Концепция современности Энтони Гидденса.


Британский социолог, родился в 1938, с 1996 является директором Лондонской высшей школы экономических и политически наук.

 

Его концепция основывается на признании современного общества посттрадиционным, порывающим с принципами индустриализма и возводящим человека на новую ступень личной свободы. Он полагает, что фудаментальнойхарак-кой, отличающей О «модерна», т.е. совр О, от «домодерновой» эпохи является внутренне присущая «модерну» рефлексивностьповедениячел.

 

1мотивация действия (осозн/неосозн желания, которые побуждают агента к действию);

2рационализация действия (способ-тьинд-довподдерж-тьпостоянтеор понимание оснований своей деят-ти);

3рефлексивный мониторинг действия (постоян и непрерывн отслеживание инд-дом своих собст-ых действий, действий др.

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Предпосылки появления социологии в России:

1. необходимость глобального методологического осмысления и обобщения материала, накопленного конкретными социальными науками (историей, этнографией, социальной статистикой).

2. усложнение социальной структуры русского общества после реформы 1861 г., бурный рост городских сословий, появление новых профессий.

Особенности русской социологии ХГХ века: оппозиционно-политическая ангажированность, публицистичность, подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Направления социологической мысли в России

Социогеографическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов). Мечников исследовал зависимость общественного развития от географических условий. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическая школа (Е. В. Де Роберта, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков). Де Роберта выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества.

Социолого-юридическое направление. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии (З. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Б. Н. Чичерин). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским, A. А. Богдановым, Г. В. Плехановым, B. И. Лениным, отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Представители субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, И. И. Кареев) высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования считали отдельную личность.

 

24)Теория общества Н.Лумана
Основными причинами появления новой теории социальных систем Лумана, которая превратилась в одну из наиболее популярных теорий общества в конце 1980-х—1990-е гг., были, по меньшей мере, две. Одна из них заключалась в резко возросшей сложности социального организма и неспособности объяснить новые процессы, происходящие в нем, со старых, "классических" позиций.
Луман в данном случае говорит о существовании в социологии трех предубеждений в отношении общества, которые следует преодолеть. Первое касается допущения того, что общество состоит из людей или из отношений между ними. На самом деле оно имеет совершенно иную структуру и иные системные характеристики. Второе предубеждение заключается в допущении территориального многообразия обществ, означающего отграничение каждой страны от другой (Китай — это одно общество, Бразилия — другое и т.д.) и признание того, что общества суть региональные, территориально ограниченные единства. Реально же понятие территориальных границ обществ становится излишним в силу нового понимания социальной системы, базирующейся на взаимосвязи коммуникаций. Третье предубеждение имеет теоретико-познавательный характер и следует из различения и даже противопоставления субъекта и объекта. Между тем в последнее время оно теряет смысл в условиях появления новых объединительных теорий и парадигм [Луман. 1994. С. 27—28]. Существование таких подходов к трактовке общества не позволяет дать его строгое описание и самоописание.

26) Современная социология в России: состояние, тенденции и проблемы
Социология в России - это часть общемировой социологии. История развития российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России.
В настоящее время в российской социологии складывается толерантность и плюрализм идей. Началось осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил Н.И.Кареев: "Социология будущего явится синтезом тех частных истин, какие содержатся в отдельных направлениях социологии".
В России уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Однако, будучи элементом российского общества, российская социология переживает ныне трудные времена. В нарушение юридических и моральных норм лица, не имеющие специального социологического образования, называют себя социологами, а проводимые на улицах, в магазинах опросы, к тому же не имеющие ни какого отношения к науке, объявляются социологическими.
Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических организаций, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ в угоду заказчику. Коммерционализация науки ведет к компрометации, деградации науки.
Однако не все обстоит так плохо. Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ. Впервые созданы "Российская социологическая энциклопедия"; социологические словари; учебники и учебные пособия по различным отраслям социологического знания.
Развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства.

27 Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня:

§ общую социологическую теорию (общую социологию);

§ частные социологические теории (теории среднего уровня);

§ конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии.

Частные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня»введен в науку американским социологом Робертом Мертоном (1910-2003). Такие теории занимаются изучением отдельных областей социальной жизни. В них условно можно выделить три раздела:

§ исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.);

§ исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии, территориальных образований и т.д.):

§ исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции, массовых коммуникаций и т.д.).

Конкретные (эмпирические) социологические исследования определяют и обобщают социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий. Системы фактов, полученные в результате конкретно-социологических исследований, составляют в конечном счете эмпирическую базу социологического знания.

По степени сложности анализа социальных процессов выделяют также макро- и микросоциологию.

Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, социальных институтов, государств и т.д. Макросоциологичсская проблематика рассматривалась в основном в теориях структурного функционализма и социального конфликта.

Микросоциология акцентирует внимание на индивидах, устанавливает особенности поведения во взаимодействиях между людьми, главным образом в малых группах (семье, трудовом коллективе, группе сверстников и т.п.). К этому направлению социологии относятся теория символического интеракционизма, теория обмена и др.

По цели исследования социология может подразделяться на два уровня — фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная социология отвечает на вопросы: «что познается?» (определение объекта, предмета науки) и «как познается?» (основные методы социологии). Целью фундаментального исследования является получение нового знания, обогащение методологических основ самой науки.

Прикладная социология занимается решением вопросов преобразования социальной жизни, разработкой практических рекомендаций для социального управления, формированием социальной политики, прогнозированием, проектированием.

28) Типология обществ
Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:
1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);
2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:
1) общества охотников и собирателей;
2) садоводческие;
3) аграрные;
4) промышленные.
Социолог Теннис Ф. делил общества на:
1) допромышленные (сельская община);
2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).
Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:
1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;
2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;
3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
Существует деление общества по политическим признакам:
1) демократические (гражданское общество);
2) тоталитарное (государство подавляет личность);
3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).