Административная реформа
Организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти по линии Министерство – служба
(Министерство финансов РФ и Федеральная Налоговая служба).
Модель стратегического планирования.
Пояснительная записка к кейсу
Содержание кейса
В кейсе описываются проблемы, которые возникли в связи с проведением очередного этапа административной реформы – внедрением трехчленной структуры ведомств: министерства-агентства-службы. Студентам предлагается предложить свой вариант организации взаимодействия по линии министерство-служба на основе модели стратегического планирования.
Зачем нужен этот кейс?
В результате обучения с помощью данного кейса студенты научатся:
- вырабатывать показатели эффективности (полезно как в программном менеджменте, так и общем управлении)
- анализировать управленческие структуры и повышать эффективность организационного дизайна
Кейс
Сергей Иванович Иванков был очень занят. Конечно, он часто был очень занят – всё-таки заместитель министра финансов. Однако теперь он был занят чтением журнала. Ужин уже почти остыл, его жена долго терпела и, наконец, спросила:
- Дорогой, что ты там интересного нашел?
- Переформировали на нашу голову, - пробурчал про себя Сергей Иванович.
- Да отвлекись ты, в конце концов, поешь нормально!
Сергей Иванович нехотя отложил свой «Эксперт» и тяжело вздохнул. Жена подвинула к нему тарелку и удивилась, почему муж сегодня такой задумчивый. Она угадала, что опять что-то по работе.
- Не волнуйся, - сказала она, - всё образуется как-нибудь.
- Уже образовалось… - задумчиво ответил Сергей Иванович:
А статья, которую читал Сергей Иванович, была следующего содержания:
«Эксперт» № 10, март 2004 г…
На прошлой неделе Михаил Фрадков представил президенту и общественности состав нового российского правительства, подчеркнув, что «новые министры очень хороши, но это не значит, что прошлые были хуже». Вице-премьера Александра Жукова он назвал интегратором, а назначение Дмитрия Козака руководителем аппарата правительства охарактеризовал как знаковое, пояснив, что роль этого органа в правительстве будет значительно усилена.
…
Анализируя состав нового правительства, зарубежные и отечественные аналитики пришли к единодушному мнению, что он подтверждает стремление Владимира Путина к продолжению экономических реформ в России. Свидетельством тому должны служить, во-первых, назначение на должность единственного вице-премьера известного либерала Александра Жукова, во-вторых — передача руководства аппаратом правительства главному действующему лицу административной реформы Дмитрию Козаку. В-третьих — не просто сохранение в составе правительства и министра экономразвития Германа Грефа, и министра финансов Алексея Кудрина, но и существенное расширение их ведомственных полномочий. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается не столь однозначным.
Административная реформа
Наибольшее беспокойство, как это ни покажется странным, вызывает судьба административной реформы. Казалось бы, прорыв налицо — количество министерств в новом правительстве сокращено почти вдвое. Однако, как признал сам Михаил Фрадков: «сокращение числа министерств будет компенсировано количеством федеральных агентств и служб». Фактически бывшие министерства не ликвидированы, а лишь сменили вывеску (стали федеральными агентствами и службами) и подчиненность (теперь они подчиняются министерствам). Но меньше их не стало. Наоборот, количество федеральных госорганов увеличилось в полтора раза — с 54 (включая аппарат правительства) до 73, поскольку на месте 30 прежних ведомств образуются 29 новых служб и 29 федеральных агентств. Так что вряд ли стоит ожидать кардинального сокращения армии чиновников и затрат бюджета на их содержание. Свидетельством этого могут служить и заявления нового премьера о необходимости сохранить в новых ведомствах «лучших людей» и о том, что «люди, которые перемещаются вниз по вертикали, не должны ничего потерять» в материальном плане.
Правда, объединение нескольких ранее независимых ведомств под крышей одного министерства может стать хорошим стимулом к устранению дублирующих функций внутри этих министерств. Обновленное Министерство экономики, к которому присоединен бывший Государственный таможенный комитет, или Минфин, в подчинение которому отдана вся налоговая служба, не говоря уже о новом суперминистерстве промышленности и энергетики, и без того кажутся слишком громоздкими структурами, эффективное управление которыми вызывает большие сомнения. Так что министры должны быть лично заинтересованы в максимальном упрощении их структуры и повышении управляемости, в частности, путем сокращения дублирующих функций. Но эта работа не будет легкой, тем более что главами многих вновь созданных федеральных служб и агентств стали бывшие министры, возглавлявшие соответствующие ведомства и имеющие значительный опыт борьбы с урезанием своих функций. Так что эта борьба отнюдь не закончилась, а лишь переместилась на внутриминистерский уровень. И назначение Дмитрия Козака главой аппарата правительства здесь вряд ли поможет.
Чуть больше надежд на улучшение ситуации связывается с изменением процедуры межведомственных согласований нормативных актов. Во-первых, разработкой новых законов и подзаконных правовых актов смогут заниматься только министерства. Во-вторых, обещано, что в течение одного-двух месяцев появится новый регламент работы правительства, который позволит избавиться от 75% прежних межведомственных согласований. Однако без процедур согласования проектов документов внутри министерств, на уровне федеральных служб и агентств, число которых, напомним, существенно увеличилось, обойтись вряд ли удастся. Так что даже если процесс подготовки нормативных актов правительством все-таки сократится, то ненамного.
Значительным плюсом новой структуры можно считать разный объем полномочий различных федеральных ведомств: одни из них будут издавать правовые акты, другие сосредоточатся на контроле и надзоре. Но проблема совмещения функций решена, увы, не полностью: гораздо полезнее было бы вообще вывести надзорные органы из подчинения министерств. Впрочем, окончательные выводы об эффективности новой структуры правительства можно будет делать лишь месяца через два, когда появятся новые положения о министерствах…»
Ещё 11 марта на первом заседании нового состава правительства было принято решение о создании Правительственной комиссии по административной реформе, в которую вошли представители федеральных министерств, администрации президента и аппарата правительства. Среди основных задач комиссии были названы:
ü подготовка предложений с проектами нормативно-правовых актов по распределению функций федеральных органов исполнительной власти;
ü подготовка предложений по установлению предельной численности и фонда оплаты труда работников министерств, служб и агентств;
ü подготовка предложений по формированию нормативно-правовых актов, устанавливающих функции федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агеформированию нормативно-правовых актов, устанавливающих функции федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Центральный документ нового витка административной реформы - Указот 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»*, установил трехчленную структуру органов исполнительной власти, закрепив службы и агентства за министерствами. В том числе предлагалось
«15. Преобразовать:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации».
А в структуре федеральных органов исполнительной власти значилась строчка -