Национальные основы и особенности формирования и реализации социальной политики в Японии

Социальная политика в Японии на стадии формирования и реализации рас­сматривается в общей концепции государственного регулирования национальной экономики, обеспечивающей условия для ее развития, роста благосостояния [раж-дай и социальной безопасности населения. Однако иногда считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом трипатизма и социального партнерства. Но более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном — государственное влияние при­сутствует везде и во всем. Другое дело (и это японские традиции) формы, методы и механизмы влияния государства на экономику и социальные отношения не за­метны, ненавязчивы, эластичны и оригинальны. В частности, в области профобу-чения, государство устанавливает единые стандарты, которые все обязаны выпол­нять. Такой же инструмент оно использует при регулировании проблем занятости, найма, оплаты труда и т.д.

Опыт Японии свидетельствует о том, что в этой стране успешно, с пользой для дела, используется очередной пятилетний план. Его характерные особенно­сти — прозрачность, коллективизм в проиессе разработки и выполнения, боль­шое воспитательное значение. Проекты пятилетних планов активно обсуждаются в коллективах, на предприятиях, в учебных и научных организациях. В ходе этого японцы понимают, что в конечном счете всё что там запланировано, направлено на развитие человека, рост его благосостояния и качества жизни. По­этому отсутствует формализм, все население заинтересовано в реализации пла­нов социально-экономического развития, которые объединяют людей, интегри­руют их интересы, творчество, интеллект и действия. При таком подходе нерешаемых задач не бывает. Ведущая роль в разработке, процедуре принятия и реализации планов и социальных программ принадлежит институту государст­венной службы.

Формирование и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии народа. Утверждают, что именно на их основе и зиждется так называемое «японское чудо» — стреми-гельное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.

В их структуру входят:

система пожизненного найма;

система кадровой ротации;

система подготовки на рабочем месте;

система репутаций;

система оплаты труда.

Прежде чем дать краткий анализ перечисленным системам, отметим одно >бщее принципиально важное обстоятельство. Ценность и причина действенно-:ти этих систем в том, что это не набор отдельных элементов, а системы в еди-


ной системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием ей функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Одна сис-тема не существует без другой. В сумме они составляют единый слож­ный механизм, формирующий мощную мошвационную среду, направленную на подготовку высокопрофессиональных работников и полную реализацию их фи­зических, творческих и интеллектуальных способностей, что обеспечивает по­вышение производительности труда, экономически рост стране и высокий уро­вень жизни населения.

Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подго­товки и использования кадров является система пожизненного найма. В классиче­ском виде в настоящее время она применяется лишь на некоторых крупных пред­приятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного официального пожизненного найма. Скорее, речь идет о джентель-ментском соглашении между работодателем и наёмным работником. Однако на практике все предприятия, включая средние И малые, работают в режиме пожиз­ненного найма. Это объясняется тем, что устроившись в организацию, на человека «обрушивается» поток различных материальных льгот и стимулов, которые усили­ваются и добавляются пропорционально его стажу в данной фирме. Поэтому ухо­дить из нее до предельного возраста — значит много потерять.

Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки кадров на предприятиях — система ротации. Ее суть в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на опре­деленном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника. Критерий здесь прост и понятен — он поступил на предприятие и с ним могут делать все, что приносит эффект компании.

Согласие профсоюза требуется лишь в том случае, если перемещение работ­ника связано С переездом в другой город, регион. Ежегодно один раз в год (в ап­реле) выпускники школ, колледжей, высших учебных заведений трудоустраива­ются на предприятия, в организации и учреждения. Даже выпускники вузов, в том числе самого престижного Токийского университета, попав в ту или иную компанию, не ставятся сразу на руководящие должности, а начинают трудовую биографию с самых неквалифицированных рабочих мест. В этом есть свое бес­спорное преимущество. В последствии такого специалиста, руководителя, в тон­костях знающего всю специфику своей организации, сложно завести в заблужде­ние и меньше вероятности принятия им непрофессиональных решений. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы и повышает уровень ее компетент­ности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух-трех) перемещений «белых» и «синих воротничков» по горизонтали, сле­дует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высо­кооплачиваемую должность. Ротация способствует расширению кругозора, раз­витию более широкого взгляда работника на свою организацию. Приведем лишь один пример. Не секрет, как правило, госслужащие наших министерств и ве­домств могут достаточно квалифицированно и обстоятельно говорить о пробле­мах, которыми занимается их структурное подразделение. Налицо узкая специа­лизация. В Японии, например, начальник отдела занятости Министерства труда глубоко и профессионально знает весь спектр социально-трудовых вопросов


 




(само собой, проблемы занятости, не хуже — оплаты труда, социального парт­нерства, рынка труда и т.д. и т.п.). Он в процессе ротации изучал и прошел все эти участки работы и знаком с ними достаточно обстоятельно.

Критики системы ротации говорят, что она в какой-то мере «душит» инициати­ву, является тормозом работы на перспективу. Мол, человек знает, что будет рабо­тать на этом участке два-три года, поэтому зачем ему думать о новых идеях и тех­нологиях на будущее. Таких аргументов недостаточно для подобной оценки. Во-первых, как показывает наш российский опыт, работа специалиста десятилетиями на одном месте гасит его творчество и инициативу, работать ему неинтересно, так как он не видит перспективы. Есть и другое весомое обстоятельство, гарантирую­щее в условиях ротации не только добросовестную, качественную, но и творче­скую, перспективную деятельность всего персонала. Это система репутаций. Суть ее в том, что где бы не работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года на новое место за ним за­крепилась репутация прекрасного, инициативного работника и порядочного чело­века. Для этого на каждого из них составляется письменная характеристика. Объ­ективность характеристик обеспечивается ежедневными проверками человека в форме опроса коллег, подчиненных, начальников, клиентов и т.д. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его даль­нейшую трудовую карьеру.

Решающая роль в обеспечении эффективности работы персонала принадле­жит обучению и переподготовке работников. Хотя ключевое значение при этом отводится подготовке на рабочем месте, которую в Японии называют системой ОЧТ. Это элемент системы пожизненного найма. Японские организации, пред­приятия и госслужба не требуют от школ н вузов специальной подготовки. Они сами затем «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации. 8 Японии образовательные функции чет­ко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаменталь­ное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обуче­ние. Кроме ОЧТ подготовкой, например госслужащих также занимается институт повышения квалификации при Управлении по делам персонала. При­чем, что характерно и отличается от российской практики, как говорится, с точ­ностью до наоборот, в Японии переподготовку и повышение квалификации во внешних организациях проходят госслужащие уровня до начальника отдела ми­нистерства, ведомства, управления и заместителя мэра провинции включительно. Как известно, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, как правило, обучаются руководители начиная с долж­ности начальников отделов федеральных органов управления (высшие, главные и ведущие категории госслужащих). И в этом нет никакого противоречия, ибо в Японии на госслужбу не попадают случайные люди. Начальники департаментов, министры и их заместители, мэры провинций и т.д. в свое время, проходя ступе­ни ротаций, занимали более низкие должности. Поэтому все они неоднократно имели уже подготовку на рабочем месте и повышали квалификацию во внешних учебных заведениях. Занимающих высокие должности, считают в Японии, учить чецелесообразно. Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразова­ния.

S60


I


Высокая результативность труда персонала, в том числе государственных слу­жащих, во многом обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и, прежде всего, оплаты труда. Размер заработной платы (оклада) госслужащих опре­деляется двумя обстоятельствами: градацией (разрядом), соответствующей долж­ности работника (квалификации), и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени. Учет результатов работы госслу­жащего осуществляется периодичностью (скоростью) перевода его из одной гра­дации в другую.

Следующая, более высокая ступень по оплате труда, присваивается через каж­дый год (максимум два) работы. Например, госслужащий по своей должности имеет шестую градацию, а по стажу работы — 21 степень. Тогда его должностной оклад в месяц составит 410,2 тыс. йен. Через год он перешел на 22 ступень. Долж­ностной оклад увеличивается до 428,3 тыс. йен. Оплата труда государственных служащих, имеющих уровень градации выше одиннадцатого, производится по другой сетке (это министры, заместители министров, начальники департаментов и их заместители).

Для государственных служащих Японии, как и для работников частного секто­ра, кроме оплаты труда предусмотрены выплаты некоторых видов пособий (се­мейное пособие, в том числе на детей; транспортное пособие или оплата стоимо­сти бензина личного автомобиля; региональные пособия: пособия за особые условия труда). Пять должностных окладов в год выплачивают в виде бонусов (0,8 — в марте; 2 — в июле; 2,2 — в декабре).

Ежегодно Управление по делам персонала изучает уровень оплаты труда гос­служащих по всем градациям и ступеням с учетом их квалификации, образования и т.д. в сравнении с заработками работников производственного (частного) секто­ра. Для этого обследуются частные предприятия с численностью работающих бо­лее 100 человек. В Японии всего свыше четырех миллионов предприятий, из них для корректировки уровня оплаты труда государственных служащих изучается 38107 предприятий (производственных единиц). В соответствии с Законом о сга-тистике частный сектор обязан предоставить достоверную информацию по зара­ботной плате сотрудников, ибо от этого зависит динамика и оплата труда госслу­жащих.

Эти данные публикуются в печати, сравниваются с уровнем оплаты труда на государственной службе и приводят их в соответствие. Т.е. уровень оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в сфере материаль­ного производства. Думается, что это вполне разумно и научно обосновано. Логи­ка рассуждений здесь следующая: в конечном счете основная задача госслужбы — через экономический рост обеспечить высокие заработки и достойный уровень жизни населения. Если растет зарплата в производственной сфере, то увеличива­ются макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП и т.д.), поскольку оплата труда работников предприятий тесно связана с конечными производственными ре­зультатами. Следовательно, есть экономическая и моральная основа для адекват­ного повышения окладов государственным служащим, которое утверждается ре­шением парламента, Если заработная плата работников производственного сектора сокращается, соответствующие пересчеты а сторону уменьшения делаются по ок­ладам госслужащих.


В заключении данной главы на примере регулирования оплаты трула отметим еше одно принципиальное положение, которое распространяется и на многие дру­гие направления государственной социальной политики {социальной защите, пен­сионной системе, охране труда и т.д.), проводимой в этой стране.

В частности, в Японии — сколько предприятий и организаций, ориентировочно столько же форм, систем и моделей оплаты 1руда. Однако это не означает полной анархии в система* стимулирования персонала. Просто подходы здесь иные. Госу­дарство задает ключевые требования к системам оплаты труда (ее зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы их реализации выбирает само предприятие или учреждение1. Кто, как не оно, знает лучше свои особенности, сильные и слабые стороны, качественный состав и т.д. Ему (учреждению, предприятию) и только ему и карты в руки —дове­сти идеи и требования государства до конкретных методик и инструментов их вы­полнения.

S. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Перечислите основные направления социальной политики, реализуемые в

мире, дайте определения и классифицируйте их.

2. Выберите из перечисленных, реально существующие модели социальной по­
литики:

- социал-демократическая;

- либерально-демократическая;

- рудиментарная;

- континентальная;

- демократическая;

- корпоративная;

- восточно-европейская;

- либеральная;

- англосаксонская;

- североамериканская.

 

3. Дайте краткую характеристику основным тенденциям реализации социаль-
юй политики в странах СНГ.

4. Почему в Японии «оплата труда в зависимости от стажа» абсолютно равно-
начиа понятию «оплата труда за квалификацию»? Отметьте правильный вариант
■твета:

а) национальные особенности;

б) действие системы подготовки на рабочем месте;

в) специфика японской системы оплаты труда;

г) стаж — основной зарплатообразующий показатель.


5. В чем главная причина, что профессиональная подготовка госслужащих Японии распространяется, как правило, лишь до уровня начальника отдела мини­стерства, ведомства (не выше)?

а) система пожизненного найма;

б) система репутаций;

в) использование системы ротации и сопутствующей ей подготовки госслужа­
щих.

6. Литература

1. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых
проблем.—М.: Экономика, 1998.

2. Кейзы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров: фено­
мен, методика составления и использования. —М.: РА У, 1994.

3. Государственная служба за рубежом. Социальная политика стран ЕС. При­
оритеты, механизмы совершенствования. Реферативный бюллетень. (W. Hanesch.
Soziale Sicherung im europajschen Vergleich. «Aus Poltlik und Zeilgeschichte»,
14.08.1998, s. 15-26).

4. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. Проблемы и
опыт. / Под ред. СВ. Кадомцевой. М.:ИКЦ «ДИС», 1997.

5. Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое посо­
бие. — М: РАГС, 1998.

6. Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. Резюме.
Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Ко­
пенгаген. 1996.

7. Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций / Под
ред. Волгина Н.А., Ракитского Б.В. — М: Изд-во РАГС, 1998.


 


' См.: Волшн Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. -М: Экономика, 1998.— с. 71-102.



РАЗДЕЛ V.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

-КИ

Глава 5.1.

■svr,1 ■о)! км

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

План:

1. Характеристика и анализ положения основных социальных групп
общества:

Беженцы и вынужденные переселенцы

Бездомные

Семьи и технологии социальной работы с семьей

Женщины

Инвалиды

Молодёжь

Старики

Осужденные

2. Контрольные задания и задачидля самопроверки

3. Литература



у* 1. Характеристика и анализ положения основных

я' социальных групп общества

Адресная социальная помощь не может эффективно выполняться без изучения тех слоев общества, которые наиболее в ней нуждаются. Данный раздел содержит сведения о наиболее значимых реальных социальных группах российского обще­ства, требующих такую помощь.