Общая характеристика международной торговли
В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции увеличился в 6 раз.
Этапы развития международной торговли:
- Примерно 40 лет до начала Первой мировой войны – мировой экспорт вырос в 3 раза.
- Период между Первой и Второй мировыми войнами – мировой экономический кризис 1929-1933 гг. – объемы мировой торговли практически не увеличились.
- Период после Второй мировой войны – резкий рост международной торговли более чем в 18 раз.
«Золотой век» международной торговли – 1950-1970 гг. – среднегодовой рост составлял 7%. В 2007г. мировой экспорт товаров составил, по данным ВТО, 13619 млрд. долл. США., в 2008г. - 15717 млрд. долл. США.,в 2009 г. – 12178 млрд. долл. США.
(2000г. примерно 6000 млрд. долл. США). Мировой импорт в 2007 г. – 13968 млрд. долл. США., в 2008 г. – 16127 млрд. долл. США., в 2009 г. – 12421 млрд. долл. США.
Динамика мирового экспорта – 1990-2000 гг. – среднегодовой показатель роста 6%, 2001 г. – спад на 4%, 2002 г. - рост на 4%, 2003 г. – рост на 16%, 2006 г. – рост на 8,5%, 2007 г. – рост на 6,0%, 2008 г. – рост на 15,4%, 2009 г. – падение на 12%.
Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров, а также сопутствующих им реэкспорта и реимпорта.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. (Реальный объем рассчитывается с помощью дефлятора.)
Показатели международной торговли (см. практические занятия).
Основные тенденции развития международной торговли:
- интеллектуализация;
- рост доли высокотехнологичной продукции;
- обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;
- расширение торговли патентами и лицензиями;
- снижение спроса на сырье и топливо;
- концентрация международной торговли в промышленно развитых странах ;
- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.
Факторы ускоренного роста международного товарооборота:
- информационная революция;
- развитие транспорта и связи;
- рост оптимальных размеров предприятий;
- рост первоначальных объемов капиталовложений;
- вывоз капитала;
- развитие интеграционных процессов.
Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.
Это проявляется в следующем:
- Производство товаров и услуг становится всеменее материало- и энергоемким.
- Все большее значение приобретаютфинансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал.
- Возникает международная специализация, основывающаяся на понятии "издержки производства".