ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ «КОММУНИКАЦИЯ», «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание направления «Коммуникация» нацелено на достижение целей овла­дения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи*.

Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на дос­тижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представ­лений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям разви­тия детей.

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигаются следующие целевые ориентиры:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать

 

 

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

 

 

 

 

Месяц Тема, цели 1-й, 2-й недель Тема, цели 3-й, 4-й недель Виды интеграции образо­вательных направлений Целевые ориентиры развития
Сентябрь Тема Чтение стихотворений С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу». Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Бого­любовой Звук [у]. Звук [а] Коммуникация: учить запоминать прослушан­ный текст произведения, развивать умение ис­пользовать все части ре­чи, отвечать на разнооб­разные вопросы, рас­сматривать сюжетные картинки. Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихо­творного произведения Эмоционально отклика­ется на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, дела­ет попытки решать спор­ные вопросы с помощью речи: убеждать, доказы­вать, объяснять; прояв­ляет интерес к информа­ции, которую получает в процессе общения
Цели Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить за развити­ем действий в них. Объяснять детям поступки пер­сонажей и последствия этих по­ступков Совершенствовать умение внятно произ­носить в словах гласные. Развивать мото­рику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и ре­чевое дыхание, уточнять и закреплять ар­тикуляцию звука [у]. Формировать умение отчетливо произно­сить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Октябрь Тема Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. К. Ушинского. Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Плещеева «Осень на­ступила» Звуковая культура речи: звук [о]. Рас­сматривание иллюстрации к сказке «Ко­лобок». Рассматривание сюжетных кар­тинок Коммуникация: понима­ет и употребляет в своей речи слова, обозначаю­щие эмоциональное со­стояние (сердитый, пе­чальный), этические ка­чества (хитрый, добрый). Музыка: познакомить с интонацией в музы­кальном и литературном произведении. Художественное твор­чество: учить в рисунке передавать сюжет произ­ведения Умеет интонационно вы­делять речь персонажей, эмоционально откликать­ся на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; вы­учить небольшое стихо­творение; в театрализо­ванных играх умеет ин­тонационно выделять речь тех или иных персо­нажей  
Цели Познакомить со сказкой «Ко­лобок». При восприятии стихотво­рения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, го­лодно, страшно в ненастную осен­нюю пору. Помочь запомнить стихотворение Приучать внимательно рассматривать ри­сунки в книгах, объясняя содержание ил­люстраций. Отрабатывать четкое произношение зву­ка [о]. Помочь понять сюжет картины, охаракте­ризовать взаимоотношения между персо­нажами  
Ноябрь Тема Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» Рассматривание картины «Коза с козля­тами». Звук [и] Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-сино­нимы. Художественное твор­чество: учить в рисунке передавать сюжет про­изведения Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоя­тельность в организации знакомых игр с неболь­шой группой детей, уме­ет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Цели Приобщать к поэзии, развивать по­этический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в уме­нии вести диалог, употреблять существи­тельные, обозначающие детенышей жи­вотных, правильно и четко проговаривать слова
                 

 

 

 

 

 
Декабрь Тема Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса», обр. М. Була­това. Чтение рассказа А. Босева «Трое», пер. с болгарского В. Викторова. Заучивание стихотворения Е. Ильи­на «Наша елка», К. Чуковского «Елка» Игра-инсценировка «У матрешки - ново­селье» Социализация: объяс­нять моральные нормы поведения на примерах поступков героев про­читанных произведений Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий не­сложное условие, прояв­ляет умение объединять­ся с детьми для совмест­ных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соот­ветствии с правилами и общим замыслом; мо­жет выучить небольшое стихотворение
Цели Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка - причитания. Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впе­чатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение Упражнять в произношении слов со зву­ком [э] (игра «Эхо»), в определении ка­честв предметов на ощупь; учить пра­вильно называть строительные детали и их цвета, формировать диалогическую речь
Январь Тема Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок Звуки [м], [м'], [п], [п'] Коммуникация: форми­ровать навык образной и связной речи, исполь­зуя пословицы, пого­ворки, сравнительные обороты. Музыка: объяснять зна­чение средств вырази­тельности в музыке и литературе В театрализованных играх умеет интонационно вы­делять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Цели Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиг­рать в сказку Упражнять в четком произношении зву­ков в словах, фразовой речи, способство­вать воспитанию интонационной вырази­тельности речи; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п']; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п']
                 

 

 
Февраль Тема Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», обр. В. Даля. Заучивание стихотворения В. Бере­стова «Петушки» Звуковая культура речи: звуки [б], [б']. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Познание: учить анали­зировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Коммуникация: разви­вать желание выражать впечатления о прочи­танном речевыми и не­речевыми средствами     Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое сти­хотворение    
Цели Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл про­изведения (мал удалец, да храбрец). Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному чтению Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах), совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления
Март Тема Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]. Рассматривание сюжетных картин Коммуникация: учить воспроизводить ритм стихотворения,звуко­вой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его). Труд: на примере геро­ев произведений воспи­тывать трудолюбие; учить бережно отно­ситься к книгам, тетра­дям, после занятий уби­рать рабочее место. Музыка: способствовать развитию навыков выра­зительной и эмоциональ­ной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит пе­тушок, клюют зерныш­ки цыплята, летают птич­ки и т. д.     Умеет использовать в ре­чи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, ра­достный), способен само­стоятельно придумать небольшую сказку на за­данную тему    
Цели Познакомить с новым стихотворе­нием, совершенствовать диалогиче­скую речь; напомнить известные рус­ские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки Закреплять произношение звука [т] в сло­вах и фразовой речи, учить отчетливо произносить звукоподражание со звуками [т], [п], [к], рассматривать сюжетную кар­тинку и определять ее тему, конкретизи­ровать действия и взаимоотношения пер­сонажей. Упражнять в произношении звукоподра­жаний с разной скоростью и громкостью, отрабатывать правильное и отчетливой произношение

 

Апрель Тема Чтение стихотворений А. Плещеева «Весна», А. Майкова «Ласточки прилетели». Чтение и драматизация русской народной сказки «Тере­мок», обр. Е. Чарушина. Рассматри­вание сюжетных картин Звуковая культура речи: звуки [ф], [с] Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы. Художественное твор­чество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки     Умеет четко произносить и пропевать слова; владе­ет чувством ритма при чтении стихов. Проявля­ет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим за­мыслом    
Цели Познакомить со стихотворением, с русской народной сказкой, учить называть признаки года, рассматри­вать сюжетную картинку и расска­зывать о том, что на ней изображено Учить отчетливо и правильно произно­сить изолированный звук [ф] и звукопод­ражательные слова с этим звуком, отраба­тывать четкое произношение звука [с]. Упражнять в умении вести диалог
Май Тема Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые ко­пытца», обр. М. Булатова. Заучивание стихотворения А. Пле­щеева « Сельская песня» Звуковая культура речи: звук [з], [ц] Коммуникация: форми­ровать навык составле­ния рассказов по пред­ложенному сюжету. Музыка: учить слушать и запоминать музыкаль­ные сказки     Способен самостоятель­но придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наи­более выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попыт­ки решать спорные во­просы и улаживать кон­фликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет)    
Цели Познакомить с русской народной сказкой, помочь вспомнить назва­ние и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее, стихи, ко­торые учили в течение года; помочь запомнить новое стихотворение Упражнять в чистом произношении зву­ка [з], учить изменять темп речи. Отрабатывать четкое произношение зву­ка [ц], параллельно упражняя в интонаци­онно правильном воспроизведении звуко­подражаний