КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Движение за человеческие отношения представляло в какой-то степени «фермерский» подход к менеджменту: обеспеченные сеном коровы дают больше молока, а удовлетворенные работники достигают более высоких результатов. Со временем у тео-эетиков и практиков пробуждается интерес к участию работников в процессе управления и лидерстве (впрочем, прежде всего в отношении выполнения повседневных задач). И все же мы имеем все основания говорить о возникновении концепции [еловеческих ресурсов,суть которой состоит в разработке рабочих заданий в соответ-гвии с теориями мотивации, когда работники (основной объект внимания) получают ззможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои лешие потребности. К наиболее известным представителям концепции человеческих Ресурсов относят Абрахама Масло^ и Дугласа Макгрегора.
Наблюдая за пациентами, практикующий физиолог, психолог, психоаналитик и [еный-теоретик А. Маслоу (1908-1970) пришел к выводу, что многие их проблемы 'язаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и
Часть -i. введение в менеджмент |
БД
Лтлдтдз
олшоть
Глава 2. Исторический обзор
работы менеджером и консультантом, а также знаниях в области психологии и работах А. Маслоу, Д. Макгрегор сформулировал основные предположения - Теорию X и Теорию У (см. табл. 2.3). Ученый считал, что классический менеджмент основывается на предположениях Теории X, а ранние концепции движения за человеческие отношения представляют ее модифицированный вариант. Иным словами, они не так уж далеко ушли от «классики». В качестве более реалистичного подхода к менеджменту Д. Макгрегор предложил Теорию У.
Основная идея Теории Узаключается в том, что организации, более полно исполь-зуюшие интеллект и воображение своих работников, имеют возможность извлекать дополнительные преимущества. Если создать необходимые условия, сотрудники организации будут осознанно стремиться к достижению организационных целей, проявляя и ответственность, и самоконтроль. Управление некоторыми компаниями и сегодня осуществляется в соответствии с принципами Теории X, многие организации внедряют идеи Теории У. Компания же Saturn придерживается Теории Ус момента своего основания.
Таблица 2.3.Основные предположения Теории X и Теории Y
Предположения Теории X
» Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его...
» Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями...
» Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность.
Предположения Теории Y
» Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно...
* Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как един
ственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение це
лей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он
разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль...
* В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответ
ственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства...
» Большинство (отнюдь не меньшая часть) работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства.
* В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал
среднего индивида используется далеко не полностью.
Источник: Douglas McGregor, The Human Side of Enterprise, New York: McGraw-Hill, !960,33-48.
64 Часть 1. Введение в менеджмент
КОМПАНИЯ SATURN CORPORATION
Строительство завода Saturn (штат Теннесси, США) потребовало от компании General Motors многомиллиардных инвестиций. И постоянно в ее адрес раздавались критические высказывания о том, что американцам никогда не удастся произвести способный конкурировать с японскими малолитражками автомобиль. Критики, однако, и не догадывались, сколько ума и сердца сотрудников будет вложено в модели мирового уровня Saturn. Например, занятые на сборочном конвейере рабочие команды самостоятельно принимают решения о найме новых работников, проверяют поступающие от поставщиков комплектующие, выбирают оборудование и занимаются такими административными вопросами, как разработка бюджетов. Команды стремятся к максимальному снижению издержек и, конечно же, их первоочередная задача — обеспечение высочайшего качества. В соответствии с коллективным трудовым договором все менеджеры и рабочие — члены профсоюза становятся полноправными партнерами. Каждый работник компании обладает достаточными полномочиями для разрешения возникающих проблем качества. Линейные рабочие, к примеру, в случае обнаружения дефектов в комплектующих самостоятельно связываются с поставщиками и договариваются об их замене или ремонте. Команда по сборке дверей (14 работников) не так давно предложила изменить производственный процесс, что позволило улучшить качество и повысить производительность. При этом двое рабочих оказывались лишними, но их не уволили, а перевели на другой участок.
Компания Saturn обязана своими успехами воображению, креативности и способностям работников: ее модели занимают первые места в списках потребительских предпочтений, сравнявшись с такими марками японских автомобилей, как «Lexus» и «Infinitb (которые стоят существенно дороже). Ее автомашины буквально рвутся со старта, вернее, из торговых залов дилеров7.