В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

1.Социология как наука. Объект и предмет исследования.

Термин социология состоит из латинского soci(etas) – общества и греческого logos – наука, знания, т.е. социология в буквальном смысле означает наука об обществе.

Социология – это наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом. Социология - это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения. Предпосылки возникновения социологии как науки берут свое начало в античности, когда Платон и Аристотель пытались сформулировать первые законы социальной жизни. Социология как наука возникла позже, в 19 веке. Возникновение социологии связано с именем Огюста Конта, который и придумал название «социология».
Становление социологии как науки происходило в конце 19 – начале 20 века и связано с такими учеными как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Фердинанд Тённис и прочими мыслителями того времени.

Социология как наука воспринимается далеко не всеми представителями научного сообщества. Споры о том, считается ли социология наукой в строгом понимании этого термина или нет, не прекращаются до сих пор.

 

Объектом исследования социологии является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой, - человека, личность.

Социолог может с определенной степенью достоверности изучать общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элементами, т.е. получит знание о социальной структуре общества, в котором каждый обладает определенным статусом (президент… дворник).

 

2.Место социологии в системе гуманитарного знания.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

 

 

3.Функции и структура социологического знания.

В структуре науки различают фундаментальную, прикладную и эмпирическую социологию.

1. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Фундаментальное направление формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем личности; вопросы познания, проблемы построения структур социальных ассоциаций; разработки методов изучения социальных процессов и явлений у. т. д. Результатом подобного анализа являются социологические теории и концепции, имеющие высокую степень абстракции. Этот уровень социологического познания называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.

2. Прикладная - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендации. Прикладное направление связано с необходимостью практического решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания, Этот уровень формируется посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни

3. Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях:

- бихевиористское направление - отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей- Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия), согласно которой общество и сознание индивида формируются в совокупности межинди-видуальных взаимодействий;

- психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания, Основоположник этого направления Габриэль Тард считал, что социология должна исходить из психических отношений между индивидуами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды;

- теория инстинктов, которую развил Мак-Дугал, объясняла социальные явления инстинктами. На основе сочетания основных инстинктов можно объяснить все общественные явления;

- создатель психоаналитической школы Зигмунд Фрейд полагал, что все социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения — полового влечения (либидо). Оно является основой человеческой психики и поведения и должно быть удовлетворено. Половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей.

основные функции социологии:

Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. «Каково общество, в котором мы живем?»

Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. «Что и как делается в обществе?»

Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

Образовательная (обучающая) функция, Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

 

4.Уровни знания и отрасли социологии.

Социология изучает общество на всех уровнях.

По логическому статусу получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую. Теоретическая социология носит академический характер. В ней вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, отрабатывается методологическая основа социологического познания. Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, сбором и интерпретацией данных, получением и накоплением знаний, служащих основой для практических рекомендаций и обобщений академического характера.

В зависимости от целей исследования выделяют фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальный уровень знаний решает задачи познания и лучшего понимания социальной жизни (классовая теория, теория социальной стратификации, символический интеракционизм). Это уровень теорий, вскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе. Прикладной уровень социологии решает задачи, связанные с решением текущих социальных проблем (алкоголизм, наркомания, поведение потребителей, качество программ телепередач и др.). Знания этого уровня развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его сегментов или организаций.

На микроуровне общества социологию интересует непосредственное межличностное общение людей в масштабах малых групп. Главные темы таких исследований - поступки людей, их мотивы, смысл, который они вкладывают в свои действия. На макроуровне социология уделяет внимание образцам поведения, типичным для данного общества, общественным институтам (семья, образование, религия и др.), различным сегментам общества (правящий класс, элиты и массы), а также их взаимосвязи.

В соответствии с социальным заказом, а также собственной логикой развития исследований в социологии складываются различные исследовательские программы, научные школы, дисциплины, направления и парадигмы, что в конечном счете делает ее структуру инвариантной и подвижной. При этом в различных отраслях социологии, равно как и других наук, присутствуют общие (сквозные) уровни знания, включающие научную картину мира, общую теорию, методологию, методики, техники, принципы организации частных, эмпирических и прикладных исследований. Термин «социология» в целом является собирательным и применим ко всем уровням и отраслям социологического знания, а термин «общая социология» указывает на совокупность самых общих научных знаний, относящихся ко всем уровням и областям социологии. Именно общая социология изучается в вузах студентами, не специализирующимися на социологии.

 

5.Понятие социальной структуры общества.

Социальная структура общества – это устойчивая совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности,а также другие факторы социального неравенства. Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда. Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает.

Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы являются человек и многообразные социальные общности, в которых люди объединены родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и прочими связями. Интеграция и координация действий множества людей и различного рода групп осуществляется через социальные институты.

Понятие «социальная структура» отражает социальное неравенство в во всех его проявлениях, а понятие «социальная стратификация» - только в вертикальном срезе.

В качестве признаков, по которым люди объединяются в страты, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти. В соответствии с местом в социальной иерархии различные социальные страты можно объединить в классы. Индикатором положения человека в классовой структуре общества является стиль жизни – совокупность поступков и предметов собственности, которые воспринимаются индивидом и окружающими как символы его социального статуса.

В марксистской теории классы – это большие группы людей, которые различаются:

- по месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства (большей частью, закрепленному и оформленному в законах);
- по роли в общественной организации труда;
- по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Веберовская трактовка классов получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс, У. Уорнер, X. Шельский и др.), в которой выделяются следующие классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти.

 

Высший класс (обычно 1-2 % населения) – это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита, высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности (в индустриально развитых странах – около 20 % общественного богатства) и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.

Низший класс – низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, маргинальные и люмпенизированные слои, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями, социальными притязаниями и низкой оценкой своих реальных возможностей и достигнутых в обществе личных результатов. Представители таких страт встраиваются в рыночные отношения и добиваются жизненных стандартов среднего класса с большим трудом.

Средний класс – совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.

 

6.Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальная стратификация- дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д.

Социальная стратификация обладает следующими отличительными признаками:

1. в процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы. Т.е. высшие и низшие слои, классы, страты общества. (с 19 в. мода стерла внешние проявления)

2. социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).

3. социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремлении при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.

 

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое.

Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. (из вуза в вуз, с предприятия на предприятие)

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. (девушка в поисках на Матхеттене)

По скорости протекания стратификационных перемещения они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение многих лет работает на одном рабочем месте и занимает один и тот же социальный статус, а другой каждые 3-4 года передвигается на более высокую должность.

Социальная мобильность измеряется показателями:

- дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

- объем мобильности (число объектов, которые переместились

по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный

период времени).

 

ПИРАМИДА РАССЛОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

1. Высший слой-новая элита (богатые предприниматели и высшая гос.лица)

2. Высший средний слой-средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телезвезды, крупные ученые и др.

3. Средний средний слой-профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры;

4. Низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т.п.;

5. Низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и т.п.;

6. Паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, вымогатели, участники бандформирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;

7. Маргинальные слои – опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.

 

 

7.Концепции социальной стратификации.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место занимают статус и власть.

В теории социального действия Т. Парсонс предпринимает попытку разработать универсальные критерии концепции социальной стратификации:
• "качество", т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);
• "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей;
• "обладание" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

В эмпирической социологии различаются следующие подходы к изучению концепции социальной стратификации: "самооценочный", или метод "классовой идентификации", когда социолог предоставляет респонденту право отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения; метод "оценки репутации", при котором опрашиваемым предлагают выступить экспертами, т. е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп; "объективный подход", когда исследователь оперирует некоторым объективным критерием социальной дифференциации; чаще всего основывается на социально-классовой шкале, связанной с понятием "социально-экономический статус", охватывающий обычно три переменные — престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.

При изучении социальной стратификации и мобильности методом "объективного подхода" часто используется семиклассовая вертикальная шкала:
1 — высший класс профессионалов, администраторов;
2 — технические специалисты среднего уровня;
3 — коммерческий класс;
4 — мелкая буржуазия;
5 — техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
6 — квалифицированные рабочие;
7 — неквалифицированные рабочие.

Социальный статус — это положение личности, занимаемое ею в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Различают статус прирожденный (предписанный) (социальное происхождение, национальность) и достижимый (достигаемый) (образование, квалификация и т. п.). При этом каждый человек, обладая определенным социальным статусом (в соответствии с которым он занимает определенное место в общественной иерархии), совмещает в своем лице несколько статусов, будучи, например, одновременно отцом, мужем, губернатором, членом политической партии, капитаном спортивной команды и т. д.
С помощью теорий социального статуса некоторые социологи интерпретируют понятие "классовая борьба" как борьбу индивидов за лучшую социальную роль в условиях, когда высшие роли и статусы численно ограничены и спрос на них превышает предложение.

 

8.Неравенство как критерий стратификации.

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социальногослоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество личных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, по на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

 

9.Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др.

Распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, не исчерпывает последнюю. Не менее существенно распределение индивидов, их групп и общностей по социальным слоям (стратам). Универсальным отличительным признаком общества и его структуры является социальное неравенство людей.
Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д., - называется социальной стратификацией.
Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

-Во-первых, в процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои, классы, страты общества.
-Во-вторых, социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).
-В-третьих, социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремления при возможности переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.
Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или невладения) собственностью, властью, определенному уровню образования и профессиональной подготовки, этническому признаку, половозрастным характери­стикам, социокультурным критериям, политической позиции, занимаемыми людьми социальными статусами, выполняемыми ими ролями.
По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификацинном уровне. Вертикальный тип мобильности осуществляется тогда, когда индивид или социальная группа перемещается из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. В зависимости от направления такого перемещения существует два типа вертикальной мобильности. Первый из них- восходящая социальная мобильность, т.е. социальный подъем из одного социального слоя в другой, более высокий. Второй тип вертикальной мобильности представляет нисходящая социальная мобильность, т.е. социальный спуск, социальное нисхождение, социальная деградация.

По скорости протекания стратификационных перемещений они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение 5-6 и более лет работает на одном рабочем месте и занимает один и тот же социальный статус учителя или инженера, второй через три-четыре года перемещается на более высокую должность, скажем, начальника цеха или лаборато­рии, а третий за то же время становится предпринимателем или директором, т.е. переходит в более высокий социальный слой.

По плотности стратификационные изменения делятся на единичные и групповые. В первом случае из одного слоя в другой перемещаются единицы - отдельный инженер, врач, офицер, рабочий и т.п., а в другом - целая социальная группа. Такие групповые восхождения и нисхождения случаются чаще всего во время революций, контрреволюций или других крупных трансформаций в обществе.
Популярным является подход, предложенный Питирима Сорокина, который выделяет четыре базовых критерии социального неравенства: доход, власть, образование, престиж

Доход - измеряется в денежных единицах, которые получает индивид или семья за единицу времени
Образование - измеряется числом лет обучения и его качеством

Власть - измеряется количеством людей, на которых распространяется решение определенного лица Термин \"власть\" не следует путать с термином \"управление\" Власть как социальный феномен многообразна В широком смысле вла ада - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (несмотря на их интересы) распоряжаться материальными, информационными ими и статус-ными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие отношения, при которых один субъект выступает есть как объект действия другого субъекта Таким образом, власть - это возможность диктовать свою волю другим людям.
Престиж - это уважение к статусу, которая сложилась в обществе Ученые составляют специальные рейтинги социального престижа разных статусов на основании опросов (например, когда-то очень престижными считались профессии учителя, врача и др..).

Престиж является очень важным критерием социальной стратификации и люди прилагают немало усилий, чтобы повысить его в глазах других Феномен так называемого демонстративного потребления описал американский социологи ог Торстейн Веблен (1867 - 1929) \"Было бы полной наивностью считать, - говорил он - якобы люди едят черную икру, и чтобы утолить голод, или покупают роскошный\" кадиллак \", потому что хотят купить хороший авто ЧБ Очевидно, что подобные вещи покупают не ради удовлетворения основных потребностей: производство предметов потребления выполняет еще и скрытую функцию - оно удовлетворяет стремление людей к повышению собственного престижавласного престижу". Еще одни значительным критерием стратификационной дифференциации в современном постсоветстком обществе является уровень личного дохода и потребления.

Культурно-языковая стратификация В различных социальных слоев и групп (рабочие, крестьяне, милиционеры, учителя, политики) язык отличается, потому разным является их образовательный и культурный уровень, среда союз ковки Российский ученый В Бондалетов выделяет следующие основные формы языкави:
Литературный язык - главная форма существования национального языка, которая воплотила в себе все духовные достижения народа и преобладает над всеми другими языковыми формами за богатством, строгостью и четкостью нем воло одие высокообразованный часть общества.
Народно-разговорный язык - стилистически нейтральное, менее нормированная языковая форма У нее широкий круг потребителей, она доступна индивидам с любым уровнем образования
Просторечие - не литературная форма языка Это язык необразованных или малообразованных слоев населения, преимущественно людей старшего возраста
Территориальные диалекты - не письменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения в определенной местности

Распределение населения Беларуси по различным группам, различающимся имущественным положением выглядит следующим образом:

1. богатые люди, составляющие примерно 1,5% от общего количества населения;

2. состоятельные, могущие позволить многие дорогостоящие покупки, совершать путешествия, отдыхать в дорогих санаториях и т.п. (5-6%);

3. обеспеченные (8-9%) ощущают ограничения при приобретении дорогостоящих вещей типа автомашины или компьютера, посещении ресторанов, осуществлении зарубежных путешествий и т.п.;

4. среднеобеспеченные (около 14%) характеризуются тем, что у них начинают появляться свободные деньги и в соответствии с приоритетами они тратят деньги по выбору: либо отдых, либо бытовая техника, либо хорошее питание и т.п.;

5. малообеспеченные (примерно 17%) не могут купить бытовую и иную дорогостоящую технику или позволить себе приобрести деликатесы. Испытывают затруднения при покупке одежды, посещении театров и т.п.;

6. бедные (примерно 46%) только изредка могут себе позволить покупать мясо, фрукты, одежду, они не в состоянии оплачивать учебу детей, посещать театры, кафе и т.п.;

7. нищие (7%) – находятся на грани выживания, не в состоянии покупать мясо, сладости, новую одежду для детей, тем более для себя, часто живут за счет подаяния, нередко посещают помойки.


Стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные индикаторы социальной стратификации. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся:
1) этнонационалъные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т.п.);
2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты);
3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);
4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием и др.);
5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, псевдокультуры, контркультуры);
6) идейно-политические (приверженцы либерально-демократической, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т.п.);
7) ценностноориентационные (приверженцы религиозной, внерелигиознои морали, нравственного релятивизма, аморализма и т.п.).

 

10. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Рабство характеризуется владением одних людей другими. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

11.Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Характерными особенностями группы являются:

определенный способ взаимодействия между ее членами (общие цели, интересы, всегда жил в стаде);

осознание членства, чувство принадлежности к данной группе (остракизм, изгои);

осознание единства – группа воспринимается как целостностью

Различают первичные и вторичные группы.

Первичные – семья, соседство и общинные группы старших.

Вторичные группы, образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обусловлены стремлением достижению определенных целей, в группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.

Малые группы – это относительно небольшое число индивидов, взаимодействующих между собой, делятся на формальные и неформальные. В формальных четко определены позиции их членов (семья) в неформальных нет (группа подростков).

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размером и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и в систему соответствующих отношений и взаимодействий.

Референтная группа – к которой не принадлежим, но с которой себя соотносим. (Тибет, мода).

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда.

Распределение населения Беларуси по различным группам, различающимся имущественным положением выглядит следующим образом:

богатые люди, 1,5%

состоятельные (5-6%);

обеспеченные (8-9%)

среднеобеспеченные (около 14%)

малообеспеченные (примерно 17%)

бедные (примерно 46%)

нищие (7%)

Социальный слой

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

Слои:

новая элита (богатые предприниматели, высшие должностные лица в ранге министра и выше.

высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телезвезды, крупные ученые, владельца частных больниц, стоматкабинетов и др.;

средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры;

низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т.п.;

низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и т.п.;

паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, вымогатели, участники бандформирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;

маргинальные слои – опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.

Социальный статус

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое отличается от существующих одновременно с ним мест, определенным набором прав и обязанностей.

Социологи различают:

· прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться.

· приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

 

12.Социальная структура современного белорусского общества.

По доходам в обществе можно условно выделить высший, средний и низший слои. За период с 1990 по 1999 годы в Беларуси произошло углубление неравенства по этому признаку. Если в 1990 г. отношение среднего дохода 10 % наиболее богатых семей к среднему доходу 10 % самых бедных семей составляло 3, то к 1999 г. оно составило 9,8. До развала СССР бедность в Беларуси не превышала 1 % численности населения, а в 1999 г. она по официальным данным превысила 36 %.

На основании данных статистики и социологических исследований об имущественном положении жителей Беларуси Е. М. Бабосов выделяет следующие группы:

Богатые (1,5 %).

Состоятельные (5-6 %), позволяющие себе дорогие покупки, путешествия, отдых в дорогих санаториях.

Обеспеченные (8-9 %), ощущающие ограничения при приобретении дорогостоящих вещей, отдыхе за рубежом, посещении ресторанов.

Среднеобеспеченные (14 %), вынужденные выбрать между бытовой техникой, дорогой одеждой или хорошим питанием.

Малообеспеченные (17 %), которые не могут купить бытовую технику и ощущают затруднения при покупке одежды и организации досуга.

Бедные (46 %), которые лишь изредка могут позволить себе покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать учебу детей, организовать себе культурный досуг.

Нищие (7 %)-находятся на грани выживания, нуждаются в дополнительных средствах для обеспечения достойного уровня жизни.

Имущественное расслоение соответствует иерархии, построенной по социально-статусным критериям, представленной во второй семеричной градации Бабосова:

Высший слой – высшая государственная бюрократия и новая буржуазия.

Высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорат, наиболее успешные художники, артисты, телеведущие, ученые, владельцы частных медицинских учреждений.

Средний средний слой – профессура, врачи и юристы, руководители отделов преуспевающих и крупных предприятий, старшие офицеры.

Низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие.

Низший слой – низко квалифицированные рабочие, служащие, сержантский состав ВС и ОВД.

Паразитические слои – представители оргпреступности, незаконного и полулегального бизнеса.

Маргинальные слои – нищие, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и др.

13. Понятие социальных групп, их виды и особенности.

Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Социальные группы делят на:

1. номинальные и реальные;

2. большие и малые;

3. формальные и неформальные;

4. первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

 

14. Социальная общность как элемент социальной структуры. Виды социальных общностей.

В отличие от социальных институтов, которые были созданы заведомо для проведения совместной деятельности людей, осуществление в обществе регулятивной функции и функции социального контроля, социальные общности возникли в процессе исторического развития человеческой цивилизации и появление их обусловлено объективной необходимостью.

Социальная общностьэто совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Если социальные институты выполняют в обществе функцию стабилизатора социальных отношений, то социальные общности обеспечивают функцию социального прогресса Действительно, трудно переоценить роль этносов и а наций в образованные государств, роль классов в изменении социально-экономических формаций Социальные общности является очень важной составляющей общества, потому что все социальные системы и социальные институты базируются на социальных общностях Особенностями социальных общностей является:

• они образуются в процессе исторической необходимости;

• общие интересы подавляющей части индивидов, в нее входят;

• возможность организовывать социальные институты и социальные системы;

• непосредственная близость членов общности, которая предусматривает возможность непосредственного их контакта

Так же как институты, социальные общности отмечаются большим разнообразием Они могут существовать несколько десятков минут (пассажиры троллейбуса во время его движения по маршруту) до нескольких сотен и даже тысяч лет (этносы, классы), от двух человек до десятков миллионов.

В современной социологии принято выделять следующие важнейшие виды социальных общностей:

• этнические - общности, основанные на родстве в языке, культуре, обычаях, традициях, психологических особенностях своих членов (украинская, французы, татары, цыгане);

• демографические - отличаются по полу, возрасту, расе, месту рождения (женщины, мужчины, молодежь);

• профессиональные - характеризуются принадлежностью индивидов, которые составляют к той или иной профессии (юристы, строители, педагоги);

• территориальные - те, которые определяются по территории проживания своих членов (городские и сельские жители);

• общности, отличающиеся по социальному статусу - (женаты, безработные, граждане );

• малые социальные группы - (семья, производственные коллективы, друзья)

Итак, общности формируются в качестве определенных социальных групп, в которых индивиды объединении общими образцами поведения, территорией проживания, традициями, профессиональными и многими другими признаками Украинский социолог В Гродяненко разделяет сообщества на массовые и групповые Массовые общности - это группы, которые объединяют индивидов со схожими взглядами, привязанностями вкусами Такие сообщества предусматривают чисто формальный контакт между их представителями К массовым сообществ можно отнести скажем футбольных болельщиков или движение антифашистов [9, с 129 - 130] Групповая социальная общность - совокупность индивидов, что фиксируется эмпирически, т.е. реально существует В свою очередь социальные группы делятся на крупные, где контакт между ее представителями основном косвенное (нации, профессиональные, демографические совместности) и малые, участники которых находятся в непосредственном социальном контакте (семья, трудовой коллектив).

Также социальные общности разделяют на массовые или нефиксированные, где связи между членами существуют лишь формально, и групповые или фиксированные, характеризующиеся целостностью и выше организованностью

Таким образом, социальная общность - это группа людей, объединенная более или менее устойчивыми связями и близостью интересов своих членов их социальное назначение состоит в том, что они являются основой создания дру их социальных объединений - институтов или организаций, именно сообщества обеспечивают социальный прогресс Социальные общности, как социальные институты и организации, является важным фактором утверждения и раз развития социальных отношений.

15.Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества.

Социальный институт — это сравнительно высокооргани­зованная система социальных отношении и взаимодействий, от­нимающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов многообразием и динамично­стью их функций, наличием рационально установленных стан­дартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

 

16.Структура социальных институтов и их типология.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю структуру, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Некоторые социологи считают, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. Следует выделить такие элементы социального института:
цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;
образцы и правила поведения, устные и письменные традиции;
символические черты и элементы;
утилитарные черты, материальные средства
Раскрывая и анализируя поэлементную структуру социального института, нужно тесно связывать ее с выполняемыми институтом функциями. Кроме того, необходимо различать внешние (формальные) характеристики, которые воспринимаются уже при первом знакомстве с функционированием института, и внутренние, связанные с совокупностью правил и образцов поведения.
По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве), 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.), 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии), 4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила), 5) идеология.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический -
институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют возникновение производства не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.
В таблице 1 приведены характеристики пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак - его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.