Бюджетное устройство, государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Бюджетное устройство гос-ва представ.собой орг-цию бюджет. сист. и принципы ее построения.

В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей республики и специальных законах: « О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты

Госбюджет – основ. финансовый баланс гос-ва, состоящий из доходов и расходов. Функции госбюджета: распределительная, контрольная, регулирующая. Доходы госбюджета формир-ся за счет: 1. текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы и на прибыль; налоги, взима-емые с фонда з/пл; внутр. налоги на тов. и услу-ги, доходы от внеш.торговли и внешнеэконо-мич. операций. 2. текущие неналоговые доходы: доходы от гос. собственности и предприни-мательской деят-ти. 3. капит. неналоговые до-ходы: прибыль нац. банка 4. доходы свобод. экономич. зон 5. доходы республик. целевых +бюджетных фондов и фондов мест. советов.

Расходы госбюджета формир-ся: 1.на содержа-ние гос. упр-ния и мест. самоупр-ния; 2.на пра-воохранительные органы и обеспечение без-опасности страны; 3.наука; 4. Промышл-ть, энергетика и строит комплекс; 5. с/х; 6. охрана окруж. среды; 7. транспорт и дорожное хоз-во; 8. ЖКХ; 9.образование; 10. здравоохранение; 11.культура, искусство, кино; 12. СМИ; 13. Со-ц. политика; 14. обслуживание гос.долга; 15. расходы гос. целевых бюджетных фондов; 16.резервный фонд (президентский) и др.

Финансирование расходов по республик. бюд-жету осущ-ся ч/з систему органов гос. казна-чейства: глав. гос. казначейства Мин-ва финан-сов РБ и его территориальные органы (упр-ния гос. казначейства по областям и г.Минску). В городах и районах – отделения и представ-ва.

Стр-ра бюджета: Республик. бюджет, област-ные, районные, город., районные в городах, по-селков., бюджеты сельских советов. Ведущ. роль принадлежит республик. бюджету, в к-ом аккумулир-ся значит. часть финанс. рес-сов гос-ва.

Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превышают его доходы. Причины его: 1. Осущ-ние крупных гос. программ развития экономики 2. Спад эко-номики (уменьш-е объемов пр-ва и доходов ве-дет к уменьш-ю налоговых поступлений в каз-ну, и при фиксиров. расходах – дефицит), 3. Милитаризация экономики, война, стихийные бедствия, ЧС4. Гос. внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной сист. РБ