Докиевская и Киевская Русь

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА РУСИ

В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Докиевская и Киевская Русь

 

Исследования археологов показали, что первые племена не территории Руси появились в среднем Приднепровье еще в III-ем тысячелетии до н. э. По одной из версий историков самоназвание народа и страны произошло от названия реки Рось, на которой селились эти люди.

Важнейшей природной особенностью России является обилие рек. Этим обусловлен и характер расселения, и возможность колонизации территорий: люди селились вдоль рек, осваивая, в основном, прилежащие к ним территории. Огромные пространства лесов и болот в междуречьях оставались незаселенными, невозделанными, а часто и непроходимыми.

Чрезвычайно густая сеть озер и равнинных рек на европейской территории России оказалась весьма удобна для судоходства. Причем многие реки одного бассейна близко подходят к рекам другого, что создает благоприятные возможности для перехода по суше (по так называемым волокам) из одного бассейна в другой, продолжая плавание в нужном направлении на большие расстояния. Эти удобные водные дороги, предоставленные самой природой, стали использоваться людьми с незапамятных времен.

На водных путях, преимущественно в устьях рек, на границах волоков и на речных порогах возникали погосты (административные центры), монастыри, рядки (поселки) и города.

В период формирования и укрепления государственности на Руси начали образовываться крупные города и торговые центры: Киев, Псков, Переяславль, Полоцк, Чернигов, Новгород. Важное значение при этом имели устойчивые торговые связи как внутри страны, так и с другими государствами и народами. Такие связи осуществлялись, прежде всего, по водным путям с перемещением судов с людьми и грузами, через водоразделы перемещались волоком.

В те времена водные пути на Руси были, по существу, единственными путями сообщения, так как гужевой транспорт из-за отсутствия дорог использовался для перевозок на дальние расстояния обычно только зимой, после установления санного пути, причем часто опять же – по рекам. Не случайно расстояния, например, между Новгородом и большинством других населенных пунктов, указанные в Росписи новгородских пятин (областей), были определены не по кратчайшему сухому пути, а по рекам.

Одним из самых известных торговых путей Древней Руси был путь «из варяг в греки». Путь возник в начале IX века (не позднее 825–30 годов), о чем свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет – дирхемов 1-й четверти IX века. На этом пути вырос город-крепость Старая Ладога – древняя столица Руси (в 2003 году отмечали её 1250-летие). По данным арабских источников, уже в X веке Ладога была портовым городом, торговавшим с Испанией, Римом, Персией и другими странами. В иностранных документах того времени указывается, что немецкие гости (купцы), пришедшие с товарами в Ладогу, нанимали здесь местных лоцманов, которые проводили их суда через Ладожские (Волховские) пороги до Гостинополья (села, существующего до сих пор). В русских летописях упоминается и селение Иссады, расположенное ниже города Ладоги на правом берегу Волхова в устье реки 3латыни и сохранившееся до настоящего времени (его название в переводе с древнерусского языка означает «пристань»).

Именно этим путем «из варяг в греки» прошел в 882 году князь Олег с дружиной из Новгорода в Киев, где и произошло объединение Руси в единое государство. В 907 году Олег с дружиной по этому же пути прошел и далее – на военных судах до Константинополя (Царьграда), воевал и заключил мирный договор между Византией и Русью.

Как указывается в «Повести временных лет», «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

Миниатюра из летописи: «Поход Олега на Царьград»

 

Такой путь на самом деле невозможен, потому что верховья Днепра и Ловати нигде не подходят близко друг к другу, к тому же между Днепром и Ловатью находится Западная Двина. По-видимому, в летописи допущен пропуск, возможный путь (в современных названиях): Балтийское море, река Нева, Ладожское озеро, река Волхов, озеро Ильмень, река Ловать, река Кунья, река Сереж, далее – волок около 30 км до реки Торопы, река Западная Двина, река Каспля, Касплинское озеро, волок до реки Катынь, река Днепр и по ней в Черное море.

Наибольшее значение путь имел в X – первой трети XI веков, то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Известен летописцу «Повести временных лет» и морской путь «из варяг греки», а именно – из Балтийского моря вокруг Западной Европы до Рима, оттуда – на Восток: в Грецию и Константинополь.

Во второй половине XI – начале XII веков усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др. И об этих путях знает автор «Повести временных лет»: «…Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское».

Имелись и другие «варяжские» пути. Один из них шел по реке Великой, Чудскому озеру и Нарове. Этому водному пути обязан своим возникновением город Псков (древнее название – Плесков) – «младший брат» Новгорода, впервые упомянутый в летописях под 903 годом.

Здесь же в XII веке возник город Нарва – один из основных центров торговли Руси с Западной Европой. На противоположном, правом, берегу Нарвы существовал иссад (пристань) Пскова.

Нарва и Новгород были соединены прямым водно-волоковым путем, основу которого составляла река Луга. Между Псковом и Новгородом существовало водно-сухопутное сообщение по рекам Великой, Черехе, Узе, Шелони и озеру Ильмень.

Еще одним важным путем, соединяющим страны Скандинавии с Персидским халифатом, был Волжский или Волго-Балтийский торговый путь («из варяг в персы» или «из варяг в булгары»).

 

Синий цвет – путь «из варяг в греки», красный цвет – «из варяг в персы»

Летописный путь «из варяг в греки»

 

Судя по находкам дирхемов, сложился он ранее днепровского и двинского путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных – еще до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трех государственных образований – Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вел по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вниз по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги. Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мед и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимеревские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент.

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX – X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город этого государства – Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921 – 922 годов.

Достигнув Каспийского моря, русские и варяжские купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».

С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путем в Черное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование – Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годы Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.

Многочисленные морские и торговые походы русичей по Черному морю привели к тому, что греки и арабы в IX – X веках называли это море «русским». В византийские порты ежегодно прибывали суда из Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска и др. Эти города (особенно Киев и Новгород) без преувеличения можно считать «внутренними морскими портами» древней Руси.

Важное значение для путешествий и для торговли еще с древних времен имела река Западная Двина. Как уже отмечено, по ней проходил еще один торговый «путь из варяг в греки», ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на остров Готланд. Особенно развилась торговля со времени поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В 1210 году состоялся первый торговый договор Риги с Полоцком.

Многочисленные водоразделы при путешествиях преодолевались волоками. Традиционных волоков на территории Руси сложилось достаточное количество.

 

Уже в древние времена наряду с преодолением водоразделов с применением волоков предпринимались попытки устройства искусственных водных путей – судоходных каналов. В 1133 году сын Ладожского посадника Иванко Павловиц предпринял попытку соединить каналом верховье реки Волги с рекой Полой, притоком Ловати.

В память об этом на сторожевом городке при впадении Волги в озеро Стерж он поставил крест из красного песчаника (Стерженецкий крест ныне находится в Тверском краеведческом музее) с надписью: «6 641 (то есть 1133 по новому исчислению) месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иванко Павловиц и крест съ поставихъ».

 

Карта-схема основных волоков на водных путях домонгольской Руси

 

Стерженецкий крест в музее Твери

В период расцвета Тверского княжества в XIV веке велись работы по устройству канала на трассе: озеро Ильмень – река Ловать – река Пола – река Щербиха – канал на водоразделе – озеро Селигер – река Селижаровка – река Волга.

Существовало несколько водных путей, на которых были волоки, используемых древними руссами для своих перемещений.

Важнейший путь из Северо-западной Руси (из Новгородчины) на Волгу проходил по рекам Мста, Цна и Тверца. Уже в первой половине XII века на Тверце появилось торговое поселение, впоследствии – город Торжок. Существовал также путь на Волгу по реке Поле, впадающей в озеро Ильмень, реке Селижаровке и озеру Селигер.

Из Ладожского озера на Волгу вел водно-волоковый путь по рекам Сясь, Тихвинка, Чагодоща и Молога. Свидетельством древности этого пути является упоминание в летописи Холопьего городка, существовавшего в устье реки Мологи еще в 1148 году, куда съезжались купцы из разных западных и восточных стран. В 1340 году на этом пути возник город Устюжна, а в 1383 году – город Тихвин. Одним из древнейших новгородских поселений на этом пути является село Сясьские Рядки.

Вот описание еще нескольких водных путей с волоками на Древней Руси.

1. Будущая Вышневолоцкая система: до озера Ильмень по пути «из варяг в греки», далее по реке Мсте, реке Цне, затем волоком в реку Тверцу, и далее в Волгу, по которой можно было попасть в Каспийское море.

2. Из Балтийского моря в Каспийское: река Нева – Ладожское озеро – река Свирь – Онежское озеро – река Вытегра – волок – река Ковжа – Белое озеро – река Шексна – река Волга – Каспийское море. Впоследствии по этому пути пролегла трасса Мариинской водной системы.

 

3. Из Балтийского моря в Черное: Балтийское море – река Висла – река Западный Буг – река Мухавец – волок – река Пина – река Припять – река Днепр – Черное море. Впоследствии по этой трассе (частично) проведен Днепро-Бугский канал.

 

Люди, жившие на территории Руси в глубокой древности, строили самые простые лодки с каркасами из прочных согнутых ветвей, покрытых с внешней стороны корой, которую прошивали корнями растений. Позднее внешнюю обшивку лодок стали делать из бересты. Покрытые корой или берестой лодки обязательно смолили, шероховатую внешнюю поверхность обжигали. Обожженная кора была менее шероховатой, что уменьшало сопротивление при движении такой лодки. Такие лодки были длиной до 10 м и назывались «корянками».

Затем стали строить так называемые «однодеревки» – лодки, выдолбленные или выжженные из одного ствола дерева. На территории России археологи нашли несколько таких лодок возрастом 3 – 4 тысячи лет. Их длина 5 – 8 м, высота бортов 0,5 – 0,7 м. Очертания, обводы лодок становились все более плавными, что уменьшало сопротивление при движении.

С I века новой эры на территории, где затем возникла Русь, начали делать так называемые «набойные» лодки или «челны». Подводная часть таких лодок была сделана из стволов деревьев, благодаря чему достигалась хорошая водонепроницаемость, а надводная – из вытесанных топором досок (теса). Доски соединялись (сшивались) лыком коры деревьев, корнями можжевельника или просмоленными веревками (отсюда произошел термин «обшивка»). Суда этого типа, имевшие сравнительно высокие борта, могли плавать по озерам.

Развитие мореплавания у восточных славян относится к V – VI векам. По Черному морю сначала скифы, затем и славяне доплывали до кавказских берегов, до побережья Малой Азии и далее – к Константинополю и берегам Греции. Известно, что южные славяне-анты из междуречья Днестра и Днепра в VI – VII веках совершали походы по Черному и Средиземному морю до острова Крит и южных берегов Италии. Понятно, что для таких походов использовались суда, имевшие хорошие мореходные качества. Морское искусство славян было так высоко и так ценилось, что в византийском флоте славяне были капитанами судов и даже командовали эскадрами.

Арабские летописцы IX – X веков писали: «Русы мужественны и храбры… ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях… свои набеги и походы производят они на кораблях». В одном из документов X века написано: «Русы – водяные люди».

О судах, плававших по водным путям Руси в IX–XV веках, имеются весьма скудные сведения. Из летописей известны наименования этих судов. Наиболее раннее из них – ладья. Строились как речные, так и морские ладьи. Морские были более массивными и прочными. Нижним основанием ладей служили массивные выдолбленные колоды из деревьев большого диаметра. На нижнее основание нашивались борта из досок – набои. На ладьях были весла и мачта с прямым парусом, имелся руль на корме. Речные ладьи старались не в ущерб прочности сделать полегче, так как их часто приходилось перетаскивать через волоки.

Именно на ладьях жители Киевской Руси совершали морские походы в Константинополь (Царьград). Только в IX веке было семь таких походов. Когда в 860 году в Константинополе обидели и захватили русских купцов, то из Киева на выручку отправился отряд из 250 судов. После осады города купцы были освобождены.

Князь Олег в 907 году ходил на Царьград с отрядом, в котором согласно летописи «бе числом кораблей 2000». Киевская княгиня Ольга в 955 году на многих судах со свитою совершила морской поход в Царьград, где и приняла крещение. Сын Ольги князь Святослав на судах поднялся по Оке, по малым рекам и волокам перешел в Дон. Затем опять через Оку вышел на Волгу, спустился вниз по Волге, разгромил волжских булгар, захватил хазарскую столицу на Волге и многие хазарские города на Дону.

 

Миниатюра из летописи с изображением морского сражения

 

Древнерусская ладья

 

Древнерусские ладьи

 

 

  Картина Рериха. Древнерусская ладья

 

 

Русские ладьи – по рисунку из греческих летописей

 

Русские морские набойные ладьи.

По рисунку древних греческих летописей

 

В X – XI веках появились насады. От набойной ладьи насад отличался более высокими бортами (высота их доходила до 1,8 м). Днище насада было плоским, из досок, долбленная донная часть не применялась. Высокие борта, улучшенные обводы корпуса создавали больший запас плавучести и лучшую остойчивость таких судов. Насады имели поднятые нос и корму и использовались для военных и военно-транспортных целей не только на реках, но и на озерах и морях.

По рекам плавали на мелких судах, которые назывались «дубас» («дубок»), «челн», «однодеревка». По типу генуэзских галер, чьи порты-колонии были в это время в Приднепровье, начали строить «галеи». В XII веке в Киевской Руси начали строить еще один вид плавательных средств – «учаны» (от слова чан – большая кадка), плоскодонные «досчанники».

Следующим этапом в развитии судостроения – его начало ориентировочно можно отнести к XIV веку – стало изготовление судов целиком из досок. С ним, по-видимому, связано появление струга. Струги были предназначены для плавания только по рекам. Дно струга было плоским. К плоскому килю с помощью ивовых прутьев пришивали пояса обшивки. Нос и корма были заостренными, на струге были парус и весла, кормовое весло служило рулем. Низкобортные и плоскодонные струги были преимущественно грузовыми судами. Их прообразом явился грузовой плот с нашитым по периметру невысоким бортом. Грузоподъемность наибольших стругов на реках в XV веке, по-видимому, достигала 15 – 25 тонн. Были струги полубленные, то есть крытые лубяной крышей, и неполубленные (отсюда произошел термин «палуба»).

Примерно в это же время появились «ушкуи». Они также были речными и морскими. Ушкуи имели несущий корпус и обшивку из досок, скрепленных либо железными скобами, либо ивовыми прутьями. Палуб на ушкуях не было. Ушкуи смолили в два слоя – вначале жидкой смолой, а затем густой, чтобы помимо водонепроницаемости, придать внешним обводам гладкость. В сочетании с малой осадкой и большим отношением длины к ширине, это обеспечивало быстроходность ушкуя. На морских ушкуях устанавливали одну мачту с косым парусом. Речные ушкуи были длиной до 14 м, шириной около 2,5 м, высота борта 1 м. Осадка их не превышала 0,6 м. Известно, что во время военных походов в ушкуях помещалось до 30 человек.

Наряду с судами для перевозки грузов вниз по течению, в особенности на порожистых реках, использовались плоты, снабженные рулевыми веслами.

Способы преодоления волока (рисунки из летописей)

 

Струг

 

В те времена (IX–XV века) суда зачастую ходили большими группами – караванами. Этим обеспечивалась взаимопомощь экипажей судов на нелегком и опасном пути. Матросы-гребцы (их называли ладейниками) были одновременно воинами, охранявшими караван, и имели необходимое для этого оружие.

Суда шли преимущественно на веслах. При попутном ветре использовался парус. На участках рек с быстрым течением применялась бечевая тяга людьми. Наиболее трудным было преодоление волоков между реками и в обход непроходимых порогов. При отсутствии на волоках поселений в IX–XI веках разгруженные суда (в то время они были небольшими) и грузы переносились или перетаскивались самими ладейниками. Для удобства транспортировки по сухому пути к днищу судов прикреплялись полозья. Отправляясь в дальний путь, судохозяева (ладейщики) брали с собой катки и даже колесные пары. С появлением на волоках поселений для перевозки небольших судов и грузов стали использовать лошадей. Следующим этапом в развитии судоходства был переход на использование судов в пределах одной реки и даже одного ее участка. Через волоки стали перевозить только грузы. Отсутствие необходимости транспортировки судов по суше позволило там, где это было возможным по условиям судоходства, увеличить их размеры.

Причалы и пристани для судов представляли собой обычные вертикальные стенки из толстых бревен – набережные. Строились также свайные причалы, выступающие в воду на 15 – 20 метров. Они устраивались из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1 – 2 м друг от друга. На сваи настилался дощатый настил.

Помимо судоходства в Древней Руси развивались и другие аспекты гидротехники и водохозяйственного строительства. Для улучшения судоходства строились каналы для спрямления речных излучин, а при осаде городов применяли отвод воды из реки в другое русло с пересыпкой старого русла запрудой (например, при осаде города Пронска на реке Проне в 1186 году).

В городах Киевской Руси, а также в крупных монастырях «устраивались» водопроводы. Так, в XI-XII веках на Ярославовом Дворище (Новгород) существовал водопровод из деревянных труб, а также водосточный канал, облицованный пластинами из бересты, а на случай осады сооружали оригинальные водяные тайники, позволявшие осажденным получать воду.