СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ИХ С ЭЛЕМЕНТАМИ НОВОГО РАЗВИТИЯ

В объективном развитии как материи вообще, так и общества в частности, сохраняются и сосуществуют все предшествовавшие данному типы образований, в том числе и способы производства. Сосуществование способов производства происходит в экономическом и социальном противоборстве.

Так, в социалистическом обществе сохраняется способ производства первобытно-общинного строя в виде собирательства, охоты, рыболовства, когда человек не затрачива-ет ни знаний, ни труда на производство продукта природы, а берёт его в уже готовом виде. Нетрудно заметить, что этот способ производства достаточно широко применяется в наше время и у нас, и в капиталистических странах, распространившись на весь Земной шар и включает в себя и добычу земных ресурсов промышленности (руды металлов, нефть и газы, вода, камень, глины и песок, энергия ветра, воды и Солнца и др.) и уже выходит за пределы Земли (добыча изотопа Гелия 3 на Луне ). Это базовый способ производства, от которого зависят все другие (включая самые развитые) производства.

Существует и рабовладельческий способ производства в виде лагерей военноплен-ных, лагерей заключённых на основании уголовного права и т. п. Здесь члены общества лишены гражданских прав и вынуждены работать на общество физически принудите-льно.Нередко таким способом ведутся очень масштабные и важные для общества работы.

Что же касается феодальных элементов и капиталистических форм хозяйства (мелкое земельное хозяйство, наём сельскохозяйственных работников землевладельцами и скотовладельцами, сдача земли в аренду и др.), то они достаточно очевидны.

Старые способы производства, перестав быть ведущими в обществе, не являют-ся более антагонистами по отношению к ведущему способу производства, но дополняют его, часто закрывая его прорехи и даже питая его, т. к. предшествуют ему, находятся в его истоке, фундаменте.

Таким образом, общество всегда неоднородно по социальному составу. Говоря по В.И. Ленину, чистых явлений в природе нет, нет чистого капитализма, социализма и чего бы то ни было ещё. И естественно, что и коммунизм не будет исключением из этого правила и будет всегда сосуществовать с капитализмом. Меняется лишь степень влияния на общест-венное производство старых способов, но сами эти способы, будучи подчинёнными следую-щим им на смену способом производства, остаются. Сумма способов производства – это и сумма идеологий. Естественно, что эти старые способы сохраняют внутри себя свои собственные противоречия.

Здесь кроются во множестве неиспользуемые резервы, Так, если признать право на жизнь ремесленничества, то ему следует уделять внимание как вспомогательному способу производства в обществе, помогать его воспроизводству (содействовать подготовке кадров, организации рынка ремесленных изделий и т. п.), что позволит сохранять истоки националь-ных культур на современном уровне. Подобным же образом, государство должно представ-лять интересы и мелкого землепользователя и фермера. Капитализм, ограниченный в частной собственности на средства производства, также может неантагонистично сосущест-вовать в социалистическом и коммунистическом обществе. Более того, возможно органич-ное включение старых способов производства как филиалов в коммуну, рыночное подчине-ние их коммуне. Например, производство отдельных товаров и услуг для коммуны. Отсюда следует, что с окончанием открытой и тайной гражданской войны после завоевания власти социалистическим государством, наступает осознанное всем обществом сосуществование всех способов производства во благо всем слоям общества. Государство должно убедить своих граждан, что оно не враждебно никакому способу производства и при их поддержке отражает интересы всех производителей. Гармоничное сочетание всех общественных укладов (как в Китае) делает общество и государство устойчивым и наиболее производительным.

Следует только удерживать все уклады в рамках подчинённости интересам социализма. Такое состояние общественного производства выгодно и старым укладам, получающим устойчивый «плановый рынок», сильное государство и предсказуемое обеспеченное будущее. Если какие-то общественные слои предпочитают трудиться в несоциалистическом производстве, пусть так и будет. Это не подорвёт социализма, а укрепит его. Насилие в производстве нежелательно. Тогда и государство превратится в общенародное. Подчинить – не значит устранить. Но подчинить – значит всегда быть на страже.

Отметим весьма важную особенность действия закона соответствия производствен-ных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Он действует на самом низком уровне непосредственной кооперации производителей. Даже в пределах одного производственного предприятия можно встретить применение различных производственных отношений, устанавливае-мых благодаря применению производительных сил разного уровня. Если работнику ЦПУ автоматизированного производства при производственной необходимости пришлось временно встать у токарного станка, чтобы выточить гайку, он должен, соответствуя применяемому орудию труда, стать частичным рабочим. Взяв в руки лопату, работник любой квалификации должен уметь ею работать, кооперируясь на уровне примитивных производственных отношений, хотя и подчинённых в целом уровню отношений основного предприятия. Работая у себя на даче, тот же работник становится мелким собственником. А собирая грибы, ягоды, орехи, охотясь на зайца, или ловя рыбу на удочку, он же использует способ производства первобытного общества.

Это порождает всю ту неоднородность производственных предприятий, которая имеет место в реальной действительности. В любой стране, не говоря уже о всём челове-честве, можно встретить производственные отношения самых разных способов производст-ва. Благодаря невозможности одновременного изменения уровня орудий труда во всех предприятиях и влиянию сознания на производственные отношения, а также отношений собственности и технологий, некоторые предприятия раньше других достигают уровня антагонистического противоречия между производительными силами и производственными отношениями, и приводя их в соответствие друг другу, влияя на государственные (общест-венные) установления, могут использовать новый способ производства, независимо от других производителей.

Сосуществование старого и нового в природе наблюдается повсеместно. Жизнь исторически стоит на микроорганизмах, вирусах, нанобактериях, хотя наибольшее влияние её на природу проходит через деятельность человека. Но стоит исчезнуть лишь некоторым микроорганизмам, как исчезнет или изменится вся развитая жизнь. Аналогично, значение элементарных частиц в огромной массе Вселенной. Кажущееся отсутствие первичных элементов развития означает лишь включение их в последующие стадии преобразования материи. Первичные элементы – фундамент последующих. Общее количество вещества и энергии (т. е. непрерывно движущейся материи) остаётся неизменным.

Материя существует только в движении: Подвижное соотношение массы вещества и энергии его движения, переходящие одно в другое, закономерно определяют изменение состояния материи, пульсирующей от «абсолютного вещества» через антивещество к чистой энергии – чёрной дыре, преобразующей антивещество в энергию взрыва (от положительной до отрицательной, противоположно направленной энергии - как пример, притяжение и отталкивание) и обратно. Эти изменения и есть развитие материи, её самоорганизация. Они детерминированы, неизбежны, направленны и бесконечны (как образ, движение магнитного поля Земли от полюса к полюсу по силовым линиям, или соленоид).

Земля, как часть космической материи, эволюционирует в Солнечной системе. Одним из состояний вещества материи является жизнь (живое вещество), способная существовать в очень узком диапазоне условий, преобразуя энергию и вещество предшествующих этапов эволюции Вселенной в новое живое вещество (метаболизм). Существование «живого вещества» крайне чувствительно к изменению условий окружающей материальной среды. Только способность приспосабливаться к этим изменениям позволяет «живой материи» продолжать существование. Однако, приспособление требует изменений и в самом «живом веществе» - мутации его форм. Неспособные к изменениям формы жизни погибают. Очень тонкое, крайне чувствительное к условиям «живое вещество» реагирует на малейшие изменения не только «неживого вещества», но и на многочисленные формы жизни, воздействуя и на них, складываясь в единое «живое вещество» - жизнь, биосферу.

При этом группирование простейших элементов и дифференциация внутри образовавшихся групп постоянно сопровождает развитие живого вещества, проходящего одну за другой ступени становления новых организмов, приспосабливающихся к непрерывно меняющимся внешним условиям существования, время от времени меняющимся в корне, вплоть до гибели большинства существовавших организмов и замены их новым живым миром, способным выживать в новых условиях. Живая материя, химические вещества взаимодействуют между собой по-новому, согласно меняющимся космическим условиям. При этом, существует множество форм жизни, отличных от известных сегодня людям, например, некислородных, открытых недавно вблизи подводных курильщиков сероводород-ных организмов, или метановых, соляных, анаэробных микроорганизмов. Предполагается существование в прошлом жизни на Венере, подтверждается наличие микроорганизмов на астероидах и по всему Космосу. Все эти формы жизни могут иметь различный уровень развития в соответствующих благоприятных условиях, вплоть до сознания.

Сложные долговременные взаимодействия молекул химических веществ в растворах при бесчисленном разнообразии меняющихся условий приводят к их групповому (РНК, митохондрии, энзимы и т. п.) существованию и групповой защите от внешних воздействий (образование липидной оболочки клетки), что, в конечном итоге, даёт дифференциацию групп молекул внутри оболочки и возникновение живой клетки, вируса, метаболизма и кодирование самоорганизации и самовоспроизводства клетки в ДНК. Простейшие клетки существуют самостоятельно, дифференцированно, независимо друг от друга, несмотря на размножение делением и образование колоний. Каждая живая клетка отдельно.

Следующим этапом развития жизни является группирование клеток в единую систему с дифференциацией функций части клеток и образованием тканей и органов различного назначения, функционирующих в одном целом многоклеточном организме, усложнением системы наследования и самовоспроизводства. Дальнейшее развитие организмов, путём их приспособления и мутации приводит к возникновению множества видов растений и животных, их дифференциации в живой материи. Все виды (мутации) группируются в сообщества (как единое целое, не смешиваясь), которые со временем взаимодействуют между собой, образуя биосферу. Мутации возможны лишь в целом, в группе сравнительно однородных элементов (организмов) и служат основой дифференциации их внутри целого, являются частью целого. Наибольшее целое на Земле – биосфера, в свою очередь являющаяся неразрывной частью Космоса. В одном из сообществ выделяется (мутирует) вид HOMO, развивающийся в Homo Sapiens. Дифференциация вида человека разумного на расы, этносы, распространение в окружающей среде, создаёт разнообразие народов Земли, складывающихся в цивилизации. Сосуществование всех видов живых организмов, всего живого на Земле образует биосферу, ноосферу и порождает новый вид жизни – космиче-ский. Живое вещество поглощает, перерабатывает (метаболизм) «неживое вещество», разрушая, разлагая его, преобразуя в живое.

Распространяясь по Вселенной, жизнь преобразует физическое взаимодействие между объектами Космоса и изменяет Вселенную, пульсирующую от рождения её до «гибели». Материя бесконечное число раз рождает и уничтожает вселенные, галактики, жизнь, изменяясь от чистой энергии до чистого вещества, от горячей чёрной дыры до холод-ного вещества, переходящего в антивещество, устремлённое в чёрную дыру. Холодная вселенная – это вселенная потерявших кинетическую энергию Большого взрыва элементар-ных частиц, превращающихся в античастицы антивещества, сжимающегося через состояние чёрной дыры в новый большой взрыв, переводящий всю массу холодной вселенной в энергию рождения новой вселенной. И снова по круговому циклу. Это - свойство непрерывно движущейся материи.

Борьба за выживание каждой конкретной формы жизни, приспосабливание её к непрерывно меняющимся космическим условиям развития материи, мутации форм приводят к эволюции жизни во Вселенной от простейших организмов до разумных. В этой эволюции место каждой формы в общей иерархии развития определяется её организацией, включаю-щей в себя «содружество» более ранних и более примитивных форм как единый организм этой формы и включением самой этой формы в другую, более организованную. Каждый живой организм есть «содружество» многих организмов разного уровня развития и есть часть другого организма или системы жизни, есть часть материи.

На сегодняшний день наука знает одну форму высшей ступени живых организмов: человека разумного. Человек, его разум является показателем степени развитости жизни. Все другие живые организмы включены в сферу жизненных интересов человека. Могуще-ство человека подчинило себе всё живое на Земле. В то же время отдельный человеческий организм самостоятельно развиваться не может и деградирует. Следовательно, человече-ское общество является более высокой ступенью развития жизни, а множество обществ образует цивилизации, вплоть до Земной цивилизации, которая вместе со всеми земными формами жизни образует биосферу Земли, составляющую часть «живого вещества» Вселенной, часть материи.

Сегодня только невежды сомневаются в наличии внеземной жизни, вселенского разума, частью которого является и человечество. «Возникновение жизни так же неизменно, как и образование атомов. Ведь есть фундаментальные законы, одинаковые для всей Вселенной. Жизнь на других планетах существует. Через 20 лет мы её найдём», - говорит директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн. В рамках программы «Активного SETI» учёные ведут поиск внеземной разумной жизни.

Все формы жизни находятся в сложных отношениях соподчинения. Растения поедаются травоядными, травоядные – плотоядными, человек «властвует» над животным и растительным миром и даже над микроорганизмами. И все они зависят друг от друга, образуя биосферу Земли.

В человеческой цивилизации одни этносы подчинены и эксплуатируются другими. Чем развитее нация, тем больше у неё возможностей диктовать свою волю менее развитым. Таково сегодня человечество. Но это не означает принципиальную невозможность деградации и даже гибели наиболее развитых наций, прихода им на смену отсталых народов, более способных приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Коммунистический человек – создание новой, более современной формы, высшей ступени жизни на Земле и первичной ступени Космического человека, космочеловека, астрочеловека. Но он также является частью биосферы, включающей и человека разумного. Никакого равенства коммунистического человека и человека разумного быть не может. Последний будет включен в социосферу первого как более низкая ступень развития сознания, использующее более примитивные способы производства и формы жизнедея-тельности, подобно тому, как человек разумный соотносится с неандертальцем, приматами и другими животными, как не вполне зрелый разум, во многом противоречащий природе. И всё же, гармоничное подчинение человека разумного коммунистическому образу жизнедея-тельности так же органично, как подчинение более низких животных (лошадь, собака, курица, рыба…) человеку разумному, как он сам подчиняет своему развитию ранее процве-тавшие этносы, применяющие устаревшие способы производства. Но для человека разумного такое подчинение принесёт гармонию существования, ликвидацию войн, экологи-ческую безопасность, бескризисное производство, возросшую нравственность. Поэтому он воспримет это как желанное. И развитие Homo Sapiens не остановится, а будет идти далее под покровительством коммунистического человека, человека чуждого насилию в любом виде.

Коммуна – высший на сегодня способ производства – соподчиняет и использует все существующие общественные формы производства как единую социосистему, экосистему, биосферу. Однако, очевидно, это не равноценные составляющие и никакого равенства между ними нет по состоянию развития сознания. В настоящее время это кажется неспра-ведливым (ведь народ боролся за равенство, братство, отдавая всё, включая жизнь, для возникновения нового общественного («справедливого») строя), но когда общество пройдёт некоторый путь коммунистического развития, отношения соподчинения гармонизируются и станут естественными. Ведь и сегодня далеко не все люди стремятся к развитию интеллекта и имеют приверженность разным общественным укладам, не хотят ни социализма, ни коммунизма, ни даже капитализма, а предпочитают, например, ремесленничество, а то и вовсе первобытное общество. Многие племена разных континентов продолжая традиции своих предков не приемлют никаких изменений своего образа жизни, несмотря на непосред-ственное соседство с развитой цивилизацией. Да и в среде любой развитой нации имеются индивиды - носители как наиболее развитой общественной культуры, так и совершенно невежественные, предпочитающие примитивное существование, даже несмотря на давле-ние окружающего мира. И никто не обижается, видя знакомого на более престижной, более оплачиваемой работе, живущего в лучших условиях, если эти преимущества получены по заслугам.

Коммунизм, являясь результатом развития всего человечества, приходит не как всемирное преобразование его, а как «мутация» какой-то его части, небольшой части (несколько не связанных между собой коммун). Поэтому большинство человечества останется в ступени Homo Sapiens и никогда не пойдёт по коммунистическому пути, не перейдёт в новую ступень развития человека. Нужно оставить мысль о вовлечении всех народов в этот процесс (особенно т. н. «развитых стран» «золотого миллиарда»). Эти страны долго ещё будут отставать от коммунизма в развитии, продолжая считать свою «демократию» лучшим общественным устройством, подобно тому, как отставали первобытно-родовые общины от быстрее развивающихся частнособственнических государств, продолжая жить «по законам предков». Пусть желающие остаются в прошлом, упиваясь своими достижениями, удовлетворяясь существующими у них порядками. Насилие вредно. Прекращение насаждения общественного строя другим народам даёт гармонию отношений с ними, доверие к новому обществу (хотя и не устраняет противоречий между ними самими, внутри ступени Homo Sapiens). Отстающие в развитии народы – это «гастарбайтеры» коммунистического общества. Развитие же коммунистического общества, главным образом, пойдёт изнутри, путём деления уже образовавшихся коммун с увеличением числа коммунаров, внутри социалистического окружения и сосуществуя с деградирующим капитализмом и прочими исторически ранее возникшими обществами (но современного коммуне уровня развития, ибо никто не остаётся неизменным и, приспосабли-ваясь в борьбе за выживание к постоянно меняющимся внешним условиям, соответствует современности в своей нише человечества даже при использовании устаревших общественных институтов).

Из сказанного следует ошибочность мнения об одновременности перехода всех социалистических предприятий, всего общества в коммунизм. Отсюда же следует сознатель-ный характер этого процесса. А также уровень, на котором общество переходит к коммуни-стическим производственным отношениям – уровень производственного предприятия, уровень непосредственной кооперации. Коммунистическое общество – самое сложное из всех известных обществ и включает в себя способы производства, созданные человечест-вом за всю свою историю. Влияние коммунистического способа производства постепенно увеличивается по мере роста числа коммун, доли их в общественном производстве.

На лугу много разных трав, в лесу много разных деревьев и кустарников, много различных животных, насекомых, как хищников, так и их потенциальных жертв. Всё это многообразие природы экологически уживается, и малейшее нарушение в этой цепи (сообществе) вредно. Так и в человеческом обществе: сосуществование всех народов – единственно возможный способ их выживания. Каждый народ сам должен определять свою судьбу. «Хищные народы», живущие в большей или меньшей степени за счёт других, будут подавляться невозможностью паразитировать. Подобно тому, как человек сохраняет свою биологию, чтобы оставаться Homo Sapiens, как он воспитывает своё сознание, чтобы оста-ваться общественным существом, как жизнь вообще сохраняется на фундаменте прошлого развития от вирусов до высокоорганизованных существ, так же и всё человечество в целом сохраняет себя на достигнутом уровне и многообразии народов Земной цивилизации. А развитие идёт мутационным путём как результат приспособления каждой структуры (до тех пор, пока она способна приспосабливаться) к изменениям Вселенной.

Возникший мир более раннего времени не только сохраняется, но и изменяется, совершенствует свою организацию соответственно постоянно изменяющимся внешним условиям, борясь за выживание. Ускоряется эволюция быстро мутирующего микромира, проявляющаяся в появлении новых опасных заболеваний, таких как геморрагическая лихорадка Эбола, болезнь легионеров, СПИД, куриный гонконгский грипп, атипичная пневмония. Возрождаются считавшиеся побеждёнными болезни. Развитие всех форм жизни, всех материальных и духовных составляющих продолжается, пока у них есть потенциал способности приспособляться к изменениям среды. Биосфера Земли – это музей истории жизни на нашей планете, где можно не только на археологических и геологических артефактах проследить развитие живого вещества, но и наблюдать в живом виде жизнь от её зарождения до вершины – человека разумного – в физиологических связях и мутациях всех сосуществующих организмов, выживших на сегодня в борьбе за существование.

Ослабевание со временем значения капитализма в человеческой цивилизации связано не с тем, что он становится менее эффективным, «отмирающим». Отмирание, в данном случае - образное выражение. Нет, капитализм и далее будет наращивать свои производственные возможности (как, впрочем, и все другие способы производства: вспом-ним о первобытно-родовых племенах с «калашниковым» в руках), борясь за выживание, приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей среды, применяя всё более эффективное производство, автоматизацию, информационные технологии, эксплуатацию трудящихся и целых народов. Отмирать, в данном случае, не означает вымирать, погибать. Капитализм будет иметь меньшее влияние на общественную жизнь потому, что коммунизм будет наращивать свой потенциал и всё более определять общественное развитие. Интен-сификация и капитализма и коммунизма возрастают во времени, но развитие коммунизма вносит большую долю в развитие цивилизации, прежде всего, благодаря большей интеллек-туализации деятельности людей, благодаря гармоничному и всестороннему развитию их способностей, лучшим условиям для их творчества, всеобщему вовлечению их в интеллек-туальное производство, демографическому росту коммун. Очевидное ускорение развития общества связано именно с тем, что и старое совершенствуется (эволюция продолжается), и новое, предлагая более приспособленные к современным ему условиям и потребностям общества, жизни, более эффективные решения организации и функционирования всех общественных институтов, быстро «набирает силу», наращивая группы своих элементов. Борьба прекращается лишь тогда, когда остатки прошлого постепенно мутируют или выро-дятся в тупиковую ветвь развития, будучи не способными выживать в условиях внешней среды. Но до тех пор общая выживаемость и потребность друг в друге заставляет находить способы сосуществования. А социализм, как фундамент и необходимое условие коммунизма (общественная собственность на средства производства и природные ресурсы, плановость ведения хозяйства…) будет «сопровождать» коммунизм всегда.

«Умерла» уже старая русская деревня, преобразовавшись под новые условия, «умерли» старые кишлаки горских народов, «умерли» аулы и аилы среднеазиатских народов, сёла народов старой России. Нет и старых городов. Изменились все условия жизни людей. Сегодняшние «древние» города напоминают скорее некрополи предков, где посели-лись деловые учреждения с глумящимся над костями персоналом, где каждый дом, каждый камень мостовой являются могильным памятником, где вездесущие туристы с любопытст-вом «изучают», как жили здесь когда-то непохожие на них фараоны, цари, военачальники, разночинные люди, о которых рассказывают редкие таблички. Новые поколения построили для себя на периферии старых городов (а нередко и на могилах прошлого) совсем другие, непохожие на созданные «предками» (это тоже под вопросом, так как живут здесь уже преимущественно «пришельцы») сооружениясоты, новостильные дворцы (хай-тек) и совсем по-новому кипит здесь жизнь. Умирает, рождается и сосуществует в природе, обществе, мире, всё сущее.

Никакого всемирного коммунизма никогда не будет, как нет всемирного капитализ-ма, как никогда не было всемирного первобытно-родового строя, рабства и ничего «всемирного» (кроме постоянно движущейся материи, конечно). Человечество должно выработать способ мирного (пусть даже полного противоречий) сосуществования всех, должно создать новые международные отношения, способные подавлять агрессивность империализма, иначе оно погибнет. И оно уже начинает осознавать это. Война уже объявля-лась преступлением перед человечеством. Нужны механизмы контроля этого. Нужно всем осознать любое убийство человека неприемлемым для человечества. Да и внутри всех государств надо научиться примиряться в противоречиях всех способов производства, межнациональных и межэтнических противоречиях, природных, ресурсных, географических и пр., толерантно разрешать разногласия всех общественных укладов, всех политических сил. Сотрудничают же в парламентах разные политические партии: коммунисты, социали-сты, монархисты, «зелёные», буржуазные, крестьянские, религиозные партии. Рядом с социалистическими странами соседствуют европейские и азиатские монархии, феодальные страны Азии и Африки, первобытные племена Африки и Америки, империалистические США и Европа.

Следует иметь в виду, что историческая выживаемость любых живых организмов, их групп напрямую зависит от многообразия биологических видов. Природа не случайно «позаботилась» о постоянно возникающих мутациях всех существующих и существовавших живых организмов, производя огромное их разнообразие. Во-первых, таким образом жизнь приспосабливается к изменяющимся условиям среды. Не умевшие приспособиться, погиба-ли. Во вторых, таким образом устанавливается возможность выживания из всего разнообра-зия видов хоть каких-то организмов при любых катаклизмах на Земле. Это нужно отнести и к человечеству, его этносам, нациям, цивилизациям. Понимание, что ничего лишнего природа не производит, что разнообразие народов мира является необходимым условием выжива-ния человечества в целом, рано или поздно будет осознано людьми, и они установят уважи-тельные нормы отношений между народами как настоятельную потребность всеобщего выживания. Ведь никому неизвестно, какие изменения условий жизни на Земле последуют и когда и какой народ будет наиболее пригоден к новым условиям и по каким свойствам. Это относится и ко всем исторически существовавшим способам производства, укладам, слоям населения, культурам, цивилизациям. Мирное сосуществование всех форм жизни на Земле нужно, как можно скорее, сделать международным законом, за нарушение которого следует изгнание из биосферы Земли (смерть). Это должно стать составной частью концепции будущего человеческого общества.

Показательна структура современного китайского общества, включающего многообра-зие прошлых хозяйственных укладов, что создаёт впечатление многотысячелетнего этноса. В действительности, китайский суперэтнос (цивилизация) состоит из множества разновозрастных субэтносов со своими специфическими устоями, культурой, организацией (и даже языками, территориями и историями). Сегодняшняя китайская нация начала своё развитие в 1949 году установлением Китайской Народной Республики, фундаментально изменившей все китайские этнические культуры в новую единую китайскую цивилизацию. То же можно сказать и об индийском суперэтносе, и о ещё только складывающемся западноев-ропейском. Непонимание сложности этих обществ приводит к искажённым оценкам их состояния и перспектив развития. Новые суперэтносы перерастают в цивилизации, включая в себя субстраты множества старых этносов и групп.

Совместная выживаемость множества этносов, их необходимость друг другу, потребность в сожительстве как образ будущего сосуществования всех народов мира сложился в СССР. Поднимая окраинные экономически и культурно отсталые регионы всем советским обществом, осваивая новые регионы, строя новые города и промышленные предприятия, поднимая целинные земли, вахтенным методом разрабатывая месторождения природных ресурсов, народы помогали друг другу выживать в окружении враждебно настроенных стран, что, в конце концов, помогло им всем вместе отстоять свою свободу и победить и Антанту, и немецкий фашизм, и послевоенную разруху, и культурную отсталость.

А русский народ выступал в этом старшим братом. И не надо покаянно прятать глаза, услышав этот образ, оплёванный за последние двадцать лет врагами советской власти. И русский народ, и все другие народы СССР могут только гордиться этим не имеющим аналогов явлением. Непредвзятый взгляд в историю подтверждает ведущую роль русского народа в развитии всех уголков страны. Да и исторически, украинцы, казахи, киргизы, грузины, армяне … в трудные для себя времена обращались к российскому государству за защитой от врагов и получали её в нормах того времени, что фактически спасло эти народы от вероятной гибели. А оказавшиеся на исторически совместно заселён-ных территориях народы, по представлениям о международных отношениях тех времён, принимались русским народом как дружественные соседи и неоднократно вместе отстаива-ли независимость от общих врагов. Бывают и у родственников ссоры, бывали они и у соседних народов, но добрососедство всё же брало верх. Сомнительно, чтобы эти народы выжили, будь на месте русских немцы, англичане, французы и др. И некорректно переносить на прошлые общества и эпохи нынешние юридические и моральные оценки.

Освобождаясь от оков капитализма, русский народ сочувственно, с пониманием национально-освободительной борьбы других братских народов, протянул им свою руку друга и никогда не убирал её. До сих пор нет другого такого примера в мире. Россия и сегодня предоставляет крышу эмигрантам и беженцам, гастарбайтерам и просто приезжающим учиться в ВУЗы, несмотря на сложность ситуации.