Абрахамсон

Термин "социальная эксклюзия" постепенно сложился в ходе исследований бедности при изучении таких процессов, как маргинализация, лишения и нищета (депривация).

Ранее бедные рассматривались как "опасный класс", за которым надо присматривать, чтобы он не мешал "остальному обществу". В настоящее время "остальное общество" составляет большинство населения, и это большинство, находящееся в mainstream, пытается контролировать жизнь бедных, чтобы они не нарушали интегрированное единство рабочего, среднего и высшего классов общества. При этом следует заметить, что в последнее время социологические подходы к изучению бедности едва ли оперируют такими понятиями, как абсолютная бедность, поскольку бедность - это всегда ситуация, определяемая как недостаток необходимых ресурсов, измеряемых в соответствии с определенной социетальной нормой.

Основываясь на концепции относительной бедности П. Таунзенда, набиравшей достаточную популярность, Совет Министров ЕС в декабре 1984 года представил следующее понимание бедности: это люди, семья или группа, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) настолько ограничены, что исключают их из минимально приемлемого образа жизни, который ведут остальные жители тех европейских стран, где они проживают.

В этом определении бедности присутствуют два существенных элемента: недостаток необходимых ресурсов и "нормальный", т.е. общепризнанный образ жизни. Однако если бедность рассматривается как определенное состояние или положение, то, как отметил А. Да Коста, социальная эксклюзия в большей степени сконцентрирована на процессе, т.е. это более динамичная концепция. С данной точки зрения бедность имеет прямое отношение к застойной безработице, и недостаток необходимых экономических ресурсов связан с проблемами оплачиваемой занятости. В то же время социальная эксклюзия- это процесс маргинализации, связанной с ограниченным доступом к социетальным институтам интеграции.

Есть и еще одно объяснение, рассматривающее социальную эксклюзию как результат крайней бедности (нищеты): социально исключенные - это нижний и крайний (внизу и вне) сегмент городского населения [Castel, 1991].

Наконец, я идентифицировал бы эти две концепции исторически: бедность - классический феномен, ассоциирующийся с эпохой ранней индустриализации, в то время как социальная эксклюзия - ее постмодернистский эквивалент.

В данной связи оба понятия ассоциируются с двумя противоположностями: богатством и интеграцией. Бедность - такое раннее состояние, когда большинство рабочего класса эксплуатируется буржуазией. Социальная эксклюзия эпохи постмодерна, наоборот, - состояние, когда меньшинство маргинализируется от общества средней массы, находящей в mainstream. Концепция социальной эксклюзии не только динамична, она носит многофакторный характер, раскрывающий механизмы исключения индивидуумов и групп из участия в социальном обмене.

Хотя эксклюзия включает бедность, бедность полностью не покрывает эксклюзию, поскольку это более широкая концепция, впитавшая в себя и недостаток прав, и ограниченный доступ к институтам, распределяющим ресурсы.

Таким образом, с начала 90-х годов политическое сообщество, прежде всего в рамках ЕС, считает социальную эксклюзию более адекватной концепцией борьбы с социальной несправедливостью, чем бедность. Заключая политические и экономические дебаты по поводу смены концепций можно сделать вывод, что в то время, как концепции бедности акцентирует внимание на распределении ресурсов и недостаточном удовлетворении потребностей, в концепции социальной эксклюзии большое внимание уделяется гражданским правам или ограничению этих прав путем дискриминации от институтов социальной интеграции, в первую очередь от рынка труда. В то время, как традиционная борьба с бедностью предполагает необходимость поддержки доходов, политика, пришедшая на смену Welfare State, подчеркивает важность социальных услуг, способствующих интеграции, прежде всего таких, как образование и возможность трудиться.