Концепция гуманистического подхода в воспитании

Живой интерес к личности ребенка, постоянно присущий российской педагогической традиции в целом, с наибольшей силой проявился в начале 20 в. В это время отечественными учеными-педагогами в результате плодотворного творческого поиска была сформирована гуманистическая парадигма: создано теоретическое ядро, определены подходы к определению гуманистического содержания, найдены формы и методы организации воспитательного процесса.

Все это определило направление в построении образовательно-воспитательного процесса на основе таких ценностей как:

самоопределение,

самоактуализация (актуализация – востребование),

самореализация.

Большое влияние на становление гуманистической концепции воспитания оказали исследования и достижения в области экспериментальной психологии и диагностики (Сикорский). Благодаря им педагоги не только получили знания о психике и физиологии ребенка, но и приобрели соответствующий инструментарий.

Идейно-теоретическое ядро гуманистической концепции представляли следующие положения:

признание ребенка высшей целью педагогической деятельности,

направленность воспитания на саморазвитие, самоактуализацию учащихся в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, нравственной,

трактовка интересов ребенка как приоритетных образовательных и воспитательных целей,

ориентация на субъект-субъектные отношения между учителем и учащимися, основанные на взаимном уважении,

расширение границ свободы личности ребенка с учетом ее изменяющихся по мере взросления прав и перспектив (целей).

В соответствии с этими положениями наметились и общие подходы к формам и методам их реализации. В первую очередь предусматривалось использование исследовательского метода, в котором важная роль отводилась проблематизации изучаемого материала, его связи с жизнью; подчеркивалась значимость совместного поиска решения поставленных задач.

В 20-е годы 20 в. в России обозначились следующие направления гуманистической педагогики:

1. Образовательно-гуманистическое направление (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеров, Д.Д. Галанин, А.Ф. Фортунатов) – акцентировало внимание на гуманизации учебно-воспитательного процесса, его психологизации и придания ему активно-деятельностного, творческого характера.

В.П. Вахтеров (1853-1924) был убежден в том, что цель воспитания состоит в развитии природных начал ребенка. В предлагаемой им педагогической системе объединены элементы педагогики с элементами развития (психологии) и главное значение для педагога имеет развитие личности ребенка.

П.Ф. Каптеров (1849-1921) дал научное обоснование необходимости новых форм организации учебно-воспитательного процесса (эвристических, проблемных). Цели воспитания по мнению П.Ф. Каптерева определяются социальным идеалом, который задается обществом, национальными традициями, религиозными ценностями. Сама цель заключается во всестороннем усовершенствовании личности на почве ее самообразования и в меру ее сил и способностей.

2. Социально-гуманистическое направление (С.Т. Шацкий). Согласно данному направлению гуманизация жизнедеятельности ребенка осуществляется через создание особой внешкольной среды. С.Т. Шацкий выдвинул тезис о том, что источник развития ребенка лежит не в генетических задатках, а в той социально-экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование. Главным фактором поведения С.Т. Шацкий считал «социальную наследственность», под которой понимал нормы, традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколения.

С.Т. Шацкий выступал против примитивных, непрофессиональных попыток относиться к ребенку как материалу, из которого в соответствии с замыслом создателей можно сформировать требуемый тип личности. Подлинное воспитание требует глубокого знания природы ребенка и опоры на его опыт, интересы, потребности. В воспитании, по мнению Шацкого, необходимо учитывать обстановку, в которой живут дети и которая оказывает на них существенное влияние. Эти взгляды не нашли понимание у педагогов 20-х годов, которые преследовали цель – за короткий период времени сформировать из ребенка коммуниста.

 

3. Свободно-гуманистическое направление (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, В. Буткевич) – рассматривали создание условий развития ребенка без насилия со стороны взрослых.

4. Духовно-гуманистическое направление (К.П. Победоносов, И.А. Анастасиев, М.И. Демков) – подчеркивало важность духовно-религиозной направленности личности учащегося.

Совокупность перечисленных направлений гуманистической педагогики можно рассматривать как концептуальную модель гуманистического воспитания.

Однако, начиная с 30-х годов и вплоть до 80-х, в нашей стране идеи гуманизма (абстрактные, по мнению марксистов) и задачи народного образования резко разошлись. В просвещении утвердилась авторитарная педагогика, соответствующая идеологии тоталитарного государства. Воспитательный процесс рассматривался односторонне направленным: от общества к личности, от воспитателя к воспитуемому, который являлся объектом воспитания. Реальная цель воспитания заключалась в формировании механизмов адаптации личности к условиям социальной среды.

Нельзя сказать, что за 50 лет (с 30-х до 80-х годов) в советской школе не было попыток вернуться к идеям гуманизма в воспитании. И здесь уместно вспомнить имя выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского (1918-1970) – директора маленькой сельской школы в Павлышеве в Украине. Он один из первых провозгласил обязательность в педагогическом процессе любви к ребенку не как особого индивидуального отношения отдельного педагога к детям, и любви как обязательной педагогической позиции всего школьного коллектива.

В.А. Сухомлинский совершенно по-иному понимал сущность воспитания, нежели официальная наука. Воспитание (по В.А. Сухомлинскому) – это не формирование отдельных качеств личности, не идеологическое воздействие на ребенка, не лепка его характера, а понимание ребенка.

К воспитательным задачам он относил:

1.развитие у ребенка радости познания, связанной с соприкосновением к вершинам человеческого духа и мысли;

2.пробуждение любознательности как свойства взросления и стимула к активной трудовой деятельности;

3.воспитание любви к школе как очагу духовной жизни;

4.умственное воспитание, понимаемое как взаимодействие теории и практики.

Идеи В.А. Сухомлинского не были поддержаны наукой, но зато они постепенно просчитывались в педагогическую практику. В начале 80-х годов в СССР появились учителя, позволившие себе новый подход к процессам обучения и воспитания, основанный на идее гуманизма. Среди них были:

директор белгородской школы М.П. Щетинин,

математик с Украины В.Ф. Шаталов,

словесник из Ленинграда Е.Н. Ильин,

директор московской школы В.А. Караковский,

учитель младших классов из Москвы С.Н. Лысенкова.

В октябре 1987 г они выступали на страницах «Учительской газеты» с декларацией, провозгласившей принципы педагогики сотрудничества. Это был первый шаг в сторону официального признания гуманной педагогики.

В 90-е годы в результате глобальных изменений в жизни российского государства, пошатнулись позиции авторитарной педагогики. В стране начался массовый учительский опыт, связанный с движением новаторства и педагогического сотрудничества. Здесь многое было сделано Ш.А. Амонашвили и публицистом С.П. Соловейчиком, ставшими знаменосцами гуманной педагогики. В 1996 году в свет вышла книга Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике».

– 3 –