Вертикальная мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная мобильность имеет место, когда отдельный член общества изменяет свое социальное положение. Он покидает свою старую статусную нишу или страту и переходит в новое состояние. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальное происхождение, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак, конкретные поступки, которые зачастую могут сводить на нет действие всех предыдущих факторов (например, уголовное преступление, геройский поступок).

Групповая мобильность особенно часто наблюдается в условиях изменения самой системы стратификации данного общества, когда изменяется социальная значимость больших социальных групп.

Можно также выделить организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали социальной структуры санкционируется государством или является целенаправленной государственной политикой. При этом такого рода акции могут осуществляться как с согласия людей (добровольные наборы строительных отрядов), так и без него (урезание прав и свобод, переселение этнических групп).

Кроме этого, большое значение имеет структурная мобильность. Она обуславливается структурными изменениями всей социальной системы. Например, индустриализация обусловила значительный рост потребности в дешевой рабочей силе, что, в свою очередь, привело к значительной перестройке всей социальной структуры, которая позволила рекрутировать эту самую рабочую силу. К причинам, могущим вызвать структурную мобильность, можно отнести смену экономической структуры, социальные революции, смену государственного строя или политического режима, иностранную оккупацию, нашествия, межгосударственные и гражданские военные конфликты.

Наконец, в социологии выделяют внутрипоколенную (внутригенерационную) и межпоколенную (интергенерационную) социальную мобильность. Внутрипоколенная мобильность описывает изменения статусного распределения в рамках определенной возрастной группы, «поколения», что позволяет отслеживать общую динамику включения или распределения данной группы в социальную систему. Например, очень важной может быть информация о том, какая часть современной украинской молодежи обучается или прошла обучение в ВУЗах, какая часть хотела бы пройти обучение. Такая информация позволяет проводить мониторинг многих актуальных социальных процессов. Зная общие особенности социальной мобильности в данном поколении, можно объективно оценить социальное развитие конкретного индивида или малой группы, входящих в это поколение. Путь социального развития, который проходит индивид за свою жизнь, называется социальной карьерой.

Межпоколенная мобильность характеризует изменения социального распределения в разнопоколенных группах. Такой анализ позволяет проводить мониторинг долгосрочных социальных процессов, устанавливать закономерности осуществления социальной карьеры в различных социальных группах и общностях. Например, какие социальные слои в наибольшей или наименьшей степени подвержены восходящей или нисходящей мобильности? Объективный ответ на такой вопрос позволяет раскрыть способы социального стимулирования в отдельных социальных группах, особенности социальной среды, обуславливающие стремление (или его отсутствие) к социальному росту.

Социальная лестница - расположение различных слоев общества. Кто-то выше, кто-то ниже. На ней можно стоять (значит, оставаться на месте). Очевидно, по ней можно спускаться или подниматься — ну как бы пешком.
А еще есть социальный лифт-это институты способы которые помогают БЫСТРО перемещаться по социальной лестнице. В идеале — вверх, но иногда и вниз
Существуют специальные механизмы реализации вертикальной мобильности – социальные лифты. Социальный лифтэто способ или социальный институт, с помощью которого человек может индивидуально изменить свой социальный статус. К числу таких лифтов относятся образование, армия, государственная служба, политические партии, профсоюзы, бизнес, деловые и коммерческие организации, церковь, брак. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса
№9СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО БНЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
Особенности социальной структуры и стратификации современного белорусского общества
Процесс социально-экономических преобразований в Республики Беларусь сопровождается активным формированием новых слоев и классов, что влечет за собой серьезную трансформацию всей социальной структуры. Меняются отношения собственности и власти, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы (меняется их социальный статус, образ и качество жизни, способы деятельности). Одновременно происходит маргинализация массовых слоев населения, рост социально-периферийных групп, расширение социально дна.
По социально-статусным критериям население постсоветского общества, в том числе и белорусского, дифференцируется следующим образом:
• высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше;
• высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;
• средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
• низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;
• низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;
• паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, участники бандитских формирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;
• маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.
Рассуждая о специфике «становящейся» социальной структуры переходного социума, следует учитывать следующие ее принципиальные черты:
• неустойчивость, т.е. подверженность распаду на несколько независимых измерений, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;
• многоукладность, при которой старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;
• мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.
Все это ограничивает возможности для сколько-нибудь подробной реконструкции социокультурных характеристик современного белорусского общества. Социологам пока остается недоступным изучение как «социального дна», так и элитного слоя общества (лица, принадлежащие к элите, на контакты с социологами не идут). Большинство относительно обеспеченных граждан из страха перед криминальными и налоговыми структурами либо отказываются отвечать на вопросы о своих доходах, либо занижают их; лица, принадлежащие к нижним слоям, строят оценки своего материального положения, основываясь чаще на сиюминутных массовых ожиданиях, чем на объективных фактах.
Все сказанное вкупе с низким уровнем структурированности переходного социума вынуждает использовать в качестве основного стратификационного критерия субъективный экономический фактор (финансовые возможности респондентов по их самооценке), поскольку все остальные признаки в современных условиях так или иначе носят вторичный характер.
Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного в сентябре 2007 г. (См: Филинская Л.В. Особенности экономического поведения населения Республики Беларусь в современных условиях // Социология. – 2008. – № 1. – С. 117–124), доля граждан, которых можно назвать «богатыми», составляет 1,5%. Доля тех, кого можно отнести к «нищим», составляет 3,7%. Почти четверть опрошенных (23,2%) могут себе позволить вполне обеспеченную жизнь, но без очень дорогих покупок – недвижимости, дорогих автомобилей и пр., а 26,9% считают свое материальное положение сложным, поскольку денег хватает на питание, но покупка других действительно нужных вещей (одежда, лекарства и пр.) вызывает затруднение.
Объединение группы «нищие» с группой людей, считающих свое материальное положение затруднительным под общим названием «ограниченные в средствах», а также объединение группы «богатые» с группой тех, кто может позволить себе обеспеченную жизнь под общим названием «состоятельные», дает возможность проследить изменения в социальной структуре белорусского общества в последние годы (табл. 1).
Данные таблицы показывают, что за период времени с 2003 по 2007 годы число «состоятельных» граждан Беларуси по субъективным самооценкам выросло более чем в три раза, а число «ограниченных в средствах» сократилось более чем в два раза. Согласно данным того же опроса, среди тех, кому приходится отказываться даже от необходимых продуктов питания, преобладают пожилые люди, пенсионеры, не имеющие возможности подрабатывать.

№10ЛИЧНОСТЬ, КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Социология личности - область изучения личности как социально типичного субъекта системы общественных отношений. Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения.

Личность - сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров - биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования [1].

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

На сегодняшний день проблема личности занимает в системе социологического знания одно из центральных мест, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Понятиеличности и основные факторы ее развития:

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль[2].

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт Фролов С.С. делит факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт, и анализирует влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Но биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры[2].

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Базовая Личность:

- Совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации.
Личность Модальная: