Основные понятия и исходные постулаты социальной теории постмодернизма («мир как текст» и «смерть субъекта»).

1. Культура как система знаков –отсылка с постструктурализму

Язык «владеет» своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности. Язык - знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира или намерениями субъекта. Таким образом, утверждается, что значения рождаются в контексте отношений между знаками, составляющими структуру языка, вследствие их определенного положения в этой структуре, а не вследствие их соответствия «фактам». Поэтому понимание мира, культуры, возможное только в языке и посредством языка, согласно постмодернизму, является не продуктом «мира, как он есть», а следствием «истории текстов».

2.«мир как текст».

Вся реальность мыслится как текст, повествование,«ничто не существует вне текста» (Деррида).

Важнейшие понятия:

· Дискурс –соц обусловленная организация системы речи, принципы классификации, репрезентации реальности в отдельные периоды (текст с традицией обсуждения некоторой темы)

· Нарратив –социально принятый тип «повествования», который задает параметры повседневного и научного дискурсов, определяет правила и способы идентификации объектов, которые подлежат включению в дискурсивное пространство (способ говорить о…)

· Текстуальность –представление о культуре любого исторического периода как о сумме дискурсов, текстов

· Интертекстуальность – «диалог текстов», восприятие человеческой культуры как единого интертекста, в котором отдельные тексты до бесконечности ссылаются друг на друга

· Деконструкция –анализ текста в связи с другими текстами, выявление внутренней противоречивости текста, обнаружении в нем скрытых и незамечаемых «остаточных смыслов»

Понимание текстов возможно лишь в «дискурсивном поле культуры» - их можно понять только в связи с другими текстами. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным. Деконструкция неизбежно превращается в многосмысленный и бесконечный интерпретативный процесс и лишает смысла проблему истины. Язык оказывается непостоянной средой, он не может непосредственно нести смысл или истину. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма о несамотождественности текста и о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и как следствие – о проблематичности той картины действительности (эпистемы) – которая существует в ту или иную историческую эпоху.