Технология работы с кейсом по методу студенческих команд

Технология работы с кейсами

Как правило, кейс-метод позволяет слушателям решать следующие задачи:

· применять полученные теоретические знания, в том числе и при изучении других дисциплин, для решения практических задач;

· приобретать навыки исследования ситуации, выделять главное и отбрасывать второстепенное;

· разрабатывать алгоритм принятия решения и принимать решения в условиях неопределенности;

· оценивать альтернативы и выбирать оптимальный вариант с учетом точек зрения других участников обсуждения;

· вырабатывать чувство уверенности в себе.

Технология анализа деловых ситуаций[1], предусматривающая организацию работы студенческих команд, представлена в таблице.

Таблица.

Технология работы с кейсом по методу студенческих команд

Этап работы Действия преподавателя Действия команд
Внеаудиторный В соответствии с распределенными кейсами организует работу студенческих команд, обеспечивает ее необходимыми материалами, объясняет порядок работы и рекомендует дополнительные материалы для подготовки и обсуждения кейсов (каждой команде в зависимости от конкретного ею кейса) На основе полученных от преподавателя материалов (программа, кейсы, статьи и др.) проводят самостоятельную подготовку, разрабатывают план рекомендаций и обсуждают их в команде с целью выработки общего варианта решения ключевой маркетинговой проблемы конкретного кейса. Презентующая команда готовит презентацию в PowerPoint и раздаточные материалы. Оппонирующие команды готовят письменные отчеты (по одному от команды) и сдают их преподавателю до начала занятия
Аудиторный Организует проведение презентации ситуации командой и ее обсуждение в группе. Руководит общей дискуссией. Собирает от оппонирующих команд заполненные ими формы оценки презентации данного кейса. Раскрывает свою версию формирования маркетинговой стратегии развития данной компании Силами команды устно презентуют свое видение и план действий по решению маркетинговой проблемы своего кейса. Задают вопросы и/или отвечают на вопросы оппонирующих команд. Предлагают варианты решений и участвуют в их обсуждении и выработке окончательного решения в области маркетинговой стратегии развития компании
После обсуждения Оценивает работу студентов и команд, их умение проводить презентацию и вести дискуссию, качество и уровень проработанности ответов на поставленные вопросы и рекомендаций. Оглашает результаты оценок данного кейса перед началом следующего занятия На собрании команды подводят итоги изучения кейса, анализируют ошибки и определяют направления улучшения дальнейшей работы над кейсами. Презентовавшие команды оценивают результаты работы каждого члена команды на всех этапах работы над кейсом. Представляют в конце курса письменно итоговую форму перекрестной оценки членов команды преподавателю.

Таким образом, процесс работы над кейсами состоит из трех важных этапов.

На первом этапе подготовка к презентации начинается не позднее чем за одну неделю до планируемого обсуждения. Во внеаудиторное время студенты сначала индивидуально, а затем в составе своих команд выполняют следующую последовательность действий:

– повторение теоретического материала темы, освещенной на лекции по данному кейсу, а также в результате прочтения рекомендуемой литературы;

– беглое знакомство с методическими рекомендациями, текстом деловой ситуации и приведенными в конце кейса вопросами для анализа и его обсуждения, чтобы получить общее представление, о чем идет речь;

– прочтение кейса повторно, на этот раз более внимательно, обращая внимание на фактические данные и выделяя те моменты, которые покажутся наиболее важными. В первую очередь, это графический материал и данные, представленные в таблицах;

– составление собственной картины, характеризующей рассматриваемую ситуацию. Выявляется и формулируется стержневая маркетинговая проблема, а также стратегические аспекты данной ситуации. В одних случаях стратегические вопросы очевидны при чтении кейса, в других – они завуалированы данными тактического характера и потребуются усилия, чтобы выделить их из полученной информации;

– определяется, что необходимо анализировать, какие маркетинговые инструменты, аналитические приемы и процедуры потребуется использовать. В зависимости от темы занятия, в различных кейсах может возникнуть необходимость произведения дополнительных вычислений, например, для выяснения финансового положения и оценки стратегического маркетингового потенциала, необходимого для долгосрочного функционирования организации и формирования маркетинговой стратегии ее успешного развития;

– формируется собственное понимание ситуации и отношение к ней. Осуществляется поиск, по возможности, наибольшего числа альтернативных решений (или гипотез) возникшей маркетинговой проблемы. Выбирается из них наилучшее и обосновывается этот выбор. Ответ на главный вопрос "почему" фактически доказывает правильность проведенного анализа ситуации;

– разрабатывается соответствующий план действий и набор практических рекомендаций для решения маркетинговой проблемы, адресуемый, чаще всего, руководству организации. Сама по себе диагностика без предложения конкретных мероприятий лишена смысла. Разработка реалистических, выполнимых предложений, которые привели бы к желаемым результатам, является наиболее ответственной стадией самостоятельной работы над кейсом. Важное значение на данном этапе работы с кейсом имеет сбор и использование студентом дополнительной информации о рассматриваемой в ситуации организации (включая рекламные средства, фотографии, видеоролики и т.д.). Эти данные могут быть получены как из официальных источников и периодической печати, так и с использованием российских и зарубежных сайтов, поисковых систем и баз данных сети Интернет;

– обмен мнений и разрешение возможных разногласий в личных оценках ситуации и предлагаемых рекомендаций членов одной команды. Необходимо подчеркнуть, что видение маркетинговой проблемы и окончательный план мероприятий по ее разрешению является результатом командной работы. В случае возникновения различных точек зрения и подходов неизбежно потребуется поиск и принятие компромиссных решений, устраивающих большинство. Важное значение при этом имеет роль лидера команды, причем опыт показывает, что лидерство не обязательно является прерогативой только одного человека – лидером становится тот, кто сумеет убедить остальных членов команды в выборе наиболее приемлемого решения. Такие навыки позволяют в конечном итоге лучше выстраивать логику ответа на вопросы и аргументировать мнение команды, тем самым, доказывая всей аудитории, что предлагаемые рекомендации привлекательнее, чем остальные.

– в завершении данного этапа презентующая команда оформляет в электронном виде презентацию в PowerPoint (количество слайдов планируется исходя из 20-25 минут времени), распечатывает раздаточный материал (для преподавателя и оппонирующих команд) и бланки форм оценки своей презентации (см. Форму).


Форма