Билет № 6

Личность в истории края. Охарактеризуйте деятельность одного из выдающихся личностей в истории.

Атаман Азовского казацкого войска Иосиф Михайлович Гладкий родился на Полтавщине в селе Мельники Золотоношского уезда Полтавской губернии. Его отец был сельским старостой и владел обширными наделами земли. Сам Иосиф не был земледельцем. Он чумаковал (возил соль), был бондарем, столяром. Жил в Одессе, Керчи, потом попал в казаки Задунайской Сечи.

Тут проявились такие черты его характера, как ум, хитрость, целеустремленность. Был избран кошевым атаманом Задунайской Сечи. Задунайцы во главе с И. Гладким приплыли по Дунаю в Россию в 1828 г. и воевали в составе русских войск на протяжении всей Русско-Турецкой войны. За проявленную отвагу и храбрость во время штурма крепости Исакчи атаман из рук императора получил Георгиевский крест и чин полковника.

В 1828 г. И. Гладкий стал наказным атаманом Отдельного Запорожского войска. В 1829 г. ему было пожаловано дворянство. С 1832 г. – наказной атаман Азовского казацкого войска. Награжден бриллиантовым перстнем, Орденом Святой Анны, Орденом Святого Владимира III степени, получил звание генерал-майора.

Зарекомендовал себя как хороший офицер, беспокоящийся о судьбе каждого казака и всего войска. Умер в 1866 г. от холеры. Похоронен в г. Запорожье (Александровск).

Билет № 7

Формирование транспортной структуры региона и ее значение для развития промышленности края. Составить хронологическую таблицу.

Хронологическая таблица

1857 г. – образование иностранными капиталистами акционерного общества «Главное управление российских железных дорог»;

1868-1869 гг. – сооружение Курско-Харьковско-Азовской железной дороги;

1872 г. – начало движения поездов на Константиновской железной дороге;

1875-1879 гг. – строительство Донецкой каменноугольной железной дороги;

1884 г. – введение в действие Криворожской (Катерининской) железной дороги;

1889 г. – открытие нового Мариупольского порта.

Билет № 8