Подготовка священнослужителей к совершению Божественной Литургии.

Билет 2.

Типикон. Отличительные особенности Студийского и Иерусалимского устава.

По Студийскому Уставу служба совершалась в храмах Константинопольского Патриархата, в некоторых областях Малой Азии, на Афоне, в Южной Италии, первоначально на Руси (особенно в монастырях). Если сравнить Студийский и Иерусалимский уставы, можно представить их разности и особенности. Надо при этом иметь в виду сказанное о характере жизни в той и другой обителях. Если Студийский Устав написан для монахов, живущих в одной ограде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игумена, то в Лавре святого Саввы монахи жили в рассеянных пещерах-келлиях и сходились в церковь только под воскресные дни и большие праздники. В Студийском Уставе: нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня не поется великое славословие на утрене преобладание студийской гимнографии В Иерусалимском Уставе: есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней поется великое славословие преобладание своих, савваитских авторов Самая важная отличительная особенность Студийского Устава - отсутствие на воскресной утрени Непорочных. Преп. Феодор Студит заменил пение Непорочных степеннами, которые он составил как перифраз псалмов 18-й кафизмы. Вторую особенность Студийского Устава составляло совершение проскомидии диаконом (см. Одинцов. Порядок общественного богослужения... с. 66). Академик Е. Е. Голубинский считает Студийский Устав разновидностью того же Иерусалимского, указывая, что Студийский отличается от Иерусалимского не столько самими чинопоследованиями служб, сколько временем и порядком их совершения. Различия Иерусалимского и Студийского уставов, согласно последним исследованиям, касаются лишь некоторых особенностей местного значения и не являются чем-то существенным или типичным. По существу, это два варианта одного и того же богослужебного Устава, которым вначале пользовались большие монастыри. Почти до IX века мирские соборные храмы имели особый устав - Устав песненных последований, как его называют. Он сложился в Антиохии и Иерусалиме

 

Подготовка священнослужителей к совершению Божественной Литургии.

Святая Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно «приуготовляли» себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.

Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается; не следует этого допускать даже и для диаконов.

В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чистым, одежда — не рваной, приличной и опрятной, лицо и руки — вымытыми, голова — причесанной, ногти — обрезанными, усы — подстриженными, зубы — вычищенными еще с вечера. Если нужно освежить рот утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служить препятствием к приобщению (Учительное известие; сравни 16 правило Тимофея Александрийского).

В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Святое Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое «правило», положенное Уставом перед совершением Литургии.

Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:

I. Совершить или выслушать вечерню и утреню (для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно).

II. Вычитать определенные каноны

III. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.

Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать святое Таинство. Это:

1) запрещение в служении от архиерея;

2) смертный грех на душе;

3) вражда;

4) вкушение пищи после полуночи;

5) женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений;

6) особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить; уныние, тоскливость;

7) осквернение во сне.

В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди он не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения он может приступать к священнодействию (4 правило святого Дионисия Александрийского), предварительно прочитав правило от осквернения.