Тема 5.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ТОЛПА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое толпа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)После инцидента с подростками, которые чуть не отняли у юных кинооператоров бесценную камеру, Оля сокрушённо сказала:
– (2)Толпа негодяев… (3)И никуда от них не спрячешься — везде они есть.
(4)Нилка, чем-то растревоженный, произнёс тихо и непримиримо:
– (5)Навсегда не спрячешься, но в нашем городе не надо, чтобы толпа была.
– (6)Куда же денешься, раз она есть, — пробормотал Борис.
– (7)Я же не вообще про город, а про который совсем наш. (8)Тот, который мы… делаем… — Нилка имел в виду тот сказочный город, который они пытались создать в своём фильме.
(9)Но на этом Нилка не кончил разговор про толпу. (10)Видно, что-то его зацепило, разбередило старую рану. (11)Он проговорил с болезненной ноткой, будто трогал языком больной зуб:
– (12)В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом… (13)Папа говорит, что это синдром толпы; он мне это сказал после одного происшествия…
– (14)Какого? — спросил Федя. (15)Было почему-то жаль Нилку.
– (16)Стыдно вспоминать…
– (17)Ну, Нил, не вспоминай тогда, — покладисто сказала Оля.
– (18)Нет, я скажу. (19)Потому что … мне так легче станет… (20)Это было, когда я жил ещё в старом доме, который на улице Тургенева…
(21)И пока брели они вот такие, приунывшие, Нилка рассказал про то, что случилось два года назад.
(22)Рядом с их пятиэтажкой тянулся старый квартал, и там, в покосившемся домишке, жил старик. (23)Родственники у него или умерли, или разъехались, так что он один хозяйничал как мог. (24)Жил на пенсию, огород не вскапывал: видать, не было сил и охоты. (25)Зато однажды — то ли была это память о детстве, то ли просто чудачество — начал он среди заброшенных грядок строить игрушечный город. (26)Из глины, из гипса, из черепков и стеклянных осколков. (27)Работал каждый день: клепал из проволоки узорные решётки, лепил и сушил на солнце кирпичики, складывал из них домики и крепостные стены…
(28)Видно, он, старик этот, был с талантом и кое-что понимал в архитектуре. (29)Город — с причудливыми зданиями, с рыцарским замком посередине, с мостами через овраг — вырастал на заброшенном огороде, как маленькое чудо. (30)Сперва люди посмеивались, потом стали стоять у низкой изгороди подолгу, смотрели уже серьёзно, любуясь этой рукотворной красотой,
нашлись и помощники из ребят. (31)Выкладывали жестяными бутылочными пробками сверкающую мостовую, собирали цветные стёклышки для мозаик, резали из красного пластика кусочки для черепицы…
(32)И не знал Нилка, не понимал, откуда у местных мальчишек появился «заговор». (33)В том числе и у тех, кто днём, бывало, помогал старику. (34)И совершенно непостижимо, почему в этом заговоре оказался Нилка.
– (35)Пришли они ко мне в сумерках, позвали. (36)Говорят, «тайная операция», чтобы отомстить за кого-то. (37)Говорят, старик этот кого-то из ребят обидел, на двор не пустил… (38)Все собрались, секретно так, будто разведчики. (39)Интересно… (40)Фонарики откуда-то взяли… (41)К огороду подкрались, фонарики включили — и давай по городу камнями, как бомбами…
(42)Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной что-то сделалось, а потом от моего камня одна башня посыпалась. (43)Знаете, будто меня самого по голове! (44)И тут у меня словно глаза открылись, я как заору: «(45)Вы что делаете, гады!» (46)Заревел — и домой… (47)Папа выскочил, а там уже никого нет. (48)И половины города нет… (49)Папа меня потом всё спрашивал: «(50)Ну а ты-то зачем пошёл? (51)Зачем кидал? (52)Ты же этот город так любил…» (53)А я только реву, потому что сам не знаю. (54)Вот тогда он и рассказал про синдром толпы…
– (55)А тебя потом ребята не били? — нерешительно спросил Федя. — (56)За то, что выдал.
– (57)Не-а… (58)Лучше бы уж били. (59)А то я мимо того огорода ходить не мог. (60)Мимо развалин… (61)Потому что как предатель…
– (62)Ты же маленький был, — попыталась утешить его Оля.
– (63)Ну да, маленький. (64)Семь с половиной!..
– (65)А старик город не восстановил? — спросил Борис.
– (66)Он чинил кое-что. (67)Но как-то уже неохотно. (68)А та башня, которую я… она так и осталась… (69)Потом мы уехали, а старик, говорят, скоро умер… (70)Может, из-за этого… (71)И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, разрушающих чудесный город, что вёл себя, как они…
По В. П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.