ГЛАВА Х

Пространственное понимание времени. Углы и кривые четвертого измерения в нашей жизни. Есть движение в нашей жизни или нет? Механическое движение и «жизнь». Биологические явления как проявление дви­жений, идущих в высшем пространстве. Эволюция чувства пространства. Рост чувства пространства и уменьшение чувства времени. Переход чувства време­ни в чувство пространства. Идея времени как вытека­ющая из сравнения разных полей сознания. Затрудне­ние со стороны наших понятий, нашего языка. Необхо­димость искать способ пространственного выражения временных понятий.

Теперь, на основании всех сделанных заключе­ний, мы должны постараться определить, каким образом мы можем увидать реальный четырехмер­ный мир, закрываемый для нас иллюзорным трех­мерным миром. «Увидать» мы его можем двумя способами — непосредственно ощутить при разви­тии «чувства пространства» и других высших спо­собностей, о которых будет речь дальше, — или по­нять мысленно, выяснив его возможные свойства путем рассуждения.

Раньше путем отвлеченного рассуждения мы пришли к заключению, что четвертое измерение пространства должно лежать во времени, то есть что время есть четвертое измерение пространства. Теперь мы нашли психологические доказательства этого положения. Сравнивая восприятие мира жи­выми существами разных порядков — улиткой, со­бакой и человеком, — мы видели, как различны для них свойства одного и того же мира — именно те свойства, которые для нас выражаются в поня­тиях времени и пространства. Мы видели, что вре­мя и пространство должны ими ощущаться различ­но. То, что для низшего существа (улитки) есть вре­мя, для существа, стоящего ступенью выше (соба­ки), делается пространством, и время этого существа делается пространством для еще более высоко стоящего существа — человека.

Это является подтверждением высказанного рань­ше предположения, что наша идея времени по суще­ству своему сложная и что в ней заключаются, соб­ственно, две идеи — некоторого пространства и дви­жения по этому пространству. Или еще точнее можно сказать, что соприкосновение с некоторым простран­ством, которое мы неясно сознаем, вызывает в нас ощущение движения по этому пространству — и все это, вместе взятое, то есть неясное сознание некото­рого пространства и ощущение движения по этому пространству, мы называем временем.

Это последнее подтверждает ту мысль, что не идея времени возникла из наблюдения движения, существующего в природе, а самое ощущение и идея движения возникли из существующего в нас «чувства времени», которое есть несовершенное чув­ство пространства, или граница, предел чувства пространства.

Улитка чувствует как пространство, то есть как нечто постоянное, — линию. Остальной мир она чув­ствует как время, то есть как нечто вечно идущее.

Лошадь чувствует как пространство — плос­кость. Остальной мир она чувствует как время.

Мы чувствуем как пространство бесконечную сферу, остальной мир мы чувствуем как время.

Иначе говоря, всякое существо чувствует как про­странство то, что охватывается его чувством про­странства, остальное оно относит ко времени, то есть несовершенно чувствуемое относится ко времени. Или это можно еще определить так: всякое существо чувствует как пространство то, что оно при помощи своего чувства пространства способно представить себе вне себя в формах, — то же, что оно не способно представить себе в формах, оно чувствует как вре­мя, то есть вечно идущим, непостоянным, настолько неустойчивым, что его в формах представить нельзя.

Чувство пространства — есть способность представления в формах.

«Бесконечная сфера», в виде которой мы пред­ставляем себе мир, постоянно и непрерывно меня­ется, — каждый следующий момент она уже не та, что была предыдущий. В ней идет постоянная смена' картин, образов, отношений. Она для нас как бы экран кинематографа, через который быстро бе­гут отражения картин.

Но где же сами картины? Где свет, бросающий отражение на экран? Откуда приходят и куда ухо­дят картины?

Если «бесконечная сфера» есть экран кинематог­рафа, то наше сознание есть свет; проникая сквозь нашу психику, то есть сквозь запас наших впечат­лений (картины), он бросает на экран их отраже­ние, которое мы называем жизнью.

Но откуда идут к нам впечатления?

С того же экрана.

В этом и лежит самая главная непонятная сторо­на жизни, как мы ее видим. Мы же создаем ее, и мы же от нее берем все.

Представим себе человека, сидящего в обыкно­венном кинематографическом театре. Представим себе, что он совершенно не знает устройства кинематографа, не знает о существовании фонаря за его спиной, прозрачных картин на движущейся ленте. Представим себе, что он хочет изучать кинематог­раф и начинает изучать то, что происходит на экра­не: записывать, фотографировать, наблюдать поря­док, вычислять, строить гипотезы и т. п.

К чему он может прийти?

Очевидно, ни к чему, до тех пор, пока он не по­вернется к экрану спиной и не обратится к изуче­нию причины появления картин на экране. Причи­ны лежать в фонаре (то есть в сознании) и в движу­щихся лентах картин (в психике). Их и нужно изу­чать, желая понять «кинематограф».

Позитивная философия изучает один экран и картины, проходящие на нем. Поэтому для нее и остается вечной загадкой вопрос — откуда прихо­дят и куда уходят картины и почему они приходят и уходят, а не остаются вечно одни и те же.

Но кинематограф нужно изучать начиная с ис­точника света, то есть с сознания, затем перехо­дить к картинам на движущейся ленте и только потом изучать отражение.

Мы установили, что животное (лошадь, кошка, собака) должно воспринимать как движения, то есть как временные явления, неподвижные утлы и кривые третьего измерения.

Является вопрос: не воспринимаем ли мы как движения, то есть как временные явления, непод­вижные углы и кривые четвертого измерения? Мы обычно говорим, что наши ощущения есть моменты осознания каких-то происходящих вне нас измене­ний, таковы звук, свет и пр., все «колебания эфи­ра». Но что это за «изменения»? Может быть, ни­каких изменений в действительности нет. Может быть, нам только кажутся движениями, то есть изменениями, неподвижные стороны и углы каких-то вещей, находящихся вне нас, — вещей, о кото­рых мы ровно ничего не знаем.

Может быть, наше сознание, не будучи в состоя­нии при помощи органов чувств охватить эти «вещи» и представить их себе целиком, как они есть — и схватывая только отдельные моменты своего соприкосновения с ними, строит себе иллю­зию движения — причем представляет себе, что движется что-то вне его, то есть что движутся « вещи ».

Если так, то «движение» на самом деле может быть «производным» и возникать в нашем уме при соприкосновении его с вещами, которых он не охва­тывает целиком. Представим себе, что мы подъезжа­ем к незнакомому городу, и он медленно вырастает перед нами по мере приближения. И мы думаем, что он действительно вырастает, то есть что его раньше не было. Вот появилась колокольня, которой раньше не было. Вот исчезла река, которая долго была видна... Совершенно таково наше отношение ко времени, которое постепенно приходит, как будто возникая из ничего, и уходит в ничто.

Всякая вещь лежит для нас во времени, и толь­ко разрез вещи лежит в пространстве. Переводя наше сознание с разреза вещи на те ее части, кото­рые лежат во времени, мы получаем иллюзию дви­жения самой вещи.

Можно сказать так: ощущение движения есть сознание перехода от пространства ко времени, то есть от ясного чувства пространства к неясному. И, исход» из этого, мы действительно можем при­знать, что мы воспринимаем как ощущения и про­ектируем во внешний мир как явления неподвиж­ные углы и кривые четвертого измерения.

Нужно ли и можно ли признать на основании этого, что в мире совсем нет движения, что мир неподвижен и постоянен и что он кажется нам дви­жущимся и эволюционирующим только потому, что мы смотрим на него сквозь узенькую щелку нашего чувственного восприятия?

Мы опять возвращаемся к вопросу, что такое мир и что такое сознание. Но теперь уже у нас на­чинает ясно формулироваться вопрос об отношении нашего сознания к миру.

Если мир есть Большое Нечто, обладающее со­знанием самого себя, то мы — лучи этого сознания, сознающие себя, но не сознающие целого.

Но есть ли движение?

Мы не знаем.

Если его нет, если это иллюзия, то мы должны искать дальше — откуда могла возникнуть эта ил­люзия.

Явления жизни, биологические явления, очень похожи на прохождение через наше пространство каких-то кругов четвертого измерения, кругов очень сложных, состоящих каждый из множества переплетающих линий.

Жизнь человека или другого живого существа похожа на сложный круг. Она начинается всегда в одной точке (рождение) и кончается всегда в одной точке (смерть). У нас есть полное основание предпо­ложить, что это одна и та же точка. Круги быва­ют большие и маленькие. Но они все начинаются и кончаются одинаково — и кончаются в той же точ­ке, где начались, то есть в точке небытия.

Что такое биологическое явление, явление жиз­ни? На этот вопрос наша наука не отвечает. Это загадка. В живом организме, в живой клетке, в живой протоплазме есть нечто неопределенное, от­личающее «живую материю» от мертвой. Мы по­знаем это нечто только по его функциям. Главная из этих функций, которой лишен мертвый орга­низм, мертвая клетка, мертвая материя, — это спо­собность к самовоспроизведению.

Живой организм бесконечно умножается, подчи­няя себе, вбирая в себя мертвую материю. Эта спо­собность к продолжению себя и к подчинению себе мертвой материи с ее механическими законами есть необъяснимая функция «жизни», показываю­щая, что жизнь не есть просто комплекс механи­ческих сил, как пытается утверждать позитивная философия.

Это положение, что жизнь не есть комплекс ме­ханических сил, подтверждается еще несоизмери­мостью явлений механического движения с явле­ниями жизни. Явление жизни не может быть выра­жено в формулах механической энергии, в калори­ях тепла или в пудосилах. И явление жизнине может быть создано искусственно физико-химичес­ким путем.

Если мы будем рассматривать каждую отдель­ную жизнь как круг четвертого измерения, то это объяснит нам, почему каждый круг неизбежно ухо­дит из нашего пространства. Это происходит пото­му, что круг неизбежно кончается в той же точке, где начался, — и «жизнь» отдельного существа, на­чавшись рождением, должна кончиться смертью, которая есть возвращение к точке отправления. Но во время прохождения через наше пространство круг выделяет из себя некоторые линии, которые, соединяясь с другими, дают новые круги.

В действительности все это происходит, конечно, совсем не так, ничто не рождается, и ничто не уми­рает, но так представляется нам, потому что мы видим только разрезы вещей. В действительности круг жизни есть только разрез чего-то, и это что-то, несомненно, существует до рождения, то есть до появления круга в нашем пространстве, и про­должает существовать после смерти, то есть после исчезновения круга из поля нашего зрения.

Явления жизни для нашего наблюдения очень похожи на явления движения, как они являются для двумерного существа, и поэтому, может быть, это есть движения в четвертом измерении.

Мы видели, что двумерное существо будет считать движениями тел свойства трехмерности непод­вижных тел и явлениями жизни — реальные дви­жения тел, идущие в высшем пространстве.

Иначе говоря, то движение, которое остается движением в высшем пространстве, для низшего существа представляется явлением жизни, а то, которое исчезает в высшем пространстве, превра­щаясь в свойство неподвижного тела, представля­ется ему механическим движением.

Явления «жизни» и явления «движения» так же несоизмеримы для нас, как для двумерного суще­ства несоизмеримы в его мире два рода движений, из которых реален только один, а другой иллюзо­рен.

Об этом говорит Хинтон («The Fourth Dimension», р. 77.).

В жизни есть нечто, не включенное в наше поня­тие механического движения. Может быть, это «не­что» есть движение по четвертому измерению.

Если мы посмотрим на это с самой широкой точки зрения, мы непременно увидим нечто поражающее в том факте, что, когда является жизнь, она дает нача­ло ряду феноменов, совершенно отдельных от феноменов неорганического мира.

Исходя из этого, можно предположить, что те явления, которые мы называем явлениями жизни, есть движение в высшем пространстве. Те явления, которые мы называем механическим движением, есть явления жизни в пространстве, низшем срав­нительно с нашим, а в высшем — просто свойства неподвижных тел.

То есть если взять три рода существования — двумерное, наше и высшее, то окажется, что «дви­жение», которое наблюдается в двумерном про­странстве, есть для нас свойство неподвижных тел;

«жизнь», которая наблюдается в двумерном про­странстве, — есть движение, как мы наблюдаем его в нашем пространстве. И дальше — движения в трехмерном пространстве, то есть все наши механи­ческие движения и проявления физико-химичес­ких сил — свет, звук, тепло и пр. есть только ощу­щения нами каких-то непостижимых для нас свойств четырехмерных тел; а наши «явления жиз­ни» есть движения тел высшего пространства, ко­торые нам представляются рождением, ростом и жизнью живых существ. Если же предположить пространство не четырех, а пяти измерений, то в нем и «явления жизни», вероятно, окажутся свой­ствами неподвижных тел — родов, видов, се­мейств, народов, племен и т. п., и движением будут казаться, может быть, только «явления мысли».

Мы знаем, что явления движения связаны с рас­ходованием времени. И мы видим, как при посте­пенном переходе от низшего пространства к высше­му уничтожаются движения, превращаясь в свой­ства неподвижных тел, то есть уничтожается расхо­дование времени, — уничтожается надобность во времени. Двумерному существу нужно время для объяснения самых простых явлений — угла, подъе­ма, ямы. Нам для объяснения таких явлений оно уже не нужно, но оно нужно для объяснения явле­ний движения и физических феноменов. В еще бо­лее высоком пространстве наши явления движения и физические феномены, вероятно, будут рассматриваться без всякого времени, как свойства непод­вижных тел — и как явления движения будут рассматриваться биологические явления — рождения, роста, воспроизведения и смерти.

Таким образом, мы видим, как при расширении сознания отодвигается идея времени.

Видим ее полную условность.

Видим, что временем обозначаются характерис­тики высшего пространства сравнительно с данным, — то есть характеристики представления высшего сознания сравнительно с данным.

Для одномерного существа все признаки двумер­ного, трехмерного, четырехмерного пространства и дальше лежат во времени, это все время. Для дву­мерного существа время включает в себя признаки трехмерного, четырехмерного и пр. пространств. Для человека, для трехмерного существа, время включает в себя признаки четырехмерного про­странства и дальше.

Таким образом, по мере расширения и повыше­ния сознания и форм восприятия увеличиваются признаки пространства и уменьшаются признаки времени.

Иначе говоря, рост чувства пространства идет за счет уменьшения чувства времени. Или молено ска­зать так, что чувство времени есть несовершенное чувство пространства (то есть способность несовер­шенного представления) и, совершенствуясь, оно переходит в чувство пространства, то есть в способ­ность представления в формах.

Если мы далее очень отвлеченно представим себе Вселенную на основании выясненных здесь прин­ципов, то, конечно, это будет совсем не та Вселен­ная, в которой мы привыкли себя представлять. Она, прежде всего, совершенно не будет зависеть от времени. Все будет существовать в ней всегда. Это будет Вселенная вечного теперь индийской филосо­фии, — Вселенная, в которой не будет ни прежде, ни после, в которой будет только одно настоящее, известное или неизвестное.

Хинтон чувствует, что при расширении чувства пространства наш взгляд на мир должен совер­шенно измениться, и он говорит об этом в книге «Новая эра мысли»:

Понятие, которое мы получим о Вселенной, без сомнения, будет так же отлично от настоящего, как система Коперника отличается от гораздо более при­ятного взгляда на широкую неподвижную землю под огромным сводом. В самом деле, любое понятие о нашем местонахождении будет более приятно, чем мысль о существовании на вертящемся шаре, брошен­ном в пространство и летящем там без всяких средств сообщения с другими обитателями Вселенной.

Что же представляет собой мир многих измере­ний — что такое тела многих измерений, линии и стороны которых воспринимаются нами как движе­ние?

Нужна большая сила воображения, чтобы хотя на одно мгновение выйти из границ наших пред­ставлений и увидеть мысленно мир в других кате­гориях.

Представим себе какой-нибудь предмет, скажем книгу, вне времени и пространства. Что будет зна­чить последнее? Если взять книгу вне времени и пространства, то это будет значить, все все книги, когда-либо существовавшие, существующие и име­ющие существовать, существуют вместе, то есть занимают одно и то же место и существуют одно­временно, образуя собой как бы одну книгу, вклю­чающую в себя свойства, характеристики и призна­ки всех книг, возможных на свете. Когда мы гово­рим просто книга, мы имеем в виду нечто, облада­ющее общими признаками всех книг, — это понятие. Но та книга, о которой мы говорим сей­час, обладает не только общими признаками, но и индивидуальными признаками всех отдельных книг.

Возьмем другие предметы: стол, дерево, дом, че­ловека. Представим себе их вне времени и про­странства. Мы получим предметы, обладающие каждый таким огромным, бесконечным числом признаков и характеристик, что постигнутьих че­ловеческому уму совершенно немыслимо. И если человек своим умом захочет постигнуть их, то он непременно должен будет как-нибудь расчленить эти предметы, взять их сначала в каком-нибудь одном смысле, с одной стороны, в одном разрезе их бытия. Что такое, например, «человек» вне време­ни и пространства. Это все человечество, человек как вид — Homo Sapiens, но в то же время облада­ющий характеристиками, признаками и приметами всех отдельных людей. Это и я, и вы, и Юлий Це­зарь, и заговорщики, убившие его, и газетчик на углу, мимо которого я прохожу каждый день, — все цари, все рабы, все святые, все грешники — все, вместе взятые, слившиеся в одно нераздельное существо — человека. Можно ли нашим умом по­нять и постигнуть такое существо?

Что же такое движение? Почему мы ощущаем его, если его нет?

О последнем очень красиво говорит М. Коллинз в поэтической «Истории года».

...Все истинное значение земной жизни состоит лишь во взаимном соприкосновении между личностя­ми и в усилиях роста. То, что называется событиями и обстоятельствами и что считается реальным содер­жанием жизни, — в действительности лишь условия, которые вызывают эти соприкосновения и делают возможным этот рост.

В этих словах звучит уже совсем новое понима­ние реального.

Е. П. Блаватская в своей первой книге «Isis unveiled» («Разоблаченная Изида») коснулась того же вопроса об отношении жизни ко времени и к движению. Она писала:

Как наша планета каждый год оборачивается вок­руг Солнца, в то же самое время каждые двадцать четыре часа оборачиваясь вокруг своей оси — и та­ким образом проходя по меньшим кругам внутри большого, так и работа меньших циклических перио­дов начинается и совершается вместе с великим цик­лом.

Переворот в физическом мире, согласно древним доктринам, сопровождается подобным же переворо­том в мире интеллекта — духовная - эволюция мира идет циклами, подобно физической.

Так, мы видим в истории правильное чередование прилива и отлива человеческого прогресса. Великие царства и мировая империя, достигнув завершающей точки своего величия, опять нисходят вниз; и только достигнув низшей точки, человечество останавливает­ся и опять начинает свое восхождение, и при этом высота его подъема каждый раз увеличивается по за­кону восходящей прогрессии циклов.

Разделение истории человечества на золотой век, серебряный, медный и железный — это не простой вымысел. Мы видим то же самое в литературе всех народов. За веком великого вдохновения и бессозна­тельной производительности следует век критицизма и сознания. Первый доставляет материал для анали­зирующего и критического интеллекта другого.

Так же и все великие души, которые подобно ги­гантским башням возвышаются в истории человече­ства, как Будда и Иисус в царстве духовных побед или Александр Македонский и Наполеон в царстве физических побед, были только отраженными образа­ми человеческих типов, существовавших десятки ты­сяч лет тому назад и воспроизведенных таинственны­ми силами, управляющими судьбами мира.

Нет ни одной выдающейся индивидуальности во всех летописях священной или обыкновенной исто­рии, прототипа которой мы не могли бы найти в по­лу фaнтacтичecкиx-полуреальных преданиях древних религий и мифологий. Как звезда, сверкая на неизме­римом расстоянии от земли в безграничной необъятности неба, отражается в тихой воде озера, такобраз людей доисторических времен отражается в перио­дах, охватываемых нашей историей.

Как наверху, так и внизу. Что было, то будет опять. «Как на небе, так и на земле». («Isis unveiled», v. 1, pp. 34—35).

Все, что говорится о новом понимании времен­ных отношений, поневоле выходит очень туманно. Это происходит потому, что наш язык совершенно не приспособлен для пространственного выраже­ния временных понятий. У нас нет для этого нуж­ных слов, нет нужных глагольных форм. Строго говоря, для передачи этих новых для нас отноше­ний нужны какие-то совсем другие формы — не глагольные. Язык для передачи новых временных отношений должен быть язык без глаголов. Нужны совершенно новые части речи, бесконечное количе­ство новых слов. Пока, на нашем человеческом языке, мы можем говорить «о времени» только на­меками. Его истинная сущность невыразима для нас.

Мы никогда не должны забывать об этой невы­разимости. Это признак истины, признак реально­сти. То, что может быть выражено, не может быть истинно.

Все системы, говорящие об отношении челове­ческой души ко времени — идеи загробного суще­ствования, перевоплощения, кармы, это все симво­лы, стремящиеся передать отношения, не могущие быть выраженными прямо вследствие бедности и слабости нашего языка. Их невозможно понимать буквально, так же как нельзя понимать буквально художественные символы и аллегории. Нужно ис­кать их скрытого значения, того, которое не может быть выражено в словах.