Другие формы организации учебного процесса

Формирование знаний учащихся помимо урока соответствующего типа можно проводить на лекции, конференции, экскурсии. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения. Учебная лекция рассчитывается на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения.

Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной работы. На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными экспонатами в музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за разнообразными процессами, происходящими в природе. На формирование знаний учащихся нацелена и упреждающая консультация, позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с теми учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили его.

Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели.

Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним большую помощь оказывают обзорные консультации. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет корректирующую функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и определить важность и удельный вес отдельных разделов в структуре программы.

Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена.

Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).