Тема 4.

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «А Серёжа знал: те­перь у него по­явил­ся на­сто­я­щий друг». При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те

ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова БЛА­ГО­ДАР­НОСТЬ? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему: «Что такое бла­го­дар­ность», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

(1)Маль­чик со­всем не хотел встре­чать­ся с че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го видел сей­час на ска­мей­ке, что сто­я­ла возле же­лез­но­до­рож­ной стан­ции. (2)Это был физ­рук ла­ге­ря Ста­ни­слав Ан­дре­евич. (3)Ко­неч­но, ока­зал­ся он здесь не­спро­ста.

(4)Физ­рук пока не видел маль­чи­ка, но всё равно нель­зя было ни спря­тать­ся, ни убе­жать. (5)Убе­га­ет и пря­чет­ся тот, кто ви­но­ват, или тот, кто бо­ит­ся. (6)А маль­чик знал, что не ви­но­ват, и, сле­до­ва­тель­но, не бо­ял­ся. (7)При­дер­жи­вая пса, маль­чик мед­лен­но пошёл к ска­мей­ке.

− (8)А-га… − рас­тя­ну­то ска­зал Ста­ни­слав Ан­дре­евич. − (9)Ну как?

(10)На­бе­гал­ся?

− (11)Я не бегал.

− (12)Ну… на­гу­лял­ся, зна­чит, − ска­зал физ­рук при­ми­ри­тель­но.

− (13)Я не гулял. (14)Я по­ехал домой, вы зна­е­те.

− (15)Смот­ри-ка ты, домой! − вос­клик­нул Ста­ни­слав Ан­дре­евич почти

ве­се­ло. − (16)Ладно, друг, кон­чай ду­ра­ка ва­лять. (17)И давай то­пать в ла­герь, а то к обеду, ве­ро­ят­но, не по­спе­ем. (18)Да не бойся, ни­че­го тебе не будет, это я тебе по сек­ре­ту могу ска­зать.

− (19)Не вер­нусь я… (20)Те­перь я уж со­всем не могу, даже если бы и хотел. (21)Ви­ди­те, у меня со­ба­ка. (22)Куда её де­вать? (23)В ла­герь ведь не пу­сти­ли бы… (24)Ну-ка, ле­жать! − (25)Он ла­до­нью нажал лох­ма­то­му, в кло­чьях псу, ко­то­ро­го по­до­брал здесь, на стан­ции, се­год­ня утром, на за­гри­вок, и тот не­охот­но, но по­кор­но лёг.

(26)Физ­рук с усмеш­кой спро­сил:

− (27)Где ты по­до­брал эту зве­рю­гу?

− (28)По­да­ри­ли, — от­ве­тил Серёжа. (29)Рас­ска­зы­вать о том, что это без­дом­ный пёс, маль­чик не хотел: его всё равно бы не по­ня­ли.

− (30)Ну и по­да­ро­чек!.. (31)За вер­сту видно, что он самый на­сто­я­щий трус.

− (32)Мне и такой хорош, − сдер­жан­но ска­зал маль­чик.

− (33)Да ладно тебе, − кисло ска­зал Ста­ни­слав Ан­дре­евич. − (34)Ты много о себе во­об­ра­жа­ешь. (35)Ну, а те­перь по­еха­ли! − тут Ста­ни­слав Ан­дре­евич по-ко­ша­чьи шаг­нул к ска­мей­ке, левой рукой под­хва­тил че­мо­дан и курт­ку, а пра­вой взял маль­чи­ка за ло­коть.

(36)В первую се­кун­ду маль­чик замер от не­ожи­дан­но­сти: ни­ко­гда в жизни ему не при­хо­ди­лось ещё ис­пы­ты­вать на себе злую силу взрос­ло­го че­ло­ве­ка — папа ни­ко­гда не под­ни­мал руку на сына. (37)В сле­ду­ю­щий миг он на­пряг­ся, чтобы рва­нуть­ся со всей оби­дой и яро­стью, но тут же по­чув­ство­вал: на­прас­но. (38)Паль­цы физ­ру­ка, силь­ные, за­го­ре­лые, с бе­лы­ми во­ло­син­ка­ми и ко­рот­ки­ми

ног­тя­ми, охва­ти­ли тон­кую руку маль­чи­ка с ка­мен­ной проч­но­стью. (39)И, ощу­тив это, Серёжа отчётливо понял, что вы­хо­да нет. (40)Сей­час он, этот че­ло­век, в самом деле уведёт, ута­щит его от­сю­да, и никто не за­сту­пит­ся. (41)Если кто-ни­будь и встре­тит­ся по до­ро­ге, то по­ве­рит, ко­неч­но, взрос­ло­му, а не маль­чиш­ке, у ко­то­ро­го якобы сто гре­хов: на­ру­шил дис­ци­пли­ну, сбе­жал из пи­о­нер­ско­го ла­ге­ря, не слу­ша­ет стар­ших…

«(42)Но это же не­прав­да! (43)Как вы сме­е­те! (44)Вы не име­е­те права!» (45)Маль­чик хотел крик­нуть эти слова, но по­ме­ша­ли за­ки­па­ю­щие слёзы. (46)Без­дна от­ча­ян­ных слёз го­то­ва была про­рвать­ся вме­сто слов. (47)Но в этот миг сзади раз­дал­ся ко­рот­кий хрип­ло­ва­то-гор­ло­вой звук.

(48)Маль­чик и физ­рук разом обер­ну­лись.

(49)Пёс уже не лежал. (50)Он стоял на ши­ро­ко рас­став­лен­ных лапах. (51)Это был со­вер­шен­но не­зна­ко­мый пёс − с вы­со­ко вздыб­лен­ным за­грив­ком и гла­за­ми хищ­ни­ка. (52)Верх­няя губа у него не­кра­си­во смор­щи­лась и от­кры­ла очень белые зубы.

(53)Маль­чик опом­нил­ся пер­вым. (54)И то­роп­ли­вым шёпотом ска­зал:

− (55)От­пу­сти­те меня не­мед­лен­но, он же бро­сит­ся. (56)Ка­мен­ные паль­цы слов­но от­та­я­ли, стали мяг­ки­ми и скольз­ну­ли с локтя. (57)Ра­дость маль­чи­ка была мгно­вен­ной. (58)Он ко­рот­ко за­сме­ял­ся.

− (59)Нок, − ска­зал он. − (60)Ни­че­го, Нок. (61)Спо­кой­но, Нок…

(62)Пёс ше­вель­нул хво­стом, но по-преж­не­му не­от­рыв­но смот­рел на Ста­ни­сла­ва Ан­дре­еви­ча, и шерсть на за­грив­ке не опус­ка­лась.

(63)Маль­чик подошёл и взял Нока за ошей­ник. (64)Ста­ни­слав Ан­дре­евич мед­лен­но от­сту­пил на три шага. (65)И про­го­во­рил:

− (66)Бе­ше­ный… (67)Вот на­ка­та­ют тебе в школу такую ха­рак­те­ри­сти­ку, что всю жизнь вспо­ми­нать бу­дешь.

(68)Он от­сту­пил ещё на не­сколь­ко шагов. (69)Потом осто­рож­но по­вер­нул­ся и за­ша­гал по тро­пин­ке к шоссе. (70)А Серёжа знал: те­перь у него по­явил­ся на­сто­я­щий друг.

 

(По В. П. Кра­пи­ви­ну) *

* Вла­ди­слав Пет­ро­вич Кра­пи­вин (род. в 1938 году) — со­вет­ский и рос­сий­ский дет­ский пи­са­тель, автор книг о детях и для детей. Книги Вла­ди­сла­ва Кра­пи­ви­на не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись в Поль­ше, Че­хо­сло­ва­кии, Бол­га­рии, Гер­ма­нии, Япо­нии, Вен­грии, пе­ре­во­ди­лись на ан­глий­ский, ис­пан­ский, пер­сид­ский и дру­гие языки.