Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор».

Перед нами греческий образец совершенного че­ловека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружён в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хи­азм — основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развёрнуты, но левое (с копьём в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нару­шается. Такое изображение позволяет передать конт­раст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно оп­ределить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот не­которые результаты его математических вычисле­ний, которые будут использованы художниками бу­дущих поколений. Голова человека должна состав­лять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изло­жил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон(середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным и непревзойденным памятником искусства.

Статую лучше всего рассматривать спереди. Здесь движение предельно сконцентрировано во всех его составляющих. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом. О своеобразии этой скульптуры так сказал один из римских ораторов: «Где ещё можно найти такое же искажённое и сложное движение, как у Дискобола? А между тем, если бы кто-нибудь стал упрекать произведение Мирона за отклонение от правильной нормы, разве не извратил бы он этим самым искусство, в котором ценно именно новое и трудное изображение!»