Тема 5.

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фразы из тек­ста: «В толпе или не за­ме­ча­ют ни­ко­го, или все прут куда-ни­будь ста­дом…» При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ТОЛПА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему: «Что такое толпа», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

(1)После ин­ци­ден­та с под­рост­ка­ми, ко­то­рые чуть не от­ня­ли у юных ки­но­опе­ра­то­ров бес­цен­ную ка­ме­ру, Оля со­крушённо ска­за­ла:

– (2)Толпа не­го­дя­ев… (3)И ни­ку­да от них не спря­чешь­ся — везде они есть.

(4)Нилка, чем-то рас­тре­во­жен­ный, про­изнёс тихо и не­при­ми­ри­мо:

– (5)На­все­гда не спря­чешь­ся, но в нашем го­ро­де не надо, чтобы толпа была.

– (6)Куда же де­нешь­ся, раз она есть, — про­бор­мо­тал Борис.

– (7)Я же не во­об­ще про город, а про ко­то­рый со­всем наш. (8)Тот, ко­то­рый мы… де­ла­ем… — Нилка имел в виду тот ска­зоч­ный город, ко­то­рый они пы­та­лись со­здать в своём филь­ме.

(9)Но на этом Нилка не кон­чил раз­го­вор про толпу. (10)Видно, что-то его за­це­пи­ло, раз­бе­ре­ди­ло ста­рую рану. (11)Он про­го­во­рил с бо­лез­нен­ной нот­кой, будто тро­гал язы­ком боль­ной зуб:

– (12)В толпе или не за­ме­ча­ют ни­ко­го, или все прут куда-ни­будь ста­дом… (13)Папа го­во­рит, что это син­дром толпы; он мне это ска­зал после од­но­го про­ис­ше­ствия…

– (14)Ка­ко­го? — спро­сил Федя. (15)Было по­че­му-то жаль Нилку.

– (16)Стыд­но вспо­ми­нать…

– (17)Ну, Нил, не вспо­ми­най тогда, — по­кла­ди­сто ска­за­ла Оля.

– (18)Нет, я скажу. (19)По­то­му что … мне так легче ста­нет… (20)Это было, когда я жил ещё в ста­ром доме, ко­то­рый на улице Тур­ге­не­ва…

(21)И пока брели они вот такие, при­уныв­шие, Нилка рас­ска­зал про то, что слу­чи­лось два года назад.

(22)Рядом с их пя­ти­этаж­кой тя­нул­ся ста­рый квар­тал, и там, в по­ко­сив­шем­ся до­миш­ке, жил ста­рик. (23)Род­ствен­ни­ки у него или умер­ли, или разъ­е­ха­лись, так что он один хо­зяй­ни­чал как мог. (24)Жил на пен­сию, ого­род не вска­пы­вал: ви­дать, не было сил и охоты. (25)Зато од­на­ж­ды — то ли была это па­мять о дет­стве, то ли про­сто чу­да­че­ство — начал он среди за­бро­шен­ных гря­док стро­ить иг­ру­шеч­ный город. (26)Из глины, из гипса, из че­реп­ков и стек­лян­ных оскол­ков. (27)Ра­бо­тал каж­дый день: кле­пал из про­во­ло­ки узор­ные решётки, лепил и сушил на солн­це кир­пи­чи­ки, скла­ды­вал из них до­ми­ки и кре­пост­ные стены…

(28)Видно, он, ста­рик этот, был с та­лан­том и кое-что по­ни­мал в ар­хи­тек­ту­ре. (29)Город — с при­чуд­ли­вы­ми зда­ни­я­ми, с ры­цар­ским зам­ком по­се­ре­ди­не, с мо­ста­ми через овраг — вы­рас­тал на за­бро­шен­ном ого­ро­де, как ма­лень­кое чудо. (30)Спер­ва люди по­сме­и­ва­лись, потом стали сто­ять у низ­кой из­го­ро­ди по­дол­гу, смот­ре­ли уже серьёзно, лю­бу­ясь этой ру­ко­твор­ной кра­со­той,

на­шлись и по­мощ­ни­ки из ребят. (31)Вы­кла­ды­ва­ли же­стя­ны­ми бу­ты­лоч­ны­ми проб­ка­ми свер­ка­ю­щую мо­сто­вую, со­би­ра­ли цвет­ные стёклыш­ки для мо­за­ик, ре­за­ли из крас­но­го пла­сти­ка ку­соч­ки для че­ре­пи­цы…

(32)И не знал Нилка, не по­ни­мал, от­ку­да у мест­ных маль­чи­шек по­явил­ся «за­го­вор». (33)В том числе и у тех, кто днём, бы­ва­ло, по­мо­гал ста­ри­ку. (34)И со­вер­шен­но не­по­сти­жи­мо, по­че­му в этом за­го­во­ре ока­зал­ся Нилка.

– (35)При­шли они ко мне в су­мер­ках, по­зва­ли. (36)Го­во­рят, «тай­ная опе­ра­ция», чтобы ото­мстить за кого-то. (37)Го­во­рят, ста­рик этот кого-то из ребят оби­дел, на двор не пу­стил… (38)Все со­бра­лись, сек­рет­но так, будто раз­вед­чи­ки. (39)Ин­те­рес­но… (40)Фо­на­ри­ки от­ку­да-то взяли… (41)К ого­ро­ду под­кра­лись, фо­на­ри­ки вклю­чи­ли — и давай по го­ро­ду кам­ня­ми, как бом­ба­ми…

(42)Они то­ро­пят­ся, ки­да­ют, и я тоже начал, будто со мной что-то сде­ла­лось, а потом от моего камня одна башня по­сы­па­лась. (43)Зна­е­те, будто меня са­мо­го по го­ло­ве! (44)И тут у меня слов­но глаза от­кры­лись, я как заору: «(45)Вы что де­ла­е­те, гады!» (46)За­ре­вел — и домой… (47)Папа вы­ско­чил, а там уже ни­ко­го нет. (48)И по­ло­ви­ны го­ро­да нет… (49)Папа меня потом всё спра­ши­вал: «(50)Ну а ты-то зачем пошёл? (51)Зачем кидал? (52)Ты же этот город так любил…» (53)А я толь­ко реву, по­то­му что сам не знаю. (54)Вот тогда он и рас­ска­зал про син­дром толпы…

– (55)А тебя потом ре­бя­та не били? — не­ре­ши­тель­но спро­сил Федя. — (56)За то, что выдал.

– (57)Не-а… (58)Лучше бы уж били. (59)А то я мимо того ого­ро­да хо­дить не мог. (60)Мимо раз­ва­лин… (61)По­то­му что как пре­да­тель…

– (62)Ты же ма­лень­кий был, — по­пы­та­лась уте­шить его Оля.

– (63)Ну да, ма­лень­кий. (64)Семь с по­ло­ви­ной!..

– (65)А ста­рик город не вос­ста­но­вил? — спро­сил Борис.

– (66)Он чинил кое-что. (67)Но как-то уже не­охот­но. (68)А та башня, ко­то­рую я… она так и оста­лась… (69)Потом мы уеха­ли, а ста­рик, го­во­рят, скоро умер… (70)Может, из-за этого… (71)И я до сих пор от стыда сго­раю, что был в этой толпе маль­чи­шек, раз­ру­ша­ю­щих чу­дес­ный город, что вёл себя, как они…

 

По В. П. Кра­пи­ви­ну*)

 

* Вла­ди­слав Пет­ро­вич Кра­пи­вин (род. в 1938 году) — со­вет­ский и рос­сий­ский дет­ский пи­са­тель, автор книг о детях и для детей. Книги Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись в Поль­ше, Че­хо­сло­ва­кии, Бол­га­рии, Гер­ма­нии, Япо­нии, Вен­грии, пе­ре­во­ди­лись на ан­глий­ский, ис­пан­ский, пер­сид­ский и дру­гие языки.