Опыт использования методики


 


           
     

неблагоприятный
Показателем неблаго­получного статуса могут быть уходы от обсужде­ния отказов в выборе для себя привлекательных ролей. При групповом иссле­довании неблагополуч­ный статус ребенка оп­ределяется количеством «приписанных» ему ролей. В частности, можно говорить о стату­се отвергаемого в случае выбора для ребенка другими детьми группы таких ролей, как Не­знайка, Хвастун, Ябеда
На роль Разведчика (находчивый, не боится трудностей) девочка записала свою подругу Веру и себя. Проком­ментировала так: «Если бы нас не ссорили, мы бы всегда дружными были, и помогаем мы всегда друг другу»

Параметр анализа

Характер взаимо­отношений (дружба, отно­шения поддерж­ки, взаимопо­мощи, уважения или наличие конфликтных взаимоотноше­ний и др.)


Вариант проявления анализируемого параметра

благоприятный

Дополнительную инфор­мацию психолог может по­лучить, анализируя выска­зывания ребенка на воп­рос: «А какие роли для те­бя выбрали бы другие ре­бята? Почему ты так счи­таешь?»

Если есть возможность про­ведения методики в груп­пе, то статус популярно­сти ребенка оценивается по количеству полученных им от других детей привле­кательных ролей. В частно­сти, можно говорить о ста­тусе лидера в случае подбо­ра ребенку многими деть­ми ролей Командира, Раз­ведчика. Например, по сле­дующему высказыванию ребенка можно говорить об интеллектуальном лиде­ре класса: «Миронов хоро­шо учится, за первый класс получил похвальную гра­моту, выше его уже нет никого среди мальчиков» (о роли Ученого)

В комментарии при выбо­ре на роль Принца (краси­вый мальчик): «Просто от­казываюсь это писать». Смущается: «Я напишу — это будет как-то неприлич­но; по красивости — Дима Носов, но если скажут, что я влюбилась в него, то нет! Я вообще с Левкой дружу, он внешне не такой краси­вый. Дима — внешне красивый, внутренне — я не знаю»


В ходе плановой диагностической работы психолога, направ­ленной на оценку сформированное™ возрастных новообразова­ний учащихся третьих классов, были выявлены дети с достаточно неблагополучным психологическим статусом. В частности, беседа со Светой С. по поводу выбора ею ролей для себя и своих одно­классников позволила объяснить некоторые ее трудности, на ко­торые в последнее время жаловались учитель и родители. В целом Света раньше не вызывала тревоги взрослых, была и на уроках, и во всех классных делах достаточно активна, дисциплинированна. Благодаря хорошим репродуктивным способностям все годы учи­лась на «4» и «5». Однако девочка стала неуравновешенной, ее безуспешная социальная активность заканчивалась обидами и вспышками гнева. Приведем протокол беседы со Светой.

Роль Разведчика (находчивый, не боится трудностей). Записала на роль свою подругу Веру и себя, прокомментировала: «Если бы нас не ссорили, мы бы всегда дружными были, и помогаем мы всегда друг другу».

Роль Принцессы (красивая девочка): «Вера красивая, она не очень красивая, но она хорошая. У нас нет красивых». Пауза. «И я. Я не очень красивая, но я хочу».

Роль Незнайки (не хочет учиться, думает, что все знает): «Ежов. Он сегодня встал, смотрит в окно. Ему учительница хоть десять раз говорит, а ему все равно».

Роль Командира (умеет руководить): «Белов и Евстафьева. Они и добрые, и учатся хорошо».

Роль Хвастуна (любит хвастаться): «Левина. Она все время го­ворит на меня. Какая-то плохая девочка».

Практически во всех вышеприведенных случаях Света игнори­рует заданные ролью критерии анализа, подменяет неадекватны­ми, «своими», что, на наш взгляд, свидетельствует о значимости для девочки того или иного содержания идентификации, связан­ной с фрустрацией целого ряда потребностей. Как видно из выс­казываний, для девочки под угрозой находятся дружеские отно­шения с Верой, с которой она дружит еще с детского сада.

Вера — интеллектуально яркая, способная ученица, является неформальным лидером класса. У Веры широкий круг общения, она сензитивна к динамике группового процесса, и ее взаимоот­ношения с одноклассниками каждый раз определяются конкрет­ной задачей.

Света изо всех сил пытается сохранить свои старые дружеские позиции, подчеркивая свой статус подруги. В то же время у де­вочки есть ощущение, что эти дружеские позиции находятся под угрозой. В обосновании выбора руководствуется субъективными критериями (своим желанием, притязаниями, привилегирован-


 




ной ролью подруги) и внешними оценками, прежде всего учите­ля. Ее суждения строятся на беспроигрышных, с ее точки зрения, нравственно-этических основаниях («добрые», «хорошая», «пло­хая»), что говорит о трудностях построения «живого» взаимодей­ствия с одноклассниками. Можно также предположить, что под угрозой находится и ее статус «хорошей ученицы». Дружба с та­лантливой Верой, ориентация на интеллектуально сильных уча­щихся класса, имеющих высокий школьный межличностный ста­тус, усиливают проблемы самопринятия. Трудности соответствия требованиям к развивающимся интеллектуальным способностям в связи с усложнением к третьему классу учебной программы вызывают у девочки неадекватные аффективные реакции.

Вопросы изадания для самостоятельной работы

1.При каких обращениях родителей или учителей к психологу-кон­сультанту использование методики «Выбор ролей» может прояснить осо­бенности и причины трудностей возрастного и личностного развития ребенка младшего школьного возраста? Составьте перечень возможных запросов.

2. Какие вы можете назвать причины проявления различных вариан­тов неадекватной оценки ребенком себя и своих сверстников?

3. Проведите с ребенком младшего школьного возраста беседу «Вы­бор ролей», проанализируйте ее результаты и опыт проведения.

4. Каковы могут быть дальнейшие перспективы консультационной работы с ребенком в рамках возрастно-психологического и/или когни­тивного подходов?


ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Графика в психологическом консультировании. — М., 2001.

Андрущенко Т.Ю. Беседа «Мой круг общения» в диагностике соци­альной ситуации развития ребенка // Журн. практ. психолога. — 1998. — №4.-С. 86-91.

Андрущенко Т. Ю. Графические приемы фиксации субъективных труд­ностей общения в предподростковом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1991. - № 1. - С. 42-48.

Андрущенко Т. Ю. Диагностика принятия первоклассником нового воз­растного статуса // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — №3.-С. 48-59.

Андрущенко Т. Ю. Моделирование биографии «Альбом моей жизни» в консультировании старшеклассников // Семейная психология и семей­ная терапия. — 1998. — № 4. — С. 55 — 64.

Андрущенко Т. Ю. Методика «Выбор ролей» в исследовательской и кон­сультативной практике // Психолог в школе. — 2000. — № 3, 4. — С. 20 — 30.

^урменская Г. В., Карабанова О. В., Лидере А. Г. Возрастно-психологи-ческое консультирование. — М., 1990.

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: Прак­тическое руководство. — М., 2001. — Ч. 1 и 2.

Венгер А.Л., Поливанова КН. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопр. психологии. — 1988. — № 4. — С. 56—63.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подро­стков / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. — М., 2002.

Гаврилова Т.П. Личностно-психологическое консультирование под­ростков как вид психологической помощи // Психол. наука и образова­ние.-1997.-№ 1.-С. 88-92.

Захарова А. В., Андрущенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1981. — № 2 (25). — С. 72 — 77.

Кабанов А. В., Минеева О. А. Применение стратегии «Линии времени» в психологическом консультировании семей с подростками: (Из опыта работы) // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 3. — С. 60-63.

Карабанова О. А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 1. — С. 59 — 72.

Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. А. Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 21 — 22.

Самоукина Н. Практический психолог в школе: Лекции, консульти­рование, тренинги. — М., 1997. — С. 50 — 67.