Социальные группы делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.

Большие группы -- крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.

Малые группы -- малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.

Деление социальных групп на первичные и вторичные предложил Чарльз Кумли -- американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.

Первичные группы -- малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии. Ч.Кули считал, что первичные группы (семья, компания сверстников, сообщество, местная община) являются основными социальными ячейками, в которых происходит формирование личности, ее социализация, а поведение индивидов характеризуется интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями.

Вторичные группы -- социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило -- через членство в каких-либо институтах и организациях.

Все большие группы являются вторичными.

Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.

В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы.

ИНГРУППЫ И АУТГРУППЫ - Группы, в отношении к принадлежности к которым себя определяет индивид. Под ингруппой понимается такая группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности; напротив, по отношению к аут-группе индивид такого чувства не ощущает.(Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001) Любой индивид, находясь в обществе, определяет для себя некоторое количество групп как "мои", считает себя принадлежным к ним и говорит: "моя студенческая группа", "моя семья", "моя компания". Такие группы и считаются ингруппами. Другие группы, к которым человек не относится, являются для него аут-группами. О таких группах индивид говорит как о "других". Каждому человеку присущ поиск членов своей ингруппы. Например, при встрече незнакомые люди стараются выяснить общие, ингрупповые признаки. Это может быть одинаковая музыка, которую они слушают, та же футбольная команда, за которую они болеют; они могут быть представителями одного социального класса. Они расценивают этих людей как "мы" "свой", как представителей ингруппы. Признаком людей, принадлежащих к ингруппе, является то, что они разделяют определенные чувства и мнения. Члены ингрупп могут иметь различное отношение к представителям аутгрупп. Оно может быть как положительным (начиная от восприятия уместности аутгруппы и заканчивая ее возвеличиванием), так и отрицательным (от неприязни до отказа в существовании). Представители аутгрупп могут обладать чертами и признаками, присущими для многих групп общества, но они всегда имеют какие-либо частные черты и чувства, отличные от чувств и черт членов ингрупп. Обычно аутгруппы воспринимаются индивидами в виде стереотипа. Социальный стереотип - наиболее упрощенный и обобщенный, разделяемый образ другой группы, формирующийся на основе выделения у представителей аутгрупп какой-либо сходной, достаточно часто повторяющейся черты. Например, говорят, что все немки - некрасивые. Понятно, что стереотип не бывает полностью верным, но не бывает и полностью ложным, ведь все-таки определенная черта была отмечена у представителей группы. Стереотипы бывают позитивными, смешанными и нейтральными. За счет стереотипов индивид получает возможность ориентироваться среди большого количества окружающих его групп, а также получать сжатую и лаконичную информацию о представителях аутгрупп.
Социальные группы – это совокупности людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. В основе социальной группы лежат связи типа взаимодействия, солидарности, согласования совместных усилий. Социальные группыотличаютсяустойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости. Социальные группы, как правило, входят в состав более широкой общности.

Иными словами, социальная группа– это любое собрание людей, которые:

включены в определенную деятельность;

объединены общими целями, интересами, потребностями, мотивами поведения, убеждениями;

подчинены системе определенных норм и правил.

К социальным группам относятся, например:

— производственная группа,

— воинское подразделение,

— спортивная команда,

— группы совместного проведения досуга,

— учебный класс,

— семья,

— политическая партия,

— социальные классы общества.

Квазигруппа - это совокупность случайных людей, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в очереди, болельщики на футбольном матче, публика на концерте, попутчики в вагоне поезда, уличная толпа, аудитория радиослушателей или телезрителей – все это примеры квазигрупп.

Одна из наиболее известных квазигрупп (а иногда и наиболее зрелищная форма коллективного поведения) – это толпа. Толпа – это временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом.

Четыре основных типа поведения толпы.

Случайная толпа – это собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и то же явление, к примеру, разглядывают витрину универсального магазина.

Конвенциональная толпа представляет собой группу людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила, например это болельщики на футбольном матче или зрители в концертном зале.

Экспрессивная толпа – это совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения, как, например, на религиозном собрании или рок-фестивале.

Активная толпа – это возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.