Сходы из-за сдвига пути под действием боковых сил поезда

Длительное время продолжалась дискуссия о возможности выброса бесстыкового пути под поездом. Бывали случаи, когда при служебном расследовании причин крушений поездов на бесстыковом пути основной причиной крушения называли выброс пути. Были даже ссылки на выброс пути в морозную погоду. Единственным основанием для этого была одна из возможных форм горизонтального изгиба путевой решетки при выбросе ((см.рис.2.9). Действительно, эта форма указывает на то, что произошел выброс пути. Но она не может указать на причину выброса. Ранее было отмечено, что устойчивость бесстыкового пути не снижается при проходе грузового поезда. Пока температура рельса не достигла сверхнормативной (закритической) величины продольная сила неспособна преодолеть сопротивление поперечному смещению рельсошпальной решетки. А когда на этой решетке находится поезд сопротивление поперечному смещению пути возрастает по данным ВНИИЖТа в десятки раз (рис.3.6.л). Так почему же произошел выброс пути? Во-первых потому, что появилась поперечная сила, в десятки раз больше, чем поперечная составляющая продольной температурной силы, которая была в пути до его выброса. Во-вторых, «Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути» 2000 г. такой вид деформации называют сдвиг пути, а не выброс,и указывают его причину «Резкое нарушение продольной устойчивости бесстыкового пути под действием боковых сил поезда и поперечных составляющих температурных сил».