Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетнос­ти), согласно которой выделяются две базовые модели:

континентальная, в которой развитие учета предопределяется законода­тельными актами государства;

англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-про­фессионалы.

До недавнего времени российской учетной системе были присущи следу­ющие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчет­ности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной по­литики, незначительная роль профессиональных организаций в регулирова­нии учета. В связи с чем ее можно соотнести с континентальной моделью уче­та и отчетности.

На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к разработке на­циональных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подклю­чаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерс­ком учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1], выступает обеспечение единообразного формирования полной и достовер­ной информации о финансовом положении, финансовых результатах дея­тельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной влас­ти, определяемым Правительством Российской Федерации. Основными функциями федерального органа определены: а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональ­ных бухгалтеров в Российской Федерации.

Федеральный орган разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические осно­вы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федера­ции, а также документов, излагающих правила представления полной и досто­верной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юри­дического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридическо­го лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в со­ответствии с Федеральным законом.

Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответ­ствовать Федеральному закону [1]. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие пред­метом Федерального закона, имеют приоритет.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому уче­ту (табл. 3.1):

а) первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень — План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона [1] отдельные аспекты бух­галтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ [2] и другими фе­деральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах [10] указан порядок образования и использования резервного капитала.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому уче­ту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определя­емым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета

Таблица 3.1
Уровень регулиро­вания Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Президент РФ, Парламент РФ, Правительство РФ ГК РФ, ФЗ «О бухгалтер­ском учете», указы Пре­зидента и постановления Правительства РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ве­дения бухгалтерского уче­та
Второй Министерство фи­нансов РФ, Цент­ральный банк Рос­сии и другие орга­ны исполнительной власти Положения по бухгалтер­скому учету - система на­циональных стандартов Регулируют общие прин­ципы организации и ве­дения бухгалтерского уче­та, представления бухгал­терской отчетности, пра­вила и порядок учета от­дельных объектов бухгал­терского наблюдения
Третий Министерство фи­нансов РФ и другие органы исполни­тельной власти План счетов бухгалтерс­кого учета финансово-хо­зяйственной деятельнос­ти, инструкция по его применению, прочие ме­тодические рекоменда­ции и указания Определяют схему реги­страции и группировки объектов наблюдения, ре­гулируют методы оценки имущества, порядок про­ведения инвентаризаций и т.п.
Четвертый Управленческий персонал организа­ции Документы, регулирую­щие учетную политику Выбор форм и методов ведения учета и отчетнос­ти, исходя из специфики деятельности, уровня ав­томатизации учета, под­готовки счетных работни­ков

 

отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систе­му национальных стандартов, ориентированную на Международные стан­дарты финансовой отчетности [11]. В настоящее время система националь­ных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 20 ПБУ.

Система нормативно-правовогорегулирования учета в России

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федераль­ными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти,
которым федеральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и ко­ды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая ха­рактеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распростра­ненных операций.

К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, раз­рабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бух­галтерскому учету. Так, например, в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [12], Министерством финансов РФ дополнительно вводились Ме­тодические указания по бухгалтерскому учету основных средств [13], устанав­ливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, осо­бенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по органи­зации их учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содер­жит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъ­ектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и пр.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежнос­ти, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы но­сят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хо­зяйственной деятельности организации и формируют учетную политику ор­ганизации.

Согласно действующему законодательству организации на основе прин­ципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому уче­ту, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъек­та, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.

Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руково­дитель организации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налого­вых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регу­лирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регла­ментирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы к главе 3

Укажите номер правильного ответа.

1. Какую функцию выполняет учет в системе управления организациями

а) информационного обеспечения управления;

б) выбора и принятия управленческих решений;

в) контроля и оперативного регулирования.

2. Какой из перечисленных ниже видов учета выполняет организующую роль

а) оперативный;

б) бухгалтерский;

в) статистика.

3. Быстрота получения информации — одна из отличительных черт учета

а) оперативного;

б) бухгалтерского;

в) статистики.

4. Какая информация составляет основу бухгалтерского учета

а) плановая;

б) нормативная;

в) о фактически свершившихся фактах хозяйственной жизни;

г) прогнозная.

5. В бухгалтерском учете производственно-хозяйственные и финансовые про­цессы отражаются

а) по состоянию на 1-е число месяца;

б) непрерывно;

в) прерывно.

6. Обеспечение сохранности имущества достигается

а) организацией усиленной охраны складских помещений;

б) персонификацией ответственности материально ответственных лиц;

в) увеличением заработной платы сторожей.

7. При какой модели организации бухгалтерский и налоговый учет существуют параллельно

а) континентальная;

б) южноамериканская;

в) англосаксонская (британо-американская).

8. В части связи с налогообложением российский бухгалтерский учет ориентиру­ется на модель

а) континентальную;

б) южноамериканскую;

в) англосаксонскую (британо-американскую).

9. Какие условия необходимы для решения четвертой (рыночной) задачи бухгал­терского учета

а) большой пакет акций у предприятий;

б) открытость (публичность) финансовой отчетности и развитый рынок цен­ных бумаг;

в) унифицированные формы отчетности и дополнительная эмиссия ценных бумаг.

10. Какие органы оказывают доминирующее влияние на регулирование учета в РФ

а) органы законодательной и исполнительной власти;

б) Институт профессиональных бухгалтеров;

в) Международные профессиональные бухгалтерские организации.

11. Какие нормативные документы регулируют учет на высшем уровне

а) ФЗ «О бухгалтерском учете»;

б) система российских стандартов (ПБУ);

в) единый План счетов.

12. Что выступает объектом регулирования в ФЗ «О бухгалтерском учете»

а) организация и методология ведения учета и отчетности;

б) методология формирования отдельных объектов бухгалтерского наблю­дения;

в) группировки объектов бухгалтерского наблюдения.

13. При существенном пересмотре нормативных документов низшего уровня (например, Плана счетов) необходимо вносить коррективы в нормативные докумен­ты высших уровней (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и т.п.)

а) обязательно полностью пересматривать;

б) вообще не обязательно;

в) обязательно в части положений, изменяемых в документах низшего уров­ня и содержащихся в документах высших уровней;

г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.

14. В каком порядке должны пересматриваться нормативные документы

а) не имеет значения;

б) сначала высших уровней, далее низших;

в) сначала низших уровней, затем высших;

г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.

Ответы
а в а в б б в в б а
И            
а а в б            

 

Библиография

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ. — М., 1996.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ.

3. Вир Ст. Кибернетика и управление производством. — М.: Наука, 1965.

4. Королев М.А. Обработка экономической информации на электронных ма­шинах. - М.: Экономика, 1965.

5. Экономическая информация / Авт. колл. под рук. Е.Г. Ясина. — М.: Статис­тика, 1974.

6. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1993.


7. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финан­сы и статистика, 1997.

8. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдель­ных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Феде­ральный закон от 06.08.01 г. №110-ФЗ.

9. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность // Бухгалтерский учет. - 1996. - №1.

10. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 г. №208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 г. №65-ФЗ, от 24.05.99 г. №101-ФЗ, от 07.08.2001 г. №120-ФЗ, от 21.03.2002 г. №31-Ф3).

11. Международные стандарты финансовой отчетности. Комитет по между­народным стандартам финансовой отчетности: Пер. Тарусина В.И. / Ред. колле­гия: А.С. Бакаев, JI.B. Горбатова, Т.Б. Крылова, М.В. Мельник, В.Ф. Палий, JI.3. Шнейдман. - М.: Аскери, 1999.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н.

13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утвер­ждены приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91 н.


Глава 4