Тема 2.

 

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл пред­ло­же­ния 47 тек­ста: «На душе стало как-то не­при­ют­но».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком

 

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова БЛА­ГО­РОД­СТВО? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему: «Что такое бла­го­род­ство», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

(1)Ещё ночь, но скоро рас­свет. (2)Их­ти­андр идёт по пес­ча­ной до­рож­ке сада, ко­то­рая еле видна, под но­га­ми по­трес­ки­ва­ет ра­ку­шеч­ный песок. (3)Он ду­ма­ет о на­став­ле­ни­ях отца, док­то­ра Саль­ва­то­ра, ко­то­рый когда-то, спа­сая боль­но­го Их­ти­андра от смер­ти, пе­ре­са­дил ему жабры мо­ло­дой акулы. (4)С тех пор юноша мог жить и на земле, и под водою, но о жизни моря знал боль­ше, чем о жизни людей.

(5)Он не спеша на­де­ва­ет боль­шие очки с тол­сты­ми стёклами, затем вы­ды­ха­ет из лёгких воз­дух и пры­га­ет в воду. (6)Не­сколь­ко силь­ных дви­же­ний ру­ка­ми, и Их­ти­андр, че­ло­век-рыба, ока­зы­ва­ет­ся в род­ной вод­ной сти­хии. (7)Он видит, как в глу­би­не мель­ка­ют го­лу­бо­ва­тые искры рыбок-но­че­све­ток, как туск­ло-крас­ные ме­ду­зы легко, как в танце, опус­ка­ют­ся на дно. (8)При­бли­жа­ет­ся рас­свет, и све­тя­щи­е­ся жи­вот­ные мед­лен­но тушат свои фо­на­ри­ки.

(9)Вот луч солн­ца упал на воду, и она сразу по­зе­ле­не­ла, за­свер­ка­ли мел­кие во­дя­ные пу­зырь­ки, за­ши­пе­ла пена. (10)Не­да­ле­ко от юноши рез­вят­ся его дру­зья, дель­фи­ны, по­гля­ды­вая на него весёлыми, хит­ры­ми, лю­бо­пыт­ны­ми гла­за­ми. (11)Они все­гда, как бы не­взна­чай, ока­зы­ва­ют­ся рядом, где бы Их­ти­андр ни по­явил­ся. (12)Их лос­ня­щи­е­ся тёмные спины мель­ка­ют среди волн. (13)Че­ло­век-ам­фи­бия смеётся, ловит дель­фи­нов, пла­ва­ет вме­сте с ними. (14)Ему ка­жет­ся, что и этот океан, и эти дель­фи­ны, и это небо и солн­це со­зда­ны толь­ко для него.

(15)Од­на­ко без­дей­ствие скоро на­до­еда­ет, и юноша устрем­ля­ет­ся к от­ме­ли, где гиб­нут бес­по­мощ­ные крабы, ме­ду­зы, мор­ские звёзды. (16)Их­ти­андр любит спа­сать вы­бро­шен­ных на берег жи­вот­ных.

(17)Вы­ныр­нув на по­верх­ность, юноша за­ме­тил на вол­нах какой-то пред­мет, по­хо­жий на кусок бе­ло­го па­ру­са с ры­ба­чьей лодки. (18)Под­плыв по­бли­же, он с удив­ле­ни­ем уви­дел мо­ло­дую жен­щи­ну, при­вя­зан­ную к доске. (19)Не­уже­ли эта кра­си­вая де­вуш­ка мерт­ва? (20)Че­ло­век-ам­фи­бия был так взвол­но­ван своей на­ход­кой, что у него впер­вые по­яви­лось враж­деб­ное чув­ство

к оке­а­ну.

(21)Быть может, де­вуш­ка толь­ко по­те­ря­ла со­зна­ние? (22)Он ухва­тил­ся за доску и быст­ро на­пра­вил­ся к бе­ре­гу.

(23)Их­ти­андр плыл, на­пря­гая все свои силы, толь­ко ино­гда делал ко­рот­кие оста­нов­ки, чтобы по­пра­вить го­ло­ву де­вуш­ки, и нежно шеп­тал ей, как рыбке, по­пав­шей в беду: (24)«По­тер­пи, бед­ная, не­мно­го!»

(25)Он хотел, чтобы де­вуш­ка от­кры­ла глаза, но бо­ял­ся ис­пу­гать её. (26)Не снять ли очки и пер­чат­ки? (27)Но на это уйдёт время, а плыть без пер­ча­ток будет труд­нее.

(28)Вот и по­ло­са при­боя. (29)Че­ло­век-ам­фи­бия вынес де­вуш­ку на при­бреж­ный песок, от­вя­зал от доски, перенёс в тень раз­рос­ших­ся ку­стар­ни­ков и начал де­лать ис­кус­ствен­ное ды­ха­ние.

(30)Ему по­ка­за­лось, что веки её дрог­ну­ли и рес­ни­цы ше­вель­ну­лись. (31)Она жива! (32)Те­перь он дол­жен уйти, чтобы не ис­пу­гать не­зна­ком­ку. (33)Но можно ли оста­вить её одну, такую бес­по­мощ­ную? (34)Пока юноша раз­ду­мы­вал, по­слы­ша­лись чьи-то тяжёлые шаги. (35)Он вдруг вспом­нил наказ отца не по­па­дать­ся людям на глаза. (36)Ко­ле­бать­ся нель­зя, и Их­ти­андр бро­сил­ся в воду, ныр­нул, по­плыл под водой к скале и, скры­ва­ясь между об­лом­ка­ми кам­ней, стал на­блю­дать за бе­ре­гом.

(37)Вот де­вуш­ка от­кры­ва­ет глаза, при­под­ни­ма­ет го­ло­ву. (38)Муж­чи­на о чём-то го­ря­чо го­во­рит, по­мо­га­ет де­вуш­ке встать.

− (39)Так это вы спас­ли меня?

− (40)Да, — от­ве­ча­ет он.

(41)Де­вуш­ка будто не слы­ха­ла этих слов, она по­мол­ча­ла, а потом ска­за­ла:

− (42)Стран­но. (43)А мне по­чу­ди­лось, будто возле меня было какое-то стран­ное доб­рое чу­до­ви­ще.

− (44)Воз­мож­но, вам по­ка­за­лось, — от­ве­тил её спут­ник.

(45)Они вста­ли и пошли — чу­дес­ная де­вуш­ка и этот не­хо­ро­ший смуг­лый че­ло­век, уве­рив­ший де­вуш­ку, будто он спас её. (46)Но Их­ти­андр не мог изоб­ли­чить смуг­ло­го во лжи. (47)На душе стало как-то не­при­ют­но.

(48)Де­вуш­ка и её спут­ник скры­лись за дю­на­ми, а че­ло­век-ам­фи­бия всё ещё смот­рел им вслед. (49)Серд­це учащённо би­лось: юноша те­перь точно знал, что он найдёт пре­крас­ную не­зна­ком­ку во что бы то ни стало.

 

(по А. Р. Бе­ля­е­ву) *

 

* Алек­сандр Ро­ма­но­вич Бе­ля­ев (1884—1942) — пи­са­тель-фан­таст. Среди наи­бо­лее из­вест­ных его про­из­ве­де­ний — на­уч­но-фан­та­сти­че­ский роман «Че­ло­век-ам­фи­бия», в ко­то­ром со­че­та­ют­ся на­уч­ность и за­ни­ма­тель­ность. Это про­из­ве­де­ние не толь­ко об уди­ви­тель­ном Их­ти­ан­дре, ко­то­ро­го молва окре­сти­ла «мор­ским дья­во­лом», оно также о любви и пре­да­тель­стве, бла­го­род­стве и ко­ры­сти людей.