Вопрос 39. Учебная лексикография и ее особенности.

 

К середине XX в. оформилась новая отрасль лексикографии - учебная лексикография. Учебная лексикография занимается созданием словарей, необходимых для изучения языка. Они делятся на словари для носителей языка и словари для представителей других национальностей, изучающих данный язык. Учебные словари делятся на словари для начального, среднего уровней и для совершенствующихся. Основным назначением этих словарей является обучение языку: в первом случае – иностранцев, во втором – детей детского и школьного возраста, осваивающих родной язык как учебную дисциплину. Цель – обучение языку – определяет материал и принцип составления подобных словарей.

Учебные словари учитывают возрастные, образовательные, психологические особенности адресатов. Круг слов, помещаемых в их словник, ограничен, что диктуется нуждами учебного процесса. Но школьные словари, как правило, не создаются путем сокращения больших словарей. Они строятся на базе слов, имеющихся в существующих школьных учебниках, учебных пособиях и других материалах для чтения или для самостоятельной работы учащихся.

Характер учебных словарей:

  1. методическая направленность и строгая ориентация на определенный этап обучения,
  2. специфический отбор языкового материала, который должен удовлетворять критерию учебно-методической целесообразности,
  3. охват всех циклов речевого акта, обучение всем видам речевой деятельности.

Большое внимание во всех видах учебных словарей уделяется так называемой педагогической речи словаря — т.е. лексикографическому высказыванию дидактической направленности. Язык такого словаря имеет ту же природу, что и педагогическое сообщение учителя или дидактический язык учебника. Семантизация лексических единиц в учебных словарях должна быть простой, понятной, наглядной и доступной. Должен быть более четкий и более планомерный показ парадигматики слова (синонимов, антонимов, лексико-семантических и тематических групп) .

 

Словарь как предмет лексикографии

  1. словарь - собрание слов (или сочетаний слов, значащих частей слов и др. языковых единиц);
  2. словари - средства фиксации, освоения, «хранения» и канонизации знаков языка;
  3. в словаре знаки сопровождаются разъяснениями, толкуются или переводятся на другой язык;
  4. языковые единицы располагаются в словаре в определенном порядке (чаще всего алфавитном или тематическом).

 

См. вопрос 37.