ГЛАВА XVII

Интеллектуальный метод. Объективное и субъектив­ное познание. Изучение «не-я» и изучение «я». Невоз­можность объективного исследования «я». Границы объективного познания. Возможность расширения субъективного познания. Поглощение всего «не-я» в «я». Идея Плотина. Разные формы сознания. Сон (по­тенциальное состояние сознания). Сновидение (созна­ние, заключенное в себе самом, отраженное от себя). Бодрствующее сознание (дуалистическое ощущение мира, разделение «я» и «не-я»). Экстаз («выхождение из себя»), «турийя» (абсолютное сознание всего как себя). «Капля, поглощающая океан». «Нирвана».

Установив принцип возможного объединения в интуиции или при помощи интуиции форм нашего познания, мы должны посмотреть, не осуществля­ется ли где-нибудь это объединение; каким образом оно может произойти, и произойдет ли оно в совер­шенно новой форме, или одна из существующих включит в себя остальные.

Для этого мы должны вернуться к основным началам нашего познания и сравнить возможные шансы на развитие разных путей. То есть по воз­можности выяснить, какой путь и каким образом скорее всего приводит к интуиции.

Относительно эмоционального пути мы это до некоторой степени установили: рост эмоций, их очищение и освобождение от личных элементов должно вести к сверхличному познанию и к интуи­ции.

Но каким образом может прийти к интуиции интеллектуальный путь?

Мы знаем, что мы познаем интеллектуально, мы познаем или субъективно, или объективно. Субъек­тивно, как часть себя, объективно, как часть не себя.

Мы должны рассмотреть, какое знание, субъек­тивное или объективное, имеет большие шансы на развитие, — и какое из них скорее может привести к интуиции.

Прежде всего: что такое интуиция?

Интуиция есть непосредственное познание, внут­ренним чувством, прямо сознанием. Я непосред­ственно ощущаю свою боль, интуиция может дать мне возможность ощутить, как свою, боль другого человека. Таким образом, интуиция сама по себе есть расширение субъективного познания. Но, мо­жет быть, возможно интуитивное расширение объективного познания. Мы должны рассмотреть сущность объективного познания.

Наше субъективное знание заключается в науке и в философии. Субъективный опыт — наука все время принимала как данное, не могущее быть из­мененным, но «сомнительное» и нуждающееся в проверке и в подтверждении объективным мето­дом. Наука изучала мир как объективное явление и как такое же объективное явление стремилась изучать «я» с его свойствами.

С другой стороны, одновременно с этим шло изу­чение «я», так сказать, изнутри. Но этому изучению никогда не придавалось особенно большого значе­ния. Пределы субъективного познания, то есть пре­делы «я», считались строго ограниченными, уста­новленными и неизменными. Только для объектив­ного знания признавалась возможность расширения.

Мы должны посмотреть, нет ли в этом ошибки действительно ли возможно расширение объектив­ного познания и действительно ли ограничено субъективное.

Развиваясь, наука, то есть объективное знание, везде наталкивается на препятствия. Наука изучает феномены; как только она пытается перейти к изу­чению причин, она видит перед собой стену неизве­стного и для нее непознаваемого. Вопрос заключа­ется в том, что это непознаваемое абсолютно непоз­наваемо или непознаваемо только для объективных методов нашей науки.

Пока дело имеет такой вид: количество неизве­стных фактов во всех областях научного знания быстро растет, и неизвестное грозит поглотить из­вестное или принимаемое за известное. Прогресс науки, особенно последнее время, можно опреде­лить, как очень быстрый рост областей незна­ния. Незнание, конечно, и прежде было не мень­ше, чем теперь. Но раньше оно не так ярко созна­валось — тогда наука не знала, чего она не знает. Теперь она все больше и больше узнает это, |все больше и больше узнает свою условность. Еще [немного, и у каждой отдельной отрасли науки то, чегo она не знает, станет больше того, что она знает.

В каждой области наука сама начинает отрицать свои основания. Еще немного, и наука в целом спросит себя: где же я?

Позитивная философия, которая ставила своей задачей выводить общие заключения из того, что знает каждая отдельная наука и все они вместе, — почувствует себя обязанной вывести заключение из того, чего науки не знают. И тогда весь мир увидит перед собой колосса с глиняными ногами или, ско­рее, совсем без ног, с огромным туманным тулови­щем, висящим в воздухе.

Идеалистическая философия давно видит отсут­ствие ног у этого колосса, но большинство культур­ного человечества находится под гипнозом позити­визма, видящего что-то на месте этих ног. С этой иллюзией скоро придется расстаться. Математика, лежащая в основе позитивных знаний, на которую с гордостью указывает точное знание как на своего подданного и вассала, в сущности, отрицает весь позитивизм и утверждает идеализм. Математика только по недоразумению попала в цикл позитив­ных, наук, и, как я надеюсь доказать дальше, именно математика явится скоро главным орудием против позитивизма.

Позитивизмом я называю здесь систему, утверж­дающую в противность Канту, что изучение явле­ний может приблизить нас к вещам в себе, то есть утверждающую, что, идя путем изучения явлений, мы можем прийти к пониманию причин.

Обычный позитивный взгляд отрицает существо­вание скрытой стороны жизни, то есть он нахо­дит, что эта скрытая сторона понемногу открывает­ся нам — и что прогресс науки заключается в по­степенном раскрытии скрытого.

«Это еще неизвестно, — говорит позитивист, когда ему указывают на что-нибудь «скрытое», — но это будет известно. Наука, идя тем же путем, каким шла до сих пор, откроет и это. Ведь пятьсот лет тому назад в Европе не знали о существовании Америки; пятьдесят лет тому назад не знали о су­ществовании бактерий; десять лет тому назад не знали о существовании радия. Но и Америка, и бактерии, и радий теперь открыты. Точно так же и точно таким же путем, и только таким путем будет открыто все, что вообще будет открыто. Аппараты совершенствуются, методы, приемы, на­блюдения утончаются. Чего не могли подозревать сто лет тому назад, теперь делается общеизвест­ным и общепонятным фактом. Если что можно узнать, то это будет узнано именно таким спосо­бом».

Так говорят сторонники позитивного взгляда на мир, но в основе этих рассуждений лежит глубо­чайшее заблуждение.

Утверждение позитивизма было бы верно, если бы наука равномерно двигалась во все стороны;

если бы для нее не было закрытых и запечатанных дверей; если бы множество вопросов, главных воп­росов, не оставались такими же тайными, как в те времена, когда не было никакой науки.

Но мы видим совсем другое. Мы видим, что для науки закрыты целые огромные области, что она в них никогда не проникала и, что хуже всего, не сделала ни шагу в направлении этих областей.

Существует множество вопросов, к пониманию которых наука даже не приблизилась; множество вопросов, среди которых современный ученый во всеоружии своего знания так же беспомощен, как дикарь или четырехлетний ребенок.

Таковы вопросы жизни и смерти, проблемы вре­мени и пространства, тайна сознания и пр. и пр.

Мы все знаем это, и единственно, что мы можем делать, — это стараться не думать о существова­нии этих вопросов, забывать о них. Это мы и дела­ем обыкновенно. Но ведь это не уничтожает вопро­сов. Они продолжают существовать, и в любой мо­мент мы можем обратиться к ним и испытать на них твердость и силу нашего научного метода. И каждый раз при такой попытке мы видим, что наш научный метод для этих вопросов не годится. При помощи его мы можем определять химический со­став отдаленных звезд; фотографировать невиди­мый для глаза скелет человеческого тела; изобре­тать плавучие мины, которыми можно управлять на расстоянии при помощи электрических волн и уничтожать сразу сотни жизней, — но при помощи этого метода мы не можем сказать, что думает человек, который сидит рядом. Сколько бы мы ни вешали, ни фотографировали, ни выслушивали че­ловека, мы никогда не узнаем, какие мысли в дан­ный момент проходят в его голове, пока он сам не скажет. А это уже другой метод.

Область действия методов точной науки строго ограничена. Эта область — мир объективного. В мир субъективного точная наука никогда не прони­кала и никогда не проникнет.

Расширение объективного знания за счет субъек­тивного невозможно. Несмотря на весь рост объек­тивных знаний, граница между ними и миром субъективного лежит на том же месте.

Если бы наука хоть один шаг сделала бы в этом направлении, если бы хоть что-нибудь субъектив­ное было объяснено объективно, мы могли бы при­знать, что она может сделать и два, и три, и десять, и тысячу шагов. Но она не сделала ни одного, и поэтому можно думать, что она никогда его не сде­лает. Мир субъективного закрыт для объективного исследования, и для этого есть вполне определен­ные причины.

Далеко не все, что существует, имеет объектив­ное существование, то есть далеко не все может быть объективировано. Отрицательные величины существуют, но не существуют объективно. Логи­ческие понятия, как добро, зло, истина, красота, материя, движение и пр., тоже существуют, но не существуют объективно, как существует эта чер­нильница, этот стол, эта стена. Все метафизи­ческие факты существуют, но не существуют объективно.

Объективное существование есть очень узко оп­ределенная форма существования, далеко не исчерпывающая всего существования. Ошибка позити­визма заключается в том, что он признал реально существующим только то, что существует объек­тивно, и начал отрицать даже существование того, что объективно.

Что же такое объективность?

Мы можем определить это так: благодаря свой­ствам нашего сознания или благодаря условиям, в которых работает наше сознание, мы выделяем не­большую часть фактов в определенную группу. Эта группа фактов представляет собой объективный мир и доступна изучению науки. Но ни в каком случае эта группа не представляет собой всего суще­ствующего.

Рядом с этой группой мы можем поставить дру­гую: группу субъективную.

Что такое субъективное?

То, что мы чувствуем непосредственно. Моя зуб­ная боль для меня субъективное явление. Чужая зубная боль — для меня только понятие. Правда, она сопровождается или имеет причиной объектив­ные явления — гнилой зуб. Но самая боль, когда это чужая боль, только понятие. Субъективное — это то, что я чувствую сам, непосредственно, как часть себя.

Субъективное образует свою отдельную группу. Причем для каждого человека эта группа различна. У одного может быть меньше, у другого больше. У одного целый ряд ощущений (например, музыкаль­ных) входит в область субъективного, для другого весь этот ряд остается как понятия. Несомненно при этом, что область субъективного может значи­тельно расширяться при помощи специального вос­питания или тренировки.

Если мы возьмем обыкновенного современного человека, то мы можем сказать, что все суще­ствующее разделяется для него на три группы:

объективного, субъективного и того, что ни объективно, ни субъективно, как отрицательная величина, и вообще факты известные ему только как понятия.

Вопрос заключается в том: каким путем пойдет расширение знаний, путем объективного или путем субъективного?

По отношению к очень большим рядам фактов мы можем смело сказать, что расширение объек­тивного знания в их сторону невозможно. Отвле­ченное понятие никогда не будет объективным яв­лением; мысли другого человека и мои никогда не будут для меня объективным явлением.

В последнем я высказываю вещь, противополож­ную тому, что я писал в «Четвертом измерении» (глава IX). Я писал там, что должны быть найдены «формы объективного существования психических явлений и выработаны способы их объективного исследования». То есть я признавал возможным найти объективное существование в том, что теперь познается нами субъективно; признавал правиль­ность позитивного (то есть объективного) метода для изучения душевных явлений, признавал, что если мы что-нибудь должны найти, то только идя этим путем.

Теперь я вижу, что самый путь взят неправиль­но. Объективный метод недостаточен и непригоден для изучения явлений сознания. Нужен другой ме­тод. Все говорит нам, что с позитивным методом можно идти только по определенным условным на­правлениям. Наука не сделала ни шагу в направле­нии объективного познания субъективного, — и, очевидно, не может сделать ни шагу; и объективное знание основано на субъективном и без субъектив­ного существовать не может; субъективное же пре­красно может существовать без объективного. Если строго проанализировать сущность объективного знания, мы увидим, что оно состоит из субъектив­ных элементов. Мы уже частью проделали такой анализ, говоря о пространстве и времени. Протяже­ние в пространстве и бытие во времени — это пер­вое условие объективного существования. Между

тем формы протяжения вещи в пространстве и бы­тия ее во времени создаются познающим вещь субъектом, а не принадлежат вещи. Это последнее соображение позволяет нам расстаться со всеми ги­потезами тонких состояний материи, энергети­ческих и психофизических эманации и т. п. Все эти гипотезы страдают одним общим недостатком: они не принимают во внимание того, что материаль­ность (или энергетичность) есть сложное свойство, принадлежащее не вещи, а нашему восприятию вещи. И не принимают во внимание того, что мате­риальность не может принадлежать вещам, кото­рые не воспринимаются нами как материальные;

точно так же как не могут принадлежать вещам некоторые свойства материальности без других. Материя состоит не из атомов, а из наших ощуще­ний. Если нет ощущений (хотя бы в возможнос­ти), то нет материи. Материя невесомая, невиди­мая, не имеющая массы и пр., пр. — такой же nonsense, как карета без колес, без козел, без сиде­ний, без кузова, без пола, без крыши, без дверей. Материя прежде всего трехмерна. Трехмерность есть форма нашего восприятия. Материя четырех измерений — это такая же странная вещь, как квадратный треугольник.

Таким образом, надеяться на то, что субъектив­ные явления, как мысли или чувства, можно пред­ставить себе объективно существующими, хотя бы слабо материальными и таким образом свести все существующее к объективно существующему — со­вершенно напрасно.

У нас существует объективное знание и суще­ствует субъективное знание. Мы должны рассмот­реть шансы на прогресс того и другого.

Объективное знание может расти бесконечно в зависимости от улучшения аппаратов и утончения методов наблюдения и исследования. Единственно, чего оно не может перешагнуть, — это границ трех­мерной сферы, то есть условий пространства и вре­мени. Объективное знание всегда будет подчинено этим условиям. Никакой аппарат, никакая машина этих условий не победят.

Объективное знание изучает не факты, а только представления о фактах. Субъективное знание изучает факты, при этом — факты сознания, отно­сительно которых мы нашли, что они единственные реальные факты.

Таким образом, объективное знание имеет дело с нереальным, с представляемым, с воображаемым миром, — субъективное знание имеет дело с реаль­ным миром.

Для того чтобы объективное знание вышло из пределов трехмерной сферы, нужно, чтобы измени­лись условия субъективного восприятия.

Пока этого нет, наше объективное знание заклю­чено в пределах бесконечной трехмерной сферы. Оно может идти бесконечно по радиусам этой сфе­ры, но оно не перейдет в ту область, разрезом кото­рой является трехмерный мир.

И мы знаем из предыдущего, что если бы наше субъективное восприятие было еще более ограниче­но, то соответственно этому было бы ограничено и объективное знание.

Собаке нельзя передать идею шарообразности Земли, нельзя заставить ее запомнить вес Солнца и расстояния между планетами. Ее объективное зна­ние гораздо более личное, чем наше. И причина этого лежит в ее ограниченной психике.

Таким образом, мы видим, что объективное зна­ние зависит от свойств субъективного. Или, говоря иначе, степень субъективного знания определяет степень объективного.

Конечно, между объективным знанием дикаря и Герберта Спенсера — огромная разница. Но и то, и другое знание не выходят из пределов трех­мерной сферы,то есть области «условного» нере­ального.

Для того чтобы выйти из трехмерной сферы, нужно расширить субъективное знание. Расшире­ние субъективного знания — это есть расширения границ «я».

Возможно ли расширение границ «я»?

Изучение сложных форм познания говорит нам, что да, возможно.

Расширение субъективного познания, расшире­ние границ «я» — это значит включение в свое «я» того, что обыкновенно воспринимается, как «не-я».

Границы «я» — вообще очень условны и неопре­деленны. Животные еще плохо сознают свое «я», соединяют его с тем, к чему в данный момент стре­мятся. Человек ограничивает свое «я» — своим те­лом. Изучая мир, он относит свое тело к области «не-я» и принимается за «я» только внутренний, познающий центр. Дальше при расширении созна­ния опять идет расширение «я». Не определяя точ­нее, мы можем сказать, что ощущение своего «я» меняется при изменении форм сознания.

Знаменитый Александрийский философ Плотин (III в.) утверждал, что для совершенного познания субъект и объект должны быть соединены, — что разумный агент и понимаемая вещь не должны быть разделены.

«Потому что тот, кто видит, сам становится ве­щью, которую видит. (О гностических ипостасях).

«Видеть» здесь нужно понимать конечно, в смысле интуиции.

Какие же бывают формы сознания? Индийская философия разделяет четыре состоя­ния сознания. («Древняя мудрость» Анни Безант. Введение). Сон, сновидение, бодрствующее созна­ние — и состояние абсолютного сознания — турийя.

По нашей терминологии эти четыре состояния сознания будут: потенциальное состояние сознания, сознание в возможности (сон); иллюзорное состоя­ние сознания (видение снов), то есть не разделение «я» и «не-я», объективирование своих образов представления; затем: «ясное сознание» (бодрству­ющее состояние», разделение «я» и «не-я» — и, на­конец, неизвестное четвертое состояние сознания, о котором наша научная психология имеет очень смутное представление, экстаз.

Джордж Мид в введении к переводу Плотина, Тейлора, сближает терминологию Шанкарачария, учителя школы Адваита-Веданта древней Индии, с терминологией Плотина.

«Первое или духовное состояние был экстаз; из экстаза сознание забылось в глубоком сне; из глубо­кого сна очнулось в бессознательности, но все-таки внутри себя, во внутреннем мире сновидений, от сновидений оно перешло, наконец, в бодрствующее состояние, во внешний мир чувств».

Экстаз — это термин Плотина. Он совершенно тождествен с турийя древних индусов.

Идея индийских философов и Плотина заключа­ется в том, что «абсолютное сознание» (то есть кос­мическое или мировое сознание), дробясь на от­дельные «лучи» или «искры», как бы засыпает, превращается в свой собственный потенциал, по­вторенный бесконечное число раз, — то есть созда­ет бесконечное количество возможностей сознания. Из этого состояния, «лучи», собираясь вместе, но оставаясь замкнутыми в себе, создают «субъектив­ное» состояние отраженного сознания сновидения. Дальше сознание «пробуждается», окруженное тем, что конструируют его органы чувств и воспринимательный аппарат в феноменальном мире; оно разли­чает «субъективное» от «объективного», разделяет мир на «я» и «не-я» — и отличает от «действитель­ности» свои образы представления. Оно признает феноменальный объективный мир реальностью и сновидения нереальностью и вместе с ними считает как бы нереальным весь субъективный мир. Свое смутное ощущение реальных вещей, лежащих за тем, что конструировано органами чувств, то есть ощущения мира ноуменов, сознание как бы сбли­жает со сновидениями, то есть с нереальным, вооб­ражаемым, абстрактным, субъективным, и считает реальным только феномены.

Затем разными путями начинает осуществляться возможность, заложенная в каждую «искру», в каждый луч, то есть каждое отдельное сознание начинает приближаться к абсолютному. Постепен­но убеждаясь в нереальности феноменов и в реаль­ности того, что лежит за ними, — сознание осво­бождается от миража феноменов, видит, что весь феноменальный мир в сущности тоже субъективен, что настоящие реальности лежат глубже. Тогда в сознании происходит полный переворот всех пред­ставлений о реальности. То, что раньше считалось реальным, становится нереальным, а то, что счита­лось нереальным, делается реальным. И сознание переходит, то есть возвращается в состояние абсо­лютного сознания, из которого вышло.

Переход в абсолютное состояние сознания — это и есть «слияние с Божеством», «видение Бога», «ощущение Царства Небесного», переход в Нирва­ну». Все эти выражения мистических религий пере­дают психологический факт расширения сознания, такого расширения, что сознание все поглощает в себя.

С. В. Лэдбитер в статье «Some Notes on Higher Planes. Nirvana» («Заметки о высших планах. Нир­вана»), «The Theosophist», July 1910, пишет:

Сэр Эдвин Арнольд писал о блаженном состоя­нии, когда «отдельные капли сливаются в сияющем море». Но кто прошел сам через этот чудесный опыт, зна­ет, что, как ни парадоксально это может казаться, ощущение в действительности совершенно противопо­ложно тому, что говорит сэр Эдвин Арнольд, — и, что гораздо ближе, это ощущение можно описать, сказав, что океан каким-то образом вливается в каплю!

Это сознание, широкое, как море, «с центром везде и с окружностью нигде», — есть великий факт. Но, когда человек достигает его, ему кажется, что его сознание расширилось настолько, что оно может взять все это в себя, а не то что оно погружается во что-то другое.

Это поглощение океана каплей происходит по­тому, что сознание никогда не теряется, то есть не исчезает, не гаснет. Когда вам кажется, что сознание гаснет, в действительности оно только изменяет форму, перестает быть аналогичным на­шему, — и мы теряем средства убедиться в его существовании.

У нас нет никаких определенных данных ду­мать, что оно исчезает. Для того чтобы выйти из поля нашего возможного наблюдения, ему доста­точно немного измениться.

В мире объективном слияние капли с океаном, конечно, ведет к уничтожению капли, к поглоще­нию ее океаном. Другого порядка вещей мы никог­да не наблюдали в объективном мире, и поэтому мы рисуем его себе. Но в реальном, то есть в субъективном, мире непременно должен существо­вать и действовать другой порядок. Капля созна­ния, сливаясь с океаном сознания, познает его, но сама от этого не перестает быть. Поэтому, несомненно, океан поглощается каплей.

В «Письме к Флакку» Плотина мы находим по­разительный очерк психологии и теории познания, основанный именно на идее расширения «я».

«Внешние объекты представляются нам только как видимости. Поэтому относительноних у нас есть скорее мнения, чем знания. Различия в мире видимостей важны только обыкновенным и практическим людям. Наши вопросы относятся к идеальной реаль­ности, которая лежит за видимостью. Каким образом ум воспринимает эти идеи? Лежат ли они вне нас, и занимается ли рассудок, подобно чувству, объектами, внешними ему самому? Какую уверенность можем мы тогда иметь, что наше восприятие непогрешимо? Воспринимаемый объект будет тогда чем-то отлич­ным от воспринимающего его ума. И мы будем иметь образ вместо реальности. Но было бы чудовищно по­верить даже на мгновение, что ум не способен воспри­нимать идеальную истину так, как она есть, и что у нас нет уверенности и реального знания относительно мира разума. Из этого следует, что эта область исти­ны не может быть исследуема, как вещь внешняя нам и поэтому только несовершенно познаваемая. Она внутри нас. И в этой области созерцаемые объекты и то, что созерцает, тождественно — и то и другое есть мысль. Субъект не может познавать объект, отлич­ный от себя. Мир идей лежит внутри нашего разума. Поэтому истина не есть совпадение нашего восприя­тия внешнего объекта с самим объектом. Это есть со­впадение ума с самим собой. Поэтому сознание есть единственное основание достоверности. Ум есть свой собственный свидетель. То, что выше его, рассудок видит в себе, как свой источник, и то, что ниже его, он тоже видит в себе».

«Познание имеет три степени — мнение, знание и просветление. Средство или орудие первого есть чув­ство; второго — диалектика; третьего — интуиция. Рассудок я подчиняю интуиции. Это есть абсолютное познание, основанное на тожестве познающего ума с познаваемым объектом...»

«Существует излучение из всех порядков суще­ствования, внешняя эманация от неисповедимого Единого. Потом опять обратный импульс, притягива­ющий все вверх и втягивающий внутрь, в центр, от­куда все вышло... Мудрый человек признает идею добра внутри себя. И эту идею он развивает, удаляясь в святое место своей собственной души. Тот, кто не понимает, как душа содержит прекрасное внутри себя, ищет его во вне. Но в действительности для этой цели он должен бы был сосредоточивать и упро­щать внешнее, расширяя свое существо, — и вместо того, чтобы уходить в многообразное, он должен был бы оставить его и идти к Единому и плыть таким образом вверх к божественному роднику существова­ния, бьющему внутри нас».

«Ты спрашиваешь, как мы можем познать беско­нечное? Я отвечу, не рассудком. Обязанность рассуд­ка различать и определять границы. Поэтому беско­нечное не может быть поставлено в ряду его объек­тов. Ты можешь воспринять бесконечное только спо­собностью выше рассудка, вступив в состояние, в котором ты перестанешь быть конечным самим со­бой, — ив котором с тобой сообщится божественная сущность. Это есть экстаз. Это освобождение твоего ума от его конечного сознания. Только подобное мо­жет воспринять подобное. И когда ты таким образом перестанешь быть конечным, ты станешь одним с бес­конечным. Приводя свою душу в ее высшему про­стейшему «я», к ее божественной сущности, ты реа­лизуешь это единство — это тождество».

«Но это возвышенное состояние не может быть длительным. Только время от времени мы можем наслаждаться этим подъемом над границами тела и мира. Я сам испытывал его до сих пор только три раза, а Порфирий ни разу».

«Все, кто клонится к очищению и возвышению ума, поможет тебе в этом достижении и облегчит приближение и совершение этих счастливых моментов. Поэтому есть различные дороги, которые могут привести к этому. Любовь к красоте, которая возвышает душу поэта, благоговение перед Единым и путь на­уки, который составляет гордость философа, любовь и молитвы, в которых набожные и горячие души стремятся к совершенству в своей моральной истине. Это все великие пути, ведущие к высотам, находя­щимся далеко над действительностью и разделенностью, к тем высотам, где мы стоим в непосредственном присутствии Бесконечного, которое сияет, как будто из глубины духа».

В другом месте своих сочинений Плотин еще точнее определяет экстатическое познание, указы­вая такие его свойства, которые совершенно ясно говорят нам, что здесь речь идет о бесконечном рас­ширении субъективного познания.

«Когда мы видим Бога, — говорит Плотин, — то видим его не разумом, а чем-то высшим, чем разум. Про того, кто видит подобным образом, собственно нельзя сказать, что он видит, так как он не различает и не представляет себе двух различных вещей (видя­щего и видимого). Он совершенно изменяется, пере­стает быть самим собой, ничего не сохраняет от свое­го «я». Поглощенный Богом, он составляет с ним одно целое, подобно центру круга, совпавшего с цен­тром другого круга».