Билет № 6
Личность в истории края. Охарактеризуйте деятельность одного из выдающихся личностей в истории.
Атаман Азовского казацкого войска Иосиф Михайлович Гладкий родился на Полтавщине в селе Мельники Золотоношского уезда Полтавской губернии. Его отец был сельским старостой и владел обширными наделами земли. Сам Иосиф не был земледельцем. Он чумаковал (возил соль), был бондарем, столяром. Жил в Одессе, Керчи, потом попал в казаки Задунайской Сечи.
Тут проявились такие черты его характера, как ум, хитрость, целеустремленность. Был избран кошевым атаманом Задунайской Сечи. Задунайцы во главе с И. Гладким приплыли по Дунаю в Россию в 1828 г. и воевали в составе русских войск на протяжении всей Русско-Турецкой войны. За проявленную отвагу и храбрость во время штурма крепости Исакчи атаман из рук императора получил Георгиевский крест и чин полковника.
В 1828 г. И. Гладкий стал наказным атаманом Отдельного Запорожского войска. В 1829 г. ему было пожаловано дворянство. С 1832 г. – наказной атаман Азовского казацкого войска. Награжден бриллиантовым перстнем, Орденом Святой Анны, Орденом Святого Владимира III степени, получил звание генерал-майора.
Зарекомендовал себя как хороший офицер, беспокоящийся о судьбе каждого казака и всего войска. Умер в 1866 г. от холеры. Похоронен в г. Запорожье (Александровск).
Билет № 7
Формирование транспортной структуры региона и ее значение для развития промышленности края. Составить хронологическую таблицу.
Хронологическая таблица
1857 г. – образование иностранными капиталистами акционерного общества «Главное управление российских железных дорог»;
1868-1869 гг. – сооружение Курско-Харьковско-Азовской железной дороги;
1872 г. – начало движения поездов на Константиновской железной дороге;
1875-1879 гг. – строительство Донецкой каменноугольной железной дороги;
1884 г. – введение в действие Криворожской (Катерининской) железной дороги;
1889 г. – открытие нового Мариупольского порта.
Билет № 8