Вопрос 42. Типология личности.
Ответ: Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Соц. поведение можно оценивать количественно - по уровню со. Активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от соц. структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представлен о том, что каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.
Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, "ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличии от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры". Значение соц. характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:
-- рецептивный (пассивный) - люди надеются на помощь других в решении своих проблем;
-- эксплуататорский - стремление получить желаемое силой или хитростью;
-- накопительский (стяжательный) - как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать;
-- рыночный (ныне доминирующий) - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Люди с рыночным соц. характером не умеют ни любить, ни ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ни к себе, ни к другим, у них нет "самых близких", они не дорожат даже собой.
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций
-- Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
-- У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
-- Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
-- Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
-- Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять так же модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, соц. тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.