Российский рынок торговли

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб.

Динамика роста продаж через современные форматы торговли – гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры – достаточно высока и составляет 11,9% в год.

Если рассматривать дистанционную торговлю, то рост оборота торговли через Интернет составляет около 19% в год, через вендинговые автоматы – 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие удалённые каналы растёт на 12% в год.

Компания Metro C&C решила выйти на российский рынок самостоятельно в 2000 году. Формат cash&carry в чистом виде для России был инновационным и не имеющим аналога. Компании нужно было завоёвывать долю рынка и привлекать потенциальных потребителей и поэтому, когда открылся первый магазин, возникли трудности с распространением карт. По идее карты могли получить исключительно юридические лица, но на деле карты зачастую попадали к частным лицам. Иногда, чтобы получить карту, люди прибегали к обману, предъявляли недействительные документы. По оценкам аналитиков доля конечных потребителей в числе покупателей Metro доходила тогда до 90%.

Даже сейчас Metro Cash&Carry многими воспринимается как «большой гипермаркет», поэтому компания вынуждена конкурировать с типично розничными ритейлерами – Ашан, Лента, Карусель, О’Кей - это магазины, характеризующиеся большими торговыми площадями (от 5 000 кв. м) и широким ассортиментом как продовольственных, так и непродовольственных товаров (свыше 10 000 товарных позиций). При этом в ассортименте непродовольственных товаров присутствуют и товары длительного пользования – одежда, посуда, бытовая техника и т.д.

Усиливается конкуренция и со стороны дискаунтеров («Пятерочка», «Магнит», «Дикси»). Обычно торговая площадь этих магазинов не превышает 1 000 кв. м., а в ассортименте не более 3 000 товарных позиций. При этом на непродовольственный ассортимент отводится не более 10-15% от общего количества товарных позиций. Несмотря на неоспоримые различия в расположении, торговой площади, ассортименте, уровне сервиса, данные форматы торговли представляю угрозу Metro с точки зрения ценовой политики.

Если говорить об оптовой торговле, то рынок представлен двумя основными форматами: крупные дистрибьюторы, являющиеся, как правило, эксклюзивными представителями компаний-производителей и компании среднего и мелкого масштаба, которые часто являются посредниками между дистрибьюторами и конечными точками. Дистрибьюторы, обладая эксклюзивными контрактами, могут предлагать товары по значительно сниженной цене, делая тем самым оптовую закупку у них весьма привлекательной. Средние и мелкие оптовики в основном играют роль транспортных перевозчиков, оказывая логистические услуги удаленным точкам (в основном Сибирь и Дальний Восток).

В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розничной находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

 


3. Основные конкуренты

Ашан

Французский ритейлер Auchan – одна из крупнейших мировых торговых сетей. С момента открытия первого магазина во Франции в 1961 году сеть Auchan непрерывно развивалась и насчитывает сегодня 380 гипермаркета и 664 супермаркета в 15 странах мира. Мировой оборот Auchan в 2008 году составил 35 млрд евро.

В России Auchan представлен компанией ООО «Ашан». 28 августа 2002 года в Москве открылся самый крупный гипермаркет «Ашан» в Европе. В конце 2007 года российский «Ашан» заключил договор с турецкой компаниией Enka о передаче гипермаркетов сети «Рамстор», по которому приобрел в собственность 1 гипермаркет, а на 10 магазинов получил долгосрочные права аренды. Появился новый формат и бренд – «Ашан-сити» с меньшим ассортиментом, но такой же ценовой политикой, как и в «Ашане». Так же «Ашан» имеет сеть супермаркетов под маркой «Атак» (в России – около 10) по размерам меньших, чем «Ашан-сити». В России «Ашан» опережают только «X5», «METRO Cash&Carry» и «Магнит».

На сегодняшний день «Ашан» является самым посещаемым гипермаркетом в России, предлагающим широкий ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Основным преимуществом является цена, столь привлекательная для российского потребителя, однако при этом потребители часто жалуются на качество продукции, длинные очереди и неудобную выкладку продукции.

В последнее время сеть начала активно продвигать продукты под собственной частной маркой, цена на которые ниже на 15-25% за счет сотрудничества с малоизвестными на московском рынке региональными производителями.

За последние годы наблюдается динамичное развитие сети гипермаркетов «Ашан», выражающееся в географической диверсификации. Кроме того приобретение «Рамстора» позволило «Ашану» удвоить свой бизнес и укрепить рыночные позиции.

Лента

Крупнейшая сеть «Лента» основана 25 октября 1993 года. На сегодняшний день Лента – это 34 торговых комплекса в 16 городах России. Годовой оборот компании составляет около 2 млрд. долл. Формат «Ленты» сочетает в себе элементы базовых форматов, принятых в мировом ритейле, – классический розничный крупноформатный (гипермаркет), оптовый (cash&carry) и дискаунтер. «Лента» – не просто некий формат, адаптированный для российского рынка, а проект «tailor made», т.е. «сшитый по индивидуальной мерке», сделанный именно для российского розничного рынка.

«Лента» в основном фокусируется на Северо-Западном регионе России, являясь крупнейшей сетью Ленинградской области.

В гипермаркете не только продают товары, но и предоставляют услуги – в магазинах расположены: химчистка, театральная касса, офисы компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, фото-услуги, кафе, аптека, туристическая компания. Под одной крышей покупатель может найти всё, что ему необходимо каждый день.

Пристальное внимание общественности к «Ленте» вызывает затянувшийся конфликт между основными акционерами. Олег Жеребцов, который владеет 35 % акций Ленты решил развивать собственный проект – сеть магазинов “Норма”. Открытие бизнеса произошло практически за спиной у партнеров. Олега Жеребцова обвиняли в том, что он использует ресурсы "Ленты" для развития "Нормы". В итоге партнёр по бизнесу Олега Жеребцова Август Мейер заявил, что хочет продать свою долю в сети.

Задание: сформулируйте стратегию компании Metro Cash&Carry на российском рынке, используя ситуационный анализ.