злоупотреблению властью, тем более, что в борьбу были вовлечены массы необразованных людей, получивших власть, право вершить судьбы.

Однако, что бы ни говорили последующие ценители истории, дела эти вершились, во многом подсознательно, самой природой, геобиоценозом, ноосферой, были по природе своей неуправляемы, так как были пассионарны. Природа, Космос, материя, вершили свой процесс развития этносферы независимо от воли людей. Люди осознавали социальные изменения, но не могли управлять этногенезом, как не могут они управлять развитием своего организма по программе ДНК, или естественным отбором. Образно говоря, особи в этносе подобны клеткам их организма и выполняют ту функцию, какую им определила природа. Поэтому, сколько бы сейчас ни поливали помоями большевиков, монархов, Ленина, Троцкого, Сталина или монархистов, все они были пассионарно обречены природой делать то, что они делали, и если бы их не было, на их месте были бы другие, делавшие подобную работу. Отличаться могли детали, но не сущность.

Вспомним становление западноевропейского суперэтноса на основе западного христианства! Крестовые походы, инквизиция, завоевание новых земель в Америке и уничтожение индейцев, колонизация Африки, Азии и Австралии, Варфоломеевская ночь, религиозные бойни в Германии, Франции, Англии, Голландии, Средиземноморье. А становление мусульманского суперэтноса, религиозная нетерпимость, геноцид армян! А Китай, монголы, скифы, тюрки! Если бы сегодня зарождался новый этнос, подобные деяния повторились бы снова! Мы имели возможность почувствовать это по нашей так называемой перестройке (впрочем, как её называть, до сих пор нет определения: вероятно, это была всё та же «цветная революция»). Североамериканский этнос уже прошёл стадию своего становления, на которой также наблюдалось немало подсознательных злодеяний на благо будущих поколений.

Складывающийся советский суперэтнос (советский народ) потерял в войнах множество своих пассионариев, чем ослабил свою пассионарность. На историческую сцену вышли обыватели и апассионарии. Послышались требования свобод, осмеивается патриотизм, вызывает недоумение стремление к сохранению собственной валюты, главным мерилом жизни, успеха, общественного положения, значимости человека становятся деньги, богатство, благополучие, процветает коррупция. Если прежде убивали за идею, измену Родине, своему народу, то сейчас это наказуемо, осуждается, а убивают за деньги, власть как основу дохода. Пошлость, проституция, насилие внушаются населению через средства массовой информации. Падение рождаемости – признак власти обывателей, т.е. постепенной деградации этноса, потери им своей пассионарности. Обыватель требует демократии, с которой он не знает, что делать, как справиться, так как безволен и не способен противостоять набирающим силу и влияние апассионариям.

Бескомпромиссно объявлены вне закона авторитаризм и диктатура. США ведут свои войска и устраивают погромы в чужих далёких от них странах, чужих этносах, мотивируя только тем, что в этих странах монархия, диктатура, что там не такая, как в Соединённых штатах, система власти. А кто определил, что демократия лучше диктатуры? По каким объективным или субъективным критериям? Ведь диктатура – это не сплошное насилие, а лишь запрет действий, недопустимых с точки зрения правящей власти. Но если это – пассионарная власть, она всегда бескорыстна, направлена во благо своему этносу. В то время как буржуазная демократия - это обывательское пренебрежение интересами этноса, народа, это сплошь и рядом предательство интересов своей страны ради денег и наживы. Примером могут служить наши олигархи, вывезшие из страны всё, что могли вывезти, готовые в любой момент выехать из страны (а многие уже и не въезжают), презирая интересы её народа, который они грабили и грабят, пока могут. Народ, отработавший лучший в истории человечества экономический механизм народного хозяйства, где все его узлы работали синхронно, как часы (в отличии от хаоса рынка), после захвата власти обывателями, апассионариями в виде олигархов и их рабов, получивших в премию за услужение кости с барского стола, этот народ оказался в развалившемся общественном производстве, в обществе, неспособном накормить своих граждан, рожать детей, давать им современное воспитание, и даже элементарных условий существования бездомному подрастающему поколению при номинальном владении самыми большими природными ресурсами мира.

Вот на какой стадии этногенеза и социогенеза мы оказались! А ведь хорошо знать, где мы находимся и куда движемся по историческому пути!

Разгромленный, но не побеждённый, молодой советский суперэтнос сосуществует сегодня со старыми этносами Российской империи. Народам бывшего СССР старательно навязывают национализм, взаимную ненависть с целью вернуть их из советского суперэтноса назад в прошлый, основанный на религиозной непримиримости этнический мир. Для этого всемерно насаждаются прежние религиозные идеологии, усиленно строятся культовые сооружения. Новый современный суперэтнос (советский народ) может существовать только в добровольном отрицании, отделении от государства всех религий, атеизме, как общей для всех этносов базе. Посеяв межэтническую вражду между недавно братскими народами, обыватели-демократы без конца кричат о запрете межнациональной розни, тщательно скрывая свои истинные сионистские интересы и цели, разрушая рассыпающиеся этносы (особенно русский народ) и как части единого советского суперэтноса, и изнутри каждый субэтнос, превращая их в этнический субстрат, население, не имеющее объединяющей национальной(этнической) культуры, насаждая обывательские и криминальные идеалы аполитичности, служащие враждебным мировым силам, порабощающим народы, разводя их границами и языками.

Разврат, неудержимое стремление к роскоши, богатству, религиозное унижение гуманизма, воспитание рабского преклонения перед «богом избранным народом», суеверий, неравенства, поклонение «золотому тельцу», извращение истории СССР, разрушение остатков советского менталитета - всё в соответствии с Катехизисом еврея в СССР, доктриной Аллена Даллеса и другими сионистскими руководствами - можно видеть ежедневно в СМИ, несущих российскому обществу так называемую буржуазную демократию, в которой от демократии и есть-то лишь название, которая и подразумевает-то внутренне не власть народа, а либерализацию экономики страны, т. е. право на свободное разграбление богатств страны криминально-олигархическими кланами, ведущими междоусобную борьбу за раздел и передел России.

Но причина страданий народа не только в стадии его этногенеза. Большую роль в этом играет и наложение на этногенез социальных закономерностей развития общества. Соединение этих двух причин губит не успевший укрепиться советский суперэтнос.

Параллельно этническим процессам в социальной жизни советского общества происходили свои эволюционные изменения. Народ, отвергший монархию, провозгласил в качестве новой поведенческой основы (идеологии, менталитета) коммунистические идеалы, бесклассовое общество. Это в корне изменило не только социальное устройство общества, но и весь образ жизни людей, мышление, идеалы, этническую культуру. Зарождался одновременно и новый суперэтнос и новый социальный порядок, новая общественно-экономическая формация. Огромная держава противопоставила себя всему остальному миру. Именно так и происходит зарождение нового этноса.

Противопоставление поведенческих, культурных основ советского народа предыдуще-му суперэтносу - великоросскому – естественно отрицало православие как основу менталитета нового народа, хотя и наследовало его как исторические и культурные традиции не определяющего значения. Носителями прежних традиций были рудименты старых этносов Российской империи, продолжавшие сосуществовать с советским. Советский этнос - преемник великоросского этноса по языку и культуре. Русский язык был общим языком суперэтноса, языком государственным, межнациональным. Над всеми субэтносами объединяюще утверждалась советская социалистическая культура. Зёрна русской литера-турной классики, посеянные в человеческой цивилизации, возрастают гражданственной советской литературой, из которой вызревает плодоносная литературная нива коммунисти-ческого общества. Современные этносы всё более характеризуются не родством их членов по крови, а общей культурой, языком, территорией и, главное, отнесением к этносу себя самого индивидом, принятие им культуры этноса, языка как своего, полное осознание себя членом этноса, вплоть до самопожертвования ради него.

Однако, процесс социальной перестройки требует времени, экономического, техниче-ского, энергетического, научного и культурного потенциала, которого в этот период войн и разрушений у страны не было. Народ бросился срочно создавать материально-техническую и культурную базу социальной перестройки и делал это на уровне подвига пассионарного этноса. Достижения этого времени впечатляющи и неоспоримы. Строить же производство было возможно на уровне достижений человечества того времени, т. е. на уровне материально-технической базы капитализма, что диктовало и организацию производства, его машинное, капиталистическое разделение труда и распределение продукта.

Сложилась социалистическая система производственных и общественных отношений, при которой общенародная собственность на средства производства и централизованное планирование всего хозяйства страны, являвшиеся главными признаками новых, коммунистических установлений, вступали в противоречие с полученными в наследство капиталистическими разделением труда в производстве и соответствующими им распределением произведённого продукта и потреблением.

Устранить это основное противоречие социализма в этот период было невозможно ввиду недостаточного уровня развития материально-технической базы производства. Такая возможность наступает лишь с высоким уровнем автоматизации производственных процессов. Нищая, разорённая революцией и войнами страна делала, что могла: набиралась сил в хозяйстве, интеллектуальном развитии населения, шла в ногу с научно-техническим прогрессом.

Добившись за 10 – 15 лет невероятных успехов во всех областях самоутверждения нового суперэтноса, страна вновь была ввергнута в разрушительную войну с германским фашизмом. Созданный потенциал страны, государства, умноженный на пассионарность нового этноса и новые социальные отношения, позволили совершить непостижимый для других народов подвиг и одержать победу в войне, заплатив за неё потерей большей части своих пассионариев, что сразу же ощутилось.

И всё же сил советского суперэтноса хватило, чтобы вновь совершить всенародный подвиг восстановления разрушенной войной страны. Слишком молод был этнос и пассионарен. И потенциал страны, государства стал быстро набирать силу, благополучие и благосостояние народа расти. Страна богатела.

Однако, накапливаемое богатство народа распределялось неоднородно. Распределе-ние продукта труда производилось в соответствии с разделением труда. Иначе и быть не могло. Один из основополагающих принципов социализма – оплата по труду. Поэтому произведённый в обществе продукт распределялся таким образом, что одни его члены получали прожиточный минимум, в то время как у других постепенно появлялся и накапливался избыток оплаченного труда. Излишек средств к жизни, или сэкономленные средства накапливались в виде денег, имущества, богатства отдельных людей. Это были богатства честно заработанные, часто накопленные ценой отказа себе во многих благах, а иногда и в необходимом.

Но неравенство в оплате труда приводило к дифференциации населения. Выделялась элита – часть населения с высоким доходом, способная накапливать богатство в виде денежных банковских вкладов, личного имущества. Такие накопления богатства в элитных слоях общества, как правило, близких к власти, хорошо образованных, часто беспринципных обывательских карьеристов, близких к влиятельным особам, требовали от владельцев этих богатств изменения отношения к государственным порядкам. Деньги нуждались в возможностях их использования. А этому мешало социальное устройство общества, государство. У элиты возникла потребность изменить государственный строй.

К концу 80-х годов перерождение общества было очевидно. Печать, телевидение, литература, кино, всё чаще и чаще показывали как на смену старшему (уже так или иначе принявшему постулаты частнособственнической идеологии) идёт молодое, новое поколение, активная часть которого уже не принимает социализма (отцы и дети), готово идти на изменение государственных порядков. Напомним, например, кинофильм Э.Рязанова 1988 года «Дорогая Елена Сергеевна». Неверие в коммунистическое устройство общества стало повсеместным, хотя социализм ещё поддерживался большинством советского народа.

И грянула «перестройка». Срабатывали закономерности общественного развития, глав-ное противоречие социализма. Нарастающее обострение противоречия между машинным (капиталистическим) разделением труда, распределением, обменом и потреблением в частном порядке, с одной стороны, и организованным на коммунистических началах общественным производством (общественная собственность на средства производства, плановость всего хозяйства страны, социалистическое государство), с другой стороны, балансировавшие в обратимом равновесии, получили регрессивный вектор развития по мере роста общественного богатства, не имея назревшего преобразования общества в направлении коммунизма. Последовало контрреволюционное переустройство государст-венного строя, реставрация капитализма.

История показала, что как только чрезвычайность положения в стране перестала осознаваться и допущена «оттепель», т. е. ослаблена государственная власть – диктатура пролетариата – немедленно классовый враг, и ранее не дремавший, перешёл в наступление и при попустительстве власти (чего не допускал И. В. Сталин) всеми доступными путями приступил к захвату государства, к контрреволюции. Отсутствие и в дальнейшем противо-действия власти, одурманенной «песнями» о демократии (т. е. скрытой основе капиталисти-ческого возрождения), позволило буржуазии захватить все опорные посты управления обществом. Диктатура пролетариата связана с тем, что страна, в которой классовая граж-данская война продолжается до сей поры, должна находиться на военном положении, в чрезвычайном режиме.

Антисоветчики обвиняют И. В. Сталина в предвоенной чистке в партии и в армии. Но, если бы этих чисток не было, то война без сомнения осложнилась бы внутренними антисоветскими выступлениями, на которые рассчитывал и Гитлер. Ведь известно, что был и заговор генералов по свержению государства, было множество затаившихся в тайно продолжавшейся гражданской войне классовых врагов. Даже после чисток гитлеровцев во многих местах встречали как освободителей и причиной были не репрессии, а чисто классовая ненависть предков тех, кто и сегодня скрежещет зубами при одном упоминании о Советской власти. А вот отсутствие таких мер после смерти вождя привело к государствен-ному перевороту. Не следует думать, что буржуазия вообще когда-либо смирится с пораже-нием. В погоне за наживой она беспощадна. И несмотря на относительную малочислен-ность, как показала жизнь, она всё ещё способна к контрреволюционным мятежам.

Сложение этногенезного межстадийного кризиса с социальным привело к глубокому кризису советского суперэтноса, общества, к распаду его на ряд самостоятельных этносов, регрессу социального развития. Все наблюдаемые в этот период пороки общества вполне закономерны и объяснимы. Происходит варка социально-этнических процессов в огромном котле человеческого развития, в развитии биосферы Земли, Космоса, самоорганизующейся материи.

Следствием этого, безусловно станет общество нового типа, новый суперэтнос, новая цивилизация. Не следует считать советский период ошибочным, и уж тем более тупиковым. Природа, материя прошли лишь маленькую переходную стадию развития, очередную ступеньку к дальнейшим преобразованиям общества, мутации Человека разумного в Человека Космического, коммунистического. Социальным признаком этого общества станет общинное производство и жизнедеятельность людей, организованных на естественном разделении труда. Суперэтническим признаком станет общинная организация всего поведе-ния людей на базе высокоавтоматизированного интеллектуализированного производства, функционирующего на трудоэкономичных, компьютероуправляемых технологиях, широкой информированности людей, активном участии их во всех сферах жизнедеятельности. Впервые в истории определяющей этнической средой становится техносфера. Это предъявляет человеку новые мощные и ранее не имевшие большого значения требования: электромагнитное излучение, замкнутый характер жизни, повышенная психологическая напряжённость в автоматизированном производстве и др.

Для количественного роста этноса необходимы возможности территориального расширения зоны его обитания и (или) культурного роста. В условиях России, СНГ, постсоветского мироустройства рост территории для увеличения численности этносов не требуется. Территория позволяет активно расти всем населяющим её этносам. Демография народов определяется культурной средой, политическими процессами, повышающими или понижающими культурный уровень этносов. Большая часть народа постсоветского пространства остаётся советским этносом по менталитету. Политические, экономические, общекультурные, религиозные порядки постсоветского пространства противоречат ментали-тету этносов, населяющих страны бывшего СССР, менталитету советского народа. Это угнетает этносы, ведёт к их разрушению, вымиранию (этносы, отброшенные в прошлое, по Л. Н. Гумилёву, деградируют на последних стадиях существования). Только восстановление социалистических основ общества способно устранить это противоречие, изменить демографию народов, придать этносам направление количественного роста, вектор развития, направленный в будущее. А разделение труда по полу в коммуне способно придать взрывной характер этому росту. Демография – показатель этнического возраста. Падение деторождения, рост смертности населения России говорят о вырождении старых (досоветских) этносов. Только объединение старых этносов, придание им направления развития в единый советский этнос на социалистической основе, переводящей развитие в коммунизм, способны возродить численный рост российского населения. Все проблемы демографии решаются путём придания вектора (смысла) развития народов, веры в будущее. Материальные же стимулы носят лишь вспомогательный характер.

Переформировавшись, этносы перейдут в новую стадию своего развития, а социалис-тическая организация общества постепенно, шаг за шагом будет уступать ведущие позиции коммунистическим формам. При этом всё, созданное человечеством за свою историю, будет сосуществовать, как сосуществуют архаичные этносы с новыми (например, ненцы Русского Севера живут «по законам предков» первобытными общинами). Это закономерные метаморфозы природы, материи. Возраст этноса субъективно относителен, так как любая периодизация условна.

Старые этносы, общества будут молиться старым богам, новые – новым, как бы они ни назывались – Природа, Материя, Биосфера, Космос – не принципиально. Новый Человек поднимется над Homo Sapience так же высоко, как последний встал над предшествующими ему типами.

Разновременность «созревания» этносов, соответствующих им способов производ-ства, формаций соотносятся и с формами государственного правления - племенная демо-кратия, рабовладельческая демократия, царизм, феодальный деспотизм, буржуазная демократия, диктатура, социалистическая демократия… Каждый народ в нормальных условиях имеет то управление, которому он соответствует. Когда сионизм, глобализируя планету, прикрываясь показным стремлением цивилизовать народы мира до лживой буржуазной демократии (перестроить мир под себя), он нарушает гармонию соответствия формы правления этническому уровню организации народа. Это не плохо бы учитывать и в России.

Ни один этнос, и даже суперэтнос не может быть свободен от влияния других так или иначе взаимодействующих с ним этносов и наций от влияния культурных, социальных, производственных, экологических и многих других процессов, происходящих в человечестве. Такое всеобщее и всеобъемлющее взаимодействие их приводит к группированию народов в цивилизации. В настоящее время различают (по определению Семьюэля Хантингтона) шесть глобальных цивилизаций:

- Европейская протестантско-католическая цивилизация (Северо-атлантический

регион);

- Православно-славянская цивилизация (Географическая ось истории);

- Азиатско-конфунцианская цивилизация (Азиатско-тихоокеанский регион);

- Арабо-исламская цивилизация (Ближний Восток и Северная Африка);

- Латино-католическая цивилизация (Южная Америка, Карибское море,

Центральная Америка);

- Африканская цивилизация (Африка южнее Сахары).

Можно сюда добавить и переживающую глубокий кризис Советскую цивилизацию.

Человечество - живой развивающийся организм и можно ожидать дальнейшего слияния и распадения и перегруппирования цивилизаций, особенно в процессе локальных, межцивилзационных и мировых войн. Немалую роль в этом играет и миграция населения, перераспределение сырьевых и энергетических ресурсов, рынков труда и сбыта, мировое противоборство теллурократических и талассократических государств.

Все российские этносы сегодня стоят перед выбором: этническое смешивание с другими народами, либо этническое обособление, интеграция, или замкнутость в собствен-ной этнической среде (синтез и анализ, интернационализм и национализм). Даже переход из российской сферы влияния в любую другую (западноевропейскую, турецкую, китайскую, арабскую) не снимет необходимость этого выбора будущего пути народов. Интеграция несёт народу развитие, укрепление здоровья этноса, расширение среды его обитания, культуры, развитие языка. Обособление, замыкание в себе, означает ухудшение крови (здоровья) этноса, его деградацию, потерю территории, завоевание и поглощение другими этносами, застой в развитии языка, культуры, к его гибели. Однако, и смешивание с другими этносами определяет, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие этноса в зависимости от партнёра по интеграции, вплоть до деградации. Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься.

Самоуправление российских этносов должно иметь вектор направленности на общие для всех народов цели, сплачивающие их на социалистической основе в советский народ, переплавляющие их обособленную культуру этносов в советскую культуру как основу нового суперэтноса, советской нации.

За советскую эпоху народами пройдено большее развитие, чем за всю предыдущую историю. Энтузиазм от осознания этого поднимал ощутимую значимость созданного народом, поднимал его дух, веру в себя, в величие целей, объединял народы в особую единую советскую нацию.

Когда И. В. Сталин говорил (1941 г.) о русском народе как о народе Пушкина, Белинского, Плеханова, Герцена, Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, это соответствовало своему времени: советская нация ещё только складывалась. Можно считать, что принципиально советские народы как единая нация сформировались в связи и во время Великой Отечественной войны. Поэтому, раздавая сегодня георгиевские ленточки, проводя парад Победы, мы подтверждаем, что мы Советский народ, мы живы, мы всё равно победим и снова водрузим над Кремлём знамя нашей победы, снова установим социализм и будем строить коммунизм. После ВОВ нужно уже говорить не о дружбе народов СССР, ставшей одной из причин победы над германским фашизмом, а о едином советском народе, советской нации. Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!

Вместе с песней «Вставай страна огромная» мы становились огромным единым народом – советской нацией. И нашими героями уже становились не столько Александр Невский и Суворов, сколько Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, герои-панфиловцы, капитан Гастелло, маршалы Жуков и Рокоссовский, генералиссимус И. Сталин. И какие бы ошибки ни совершили наши герои, это и наши ошибки, мы их принимаем как свои, и ошибки эти ничтожны на фоне великих подвигов народа, его героев. И отнять это у нашего народа, как задумал Аллен Даллес, невозможно. Это уже вошло в менталитет народа, сложившегося окончательно в единую общность – советскую нацию.

Не чужеродный менталитет всеобщей продажности, культа денег, биржевых спекуляций и разбазаривания народного «добра», а наш советский менталитет любви к человеку, доброты, бескорыстия и самопожертвования на общенародное дело, на социализм ради наших детей, ради будущего человечества лёг в базовые ценности советской социокультурной общности – советской нации. Вошедший в наш дом «чужой человек» так и не понял этого. «Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы» и «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». Но общая беда, общая борьба, общий подвиг всех народов СССР и наконец, общая гордость за выстраданную вместе Победу сформировали окончательно Великую Советскую нацию.

Поэтому сегодня нам нужно бороться не за обособление народов СССР, не за возрождение религий, разъединяющих наши народы, а за единение всех в одну советскую нацию на безрелигиозной основе, на атеистических началах, что приемлемо для всех при условии терпимости всех к корням каждого породнившегося народа. Прежние основы (религиозные, например) для породнения народов уже устарели. Толерантность религий может удерживаться лишь до определённого времени, разделяет народы и не может создать базы для цельной единой нации. «… В Средней Азии, Закавказье и на Северном Кавказе закрепились довольно большое количество ячеек международных террористических организаций и организаций, которые исповедуют ислам самого радикального толка», - говорит политолог, научный сотрудник ИМЭМО Российской академии наук Игорь Игоревич Хохлов. Во многих этнических анклавах России возрастает национализм. Растёт отчуждение к русскому языку, народу. В мире много религиозно-философских учений, школ, сект и церквей, и каждая объявляет себя истиной в последней инстанции, а инакомыслящих клеймит как «неверные» и т. п. Единую основу социалистической нации может представлять только атеизм при толерантном отношении к особенностям корней братских народов.

Человечество численно растёт, готовясь расселиться по Ближнему Космосу, подобно тому, как оно расселялось по Земле в эпоху Великого переселения народов и Великих гео-графических открытий. Россия является родиной общепланетарного ноосферного мировоз-зрения, выдвинутого более века назад русскими философами-космистами Н. А. Наумовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским, В. С. Соловьёвым, Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, пророком ноосферного мировоззрения Н. Ф. Фёдоровым, ставящегося на один уровень с Ю. Гагариным, первым космическим человеком Земли. Наши предки первыми в мире создали социалистическое государство. Нам и продолжать эту эволюцию человека, познающего космические законы природы и преобразующего Космос под свои потребности, вступающего в межгалактические контакты с другими разумными цивилиза-циями Дальнего Космоса.

«Эволюция никогда не может закончиться достижением совершенства, а будет вечно к нему стремиться» - сказал Николай Фёдорович Фёдоров.

Все три этнических слоя сосуществуют всегда, выжидая благоприятных для них условий существования. Апассионарии (бандиты, уголовники, криминал…) после Великой Октябрьской революции быстро вписались в жизнь России и, если бы ни большевики, могли оказывать значительное влияние на государство. Зато после контрреволюции 1993 года криминал (апассионарии) осуществил смычку государства и уголовщины.

Существуют и классово разделённые этнические группы, говорящие на одном языке (хотя и не всегда), живущие на одной и той же территории, имеющие общую историю, но кардинально различающиеся культурой. Как пример, русские дворяне, помещики и крестьянская Россия. Социализм, общая собственность, устранение антагонистических классов сделали и этническую культуру общей, единой, подняли её на новый уровень.

Исторически толерантное отношение к соседним народам позволяет относительно мирно уживаться религиозно разным этносам в составе одного суперэтноса. Примером может служить соседство народов Русского Севера, Сибири, татар, башкир, кавказцев, среднеазиатских народов и русских славян. Эта толерантность, интернационализм стали предпосылкой сложения народов в единый суперэтнос.

Контрреволюционный переворот 1991–93годов внёс изменение в самоидентифика-цию этносов в историческом времени как колебание самосознания, откат их назад к своим историческим корням, к религиозным, сословным, классовым рудиментам досоветской Российской империи. Переосмысление истории, культуры, советского периода развития после некоторого колебания этнических самосознаний вновь разделило российское общество на множество слоёв. Некоторые слои выпадут из дальнейшего развития нации, другие придут к единению на новой, социалистической основе.

Кроме ландшафтов на формирование этносов оказывает влияние история их, даже искажённая, но составляющая самосознание народа, его самоидентификацию.

Мир не стоит на месте. Напротив, быстро развиваются представления человечества об этногенезе, о типизации человека по психическим особенностям. Удивительным образом перекликается с теорией этногенеза Л.Н.Гумилёва появившаяся 10 лет назад наука о человеке: теория системно-векторной психологии и психоанализа Юрия Бурлан,явившаяся продолжениемработ З. Фрейда, Сабины Шпильрейн, академика В. А. Ганзена, питерского психолога В. К. Толкачёва и исследующая «развитие состояний психики человека, откуда она берёт своё начало, как эволюционирует с течением времени, от самого раннего первобытного человека до человека современного» (из вебинара Ю. Бурлан «Что такое системно-векторная психология».

Суть системно-векторной психологии Ю. Бурлан в следующем. Психологически с древнейших времён человек живёт между двумя состояниями: стремлением избежать страдания и добиться большего удовольствия. «От чего они (состояниявключено Г. М. Тураевым) зависят, и как сделать так, чтобы каждый момент существования наполнился смыслом, приносил радость и наслаждение – об этом говорит и этому учит системно-векторная психология» (вебинар Ю. Бурлан). «Каждый человек рождён с определённым набором особо чувствительных эрогенных зон, которые способны пропускать через себя больший поток информации, что обеспечивает нас определённой группой желаний и свойств для реализации этих желаний, или, попросту говоря, формируют в нас определённый характер». Вводится понятие вектора – особо чувствительной эрогенной зоны, определяющей группу свойств и желаний, формирующей характер человека, его внутреннюю систему ценностей, поведение и адаптацию в социуме.

«Конечно, невозможно досконально изучить такое явление как «человек», и все психические процессы, которые происходят в нём, рассматривая его отдельно от ландшафта, на котором он растёт, развивается, и где реализует себя, или нет. Ни один человек в этом мире не существует сам по себе, в одиночку. Природа создала нас как группу, объединила нас в единую систему отношений. Это относится не только к людям, все живые вещества на планете живут группами. Примеров можно привести множество, это и стая волков, и стадо бизонов, пчёлы и муравьи, даже грибки и те живут колониями. Цели и задачи у каждой группы, будь то человеческая стая или стадо баранов, очевидны–группа должна выжить и продолжить себя во времени, т. е. дать следующее поколение. Это единый целый организм, в котором представлены все восемь векторов. Каждый из них играет свою уникальную роль в этом целом, выполняет свою специфическую функцию. Распределение ролей в группе, соотношения всех восьми векторов между собой, их взаимодействие друг с другом и иерархия по отношению друг к другу – досконально исследуются системно-векторной психологией и Юрием Бурлан. Кратко сформулировать видовую роль каждого вектора в группе можно, рассмотрев взаимодействие древних людей в первобытной стае, где каждый человек являлся носителем одного вектора,»- так объясняет Ю. Бурлан суть своей теории. «Человек находится в поиске ответа на вопрос «кто он такой» последние 6 тысяч лет. За это время мы драматически освоили неживую природу от каменного скребка до нанотехнологии. Мы летаем в космос, расшифровываем геном, развили медицину настолько, что уже живём не по 25 лет, как первобытный человек, а по 80, знаем строение каждой клетки человеческого тела. Мы создали вокруг себя особенную биосферу, которой не существовало никогда ранее, и она в свою очередь изменила нас. Нам уже недостаточно только одной эрогенной зоны: для адаптации в социуме, каждый современный человек несёт в себе три или четыре видовые роли. Мы стали более темпераментны, у нас больше желаний и больше возможностей для их реализации. И несмотря на всё это, на все достижения современной цивилизации, в познании самого себя человечество так и не продвинулось ни на йоту.»

«Через наши эрогенные зоны определяется наш талант и наша видовая роль, наши желания, с помощью которых мы двигаемся по саванне или современному мегаполису. Заданная врождённая видовая роль задаёт нам определённое желание, а желание всегда порождает строго определённые мысли: каким образом этот первобытный человек, живущий внутри меня, проявляется сегодня, в современном обществе, какую роль он выполняет, как сублимирует себя? Какие у меня лично врождённые свойства, какие желания управляют моим бессознательным, какие процессы там происходят, как их контролировать? Это только малая часть того, о чём говорит и чему учит Системно-векторная психология Юрия Бурлан», - так кратко представляет новую науку сайт автора.

В зависимости от преобладания людей того или иного вектора этносы могут иметь суммарно выраженные особенности, которые, будучи увязанными с ландшафтным воздействием на этнос, другими причинами исторического развития, определяют его базовые ценности. Особенностью русского народа является значительное количество людей уретрального вектора, пассионариев, посвящающих свою жизнь интересам русского народа и даже бескорыстно ведущих человечество в будущее.

Русский народ в целом – уретральный народ, определяющий пути развития земной цивилизации, способный брать ответственность за судьбу других народов. Это проходит через всю его историю. Нет больше на Земле такого народа, который бы, подобно русскому, в ущерб своему благосостоянию заботился о процветании и развитии других народов. Ведомый уретральными лидерами, коллективистский русский народ создал не имеющую аналогов по человечности империю. Космичность интересов, коллективизм, чувство совести, присущие русским людям выделяют его в народ-вождь, вся жизнедеятельность которого направлена на сотрудничество и совместное развитие всех народов. Не управление, не эксплуатацию других народов, не стремление выживать за счёт других, но равноправное сосуществование и даже роль «старшего брата», непонятную и недоступную другим народам-лидерам, каких немного. Извратив и опошлив первоначальное значение понятия «старший брат», наши враги подменили его значением «управитель», «эксплуататор», «тиран», исходя из своих собственных мировоззренческих позиций. Обманутые ими народы осознают различие между русским «старшим братом» - заботливым и ответственным старшим в семье – и западноевропейским и американским правителем, эксплуататором, корыстно прибирающим к рукам всё, что плохо лежит, основанном на менталитете кожного вектора. «Уретральные ценности особенно близки россиянам»,- говорит Ю. Бурлан. «Всем хорошо знакомо явление русского гостеприимства – как с «душой на распашку» мы принимаем гостей и как на последние деньги накрываем шикарный щедрый стол. Для россиянина одно из самых негативных понятий – понятие жадности, она осуждается, в то время как на Западе превращается в «разумную экономию» и приветствуется. Россияне любят по-уретральному хвастаться, рассказывать о своих достижениях. Нам близок и уретральный кураж. Именно из-за влияния уретральных ценностей российский человек не понимает ограничения закона, а судит всех по справедливости», по совести.

Мы живём в такое время, когда мировоззрение человечества меняется во истину не по дням, а по часам, корректируемое непрерывным насыщенным потоком информации. Нужно успевать осмысливать новые науки, новые теории, иначе жизнь безжалостно накажет отстающих. Системно-векторная психология должна быть взятой коммунистами на вооруже-ние при выборе лидеров, подборе коллективов, оценке возможностей и направленности устремлений всевозможных социальных групп, этносов и отдельных людей, предвидении результатов их воздействия на общественную жизнь, понимании природы их действий. Во избежание оставаться слепыми в социальной психологии, что невозможно допустить авангарду нации, цивилизации, нужно ввести пропаганду и изучение системно-векторной психологии и психоанализа.

Интенсификация информационных потоков требует расширения поля учебных программ как в средней школе, так и в высшей, а это требует увеличения периода получения образования, введения обязательного высшего образования. Если полвека назад объём необходимого образования сводился к элементарной грамотности (что вывело советский народ в мировые лидеры во всех областях), то на сегодня этот уровень знаний образно подобен сельскоприходской школе дореволюционной России. И только тот народ будет способен выжить в изменяющемся мире, который сделает всеобщее образование приоритетом своих жизненных интересов.

Этногенез русского народа, идущих с ним народов мира, неразрывно связан с необходимостью подъёма всеобщего образования на уровень непрерывного воспитания в течение всей жизни. Эти усилия очень скоро окупятся сторицей, подняв советскую цивилизацию на недосягаемую для других высоту. Грядущая эра, новая ступень развития человека напрямую связана с развитием интеллекта. А для достижения этого уровня требуется коренное изменение воспитания в соответствии с достижениями современных информационных технологий.

Очевидно, наилучшим образом это достигается в коммуне.