Общая характеристика международной торговли

В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции увеличился в 6 раз.

Этапы развития международной торговли:

  1. Примерно 40 лет до начала Первой мировой войны – мировой экспорт вырос в 3 раза.
  2. Период между Первой и Второй мировыми войнами – мировой экономический кризис 1929-1933 гг. – объемы мировой торговли практически не увеличились.
  3. Период после Второй мировой войны – резкий рост международной торговли более чем в 18 раз.

«Золотой век» международной торговли – 1950-1970 гг. – среднегодовой рост составлял 7%. В 2007г. мировой экспорт товаров составил, по данным ВТО, 13619 млрд. долл. США., в 2008г. - 15717 млрд. долл. США.,в 2009 г. – 12178 млрд. долл. США.

(2000г. примерно 6000 млрд. долл. США). Мировой импорт в 2007 г. – 13968 млрд. долл. США., в 2008 г. – 16127 млрд. долл. США., в 2009 г. – 12421 млрд. долл. США.

Динамика мирового экспорта – 1990-2000 гг. – среднегодовой показатель роста 6%, 2001 г. – спад на 4%, 2002 г. - рост на 4%, 2003 г. – рост на 16%, 2006 г. – рост на 8,5%, 2007 г. – рост на 6,0%, 2008 г. – рост на 15,4%, 2009 г. – падение на 12%.

 

Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров, а также сопутствующих им реэкспорта и реимпорта.

При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. (Реальный объем рассчитывается с помощью дефлятора.)

Показатели международной торговли (см. практические занятия).

Основные тенденции развития международной торговли:

- интеллектуализация;

- рост доли высокотехнологичной продукции;

- обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;

- расширение торговли патентами и лицензиями;

- снижение спроса на сырье и топливо;

- концентрация международной торговли в промышленно развитых странах ;

- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.

Факторы ускоренного роста международного товарооборота:

- информационная революция;

- развитие транспорта и связи;

- рост оптимальных размеров предприятий;

- рост первоначальных объемов капиталовложений;

- вывоз капитала;

- развитие интеграционных процессов.

Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.

Это проявляется в следующем:

  1. Производство товаров и услуг становится всеменее материало- и энергоемким.
  2. Все большее значение приобретаютфинансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал.
  3. Возникает международная специализация, основывающаяся на понятии "издержки производства".