Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:
континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.
До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с чем ее можно соотнести с континентальной моделью учета и отчетности.
На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.
Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1], выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации. Основными функциями федерального органа определены: а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.
Федеральный орган разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в соответствии с Федеральным законом.
Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону [1]. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету (табл. 3.1):
а) первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;
б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;
в) третий уровень — План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.
На первом уровне кроме Федерального закона [1] отдельные аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ [2] и другими федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах [10] указан порядок образования и использования резервного капитала.
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета
Таблица 3.1
|
отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [11]. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 20 ПБУ.
Система нормативно-правовогорегулирования учета в России |
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти,
которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.
К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, например, в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [12], Министерством финансов РФ дополнительно вводились Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [13], устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и пр.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют учетную политику организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
Контрольные вопросы к главе 3
Укажите номер правильного ответа.
1. Какую функцию выполняет учет в системе управления организациями
а) информационного обеспечения управления;
б) выбора и принятия управленческих решений;
в) контроля и оперативного регулирования.
2. Какой из перечисленных ниже видов учета выполняет организующую роль
а) оперативный;
б) бухгалтерский;
в) статистика.
3. Быстрота получения информации — одна из отличительных черт учета
а) оперативного;
б) бухгалтерского;
в) статистики.
4. Какая информация составляет основу бухгалтерского учета
а) плановая;
б) нормативная;
в) о фактически свершившихся фактах хозяйственной жизни;
г) прогнозная.
5. В бухгалтерском учете производственно-хозяйственные и финансовые процессы отражаются
а) по состоянию на 1-е число месяца;
б) непрерывно;
в) прерывно.
6. Обеспечение сохранности имущества достигается
а) организацией усиленной охраны складских помещений;
б) персонификацией ответственности материально ответственных лиц;
в) увеличением заработной платы сторожей.
7. При какой модели организации бухгалтерский и налоговый учет существуют параллельно
а) континентальная;
б) южноамериканская;
в) англосаксонская (британо-американская).
8. В части связи с налогообложением российский бухгалтерский учет ориентируется на модель
а) континентальную;
б) южноамериканскую;
в) англосаксонскую (британо-американскую).
9. Какие условия необходимы для решения четвертой (рыночной) задачи бухгалтерского учета
а) большой пакет акций у предприятий;
б) открытость (публичность) финансовой отчетности и развитый рынок ценных бумаг;
в) унифицированные формы отчетности и дополнительная эмиссия ценных бумаг.
10. Какие органы оказывают доминирующее влияние на регулирование учета в РФ
а) органы законодательной и исполнительной власти;
б) Институт профессиональных бухгалтеров;
в) Международные профессиональные бухгалтерские организации.
11. Какие нормативные документы регулируют учет на высшем уровне
а) ФЗ «О бухгалтерском учете»;
б) система российских стандартов (ПБУ);
в) единый План счетов.
12. Что выступает объектом регулирования в ФЗ «О бухгалтерском учете»
а) организация и методология ведения учета и отчетности;
б) методология формирования отдельных объектов бухгалтерского наблюдения;
в) группировки объектов бухгалтерского наблюдения.
13. При существенном пересмотре нормативных документов низшего уровня (например, Плана счетов) необходимо вносить коррективы в нормативные документы высших уровней (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и т.п.)
а) обязательно полностью пересматривать;
б) вообще не обязательно;
в) обязательно в части положений, изменяемых в документах низшего уровня и содержащихся в документах высших уровней;
г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.
14. В каком порядке должны пересматриваться нормативные документы
а) не имеет значения;
б) сначала высших уровней, далее низших;
в) сначала низших уровней, затем высших;
г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.
Ответы
|
Библиография
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ. — М., 1996.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ.
3. Вир Ст. Кибернетика и управление производством. — М.: Наука, 1965.
4. Королев М.А. Обработка экономической информации на электронных машинах. - М.: Экономика, 1965.
5. Экономическая информация / Авт. колл. под рук. Е.Г. Ясина. — М.: Статистика, 1974.
6. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1993.
7. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1997.
8. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон от 06.08.01 г. №110-ФЗ.
9. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность // Бухгалтерский учет. - 1996. - №1.
10. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 г. №208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 г. №65-ФЗ, от 24.05.99 г. №101-ФЗ, от 07.08.2001 г. №120-ФЗ, от 21.03.2002 г. №31-Ф3).
11. Международные стандарты финансовой отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. Тарусина В.И. / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, JI.B. Горбатова, Т.Б. Крылова, М.В. Мельник, В.Ф. Палий, JI.3. Шнейдман. - М.: Аскери, 1999.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н.
13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91 н.
Глава 4