Жан Батист Симеон Шарден, развитие бытового жанра. Роль натбрморта в искусстве мастера.

ШАРДЕН, ЖАН БАТИСТ СИМЕОН(Chardin, Jean-Baptiste Siméon) (1699–1779), французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В молодости сотрудничал с Н.-Н.Куапелем, который поручал ему писать аксессуары в своих портретах. Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти.

Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.

Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей.

Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.
В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
В 1730-е — 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).
В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).
С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.

Его искуссво связано с системой реализма третьего сословия. Ученик академических мастеров. Ещё в годы юнности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта.

В 1728 году на выставке молодежи показал две композиции «Буфет» и «Скат» => влияние фламанской живописи. Они декоративны, но обогащены вдумчивым созерцанием природы. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламанцев, а более сосредоточенным голандским «завтракам».

Натюрморт Шардена:

—раскрытие структуры и сущности вещей, их индивидуальности, закономерностей их связей.

—ощущается близость человека

—вещи одухотворены

—пафос познания природы

—естественность расположения предметов сочетается с композиционной логикой, уравновешенностью, точной расчитанностью отношений.

—гармоническая ясность образного строя

«Натюрморт с зайцем»«Медный бак»«Натюрморт с атрибутами искусства»«Натюрморт с искусством»«Корзина слив» «Карточный домик»«Трубки и кувшин»

 

Живописная манера

—лирическая эмоциональность колорита

—свежесть красок и сочность рефлексов

—мазки ( в зрелом периоде) широкие и свободные

—живописня поверхность как бы отдельно соткана из мельчайших мазков.

—передает особенность фактуры — заставляет ощутить плоть

 

Шарден считался из авторитетнейших знатаков красочных составов. Он лепит форму предмета добротно и уверенно, работая с красочной «пастой», как керамист со своими будущими горшками.

Бытовой Жанр — занимал в 1730 — 40 годы ведущее место в творчестве Шардена.

Ранний период

—Нет сложных драматических жизненных проблем

—В сюжетах нет активного действия

—Мягкая задушевность

—Тонкая эмоциональность

—Скромная поэтичность сюжетов задумчива.

«Кухарка»«Прачки»

Художник будто задерживает течение времени заменяя непосредственное течение времени, заменяя непосредственное действие раздумьем — излюбленный приём раннего периода. Широко применяет систему цветных рефлексов, белый цвет соткан из розовых, желтых, светло голубых, серых оттенков.

 

Поздний период (конец 30 — начало 40х).

—изобразительные сцены воспитания

—заметнее нравственные ноты

—сложней сюжетные замыслы

—лирическа эмоциональность — главное свойство искусства Шардена.

«Молитва перед обедом»«Тродолюбивая мать»«Гувернантка»

 

Жанровые картины — поэтический рассказ о добрых нравах простых людей, о достоинствах их образа жизни. Реализм Шардена был одним из первых проявлений демократичной мысли века. Просвещение с его верой в достоинство человека, с его идеей равенства людей.

 

Портретный цикл 70—е годы.

В более ранних портретах Шардена (Изображение сына ювелира Годфруа) черты характера раскрывались через занятия, имеющее настолько большое значение в картине, что она воспринимается скорее как жанровая сцена. Неслучайно портрет сына Годфру, более известн как «МальчЫк с ЮЛОЙ».

В 70е годы, перейдя к технике пастели, Шарден сосредотачивает внимание на самом облике портретируемого. В этих произведения кристализируется человек третьего сословия.

«Портрет Жены художника» черты домовитости и расчетливости, свойственные самому укладу жизни.

«Авторортрет с зеленым козырьком» — в четком объеме фигуры читается твердость осанки в уверенности позы, в повороте головы, в проницательном взгляде вступает строгое достоинство суровго человека

Изображения

  • Трубки и кувшин. Около 1760—63
  • Разносчица. 1739
  • Медный бак. Около 1733
  • Девочка с воланом. 1740
  • Натюрморт с атрибутами искусств. 1766
  • Стакан с водой и кувшин. Около 1760
  • Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой. 1760
  • Натюрморт с бриошью. 1763
  • Прачка. 1730-е гг.
  • Автопортрет с зеленым козырьком. 1775
  • Автопортрет. 1771
  • Трудолюбивая мать. 1740
  • Мыльные пузыри. Около 1739
  • Карточный домик. 1736—37
  • Скат. 1728
  • Буфет. 1728
  • Серебряная супница. Около 1728
  • Маленькая учительница. Около 1736
  • Серебряный кубок. Около 1768
  • Молитва перед обедом. 1744