Интегративная тенденция в социологии. Толкотт Парсонс. «Культурный Детерминизм», «Четырехфункциональная парадигма».

Исторические условия становления:

Социальная ситуация в США после ВМВ –общая (методологическая и мироощущения) ориентация на равновесие, стабильность, эволюционное развитие и прогресс как закономерный итог, поиск консенсуса

Теоретические условия становления:

· наличие 2 подходов к рассмотрению общества в соц.Э. Дюркгейма и М. Вебера

· возросшая популярность подходов естествознанияа именно системного

Наиболее масштабная попытка интеграции двух подходов, объединения представлений об обществекак независимом образовании, имеющем собственные закономерности развития, и представления о субъекте как самостоятельном акторе, сознательно и рационально осуществляющем свой выбор, принадлежит Толкотту Парсонсу.Он предстает как продолжатель веберовской традиции и создатель развернутой теории социального действия и как продолжатель дюркгеймовской линии социологического реализма, автор структурно-функциональной теории социальных систем.

 

Место Парсонса в истории социологии:

· завершает этап классической социологии, социологии модерна

· обобщает и интегрирует основные социологические подходы

· разрабатывает классическую парадигму соц. анализа – интегративную

· «теоретик равновесия» (относительно соотношения его теории с общим мироощущением – к историческим условиям)

· значительное время его подход является основополагающим (до конца 60-х) – вся социология переходит на интегративную концепцию

Основные теоретические установки Парсонса:

· Интегративный подход (суть выше, в общих чертах – от Вебера актор как действующее лицо с собственным выбором, от Дюркгейма – объективное ограничительное воздействие социальной системы)

· Натурализм

o эволюционизм –прогрессивное развитие

o системный подход – на основе кибернетической теории систем – универсальный характер организации систем различной природы, универсальное значение системного методов анализа, системного подхода

· Системный подход (с точки зрения социологии) –снятие антитезы между индивидуальным и социальным: все рассматривается как системы действия,единые по своей природе. Личностная система действия – это действия, организованные вокруг отдельного индивида. Социальная система – это действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Личность и общество – просто два различных уровня систем действия. Поэтому не существует принципиальной разницы между теорией действия и теорией систем – один и тот же теоретико-методологический подход используется для анализа системы любой сложности.

· Структурно-функциональный подход –системы действия должны быть структурированы таким образом, чтобы выполнять все необходимые функции

· Четырехфункциональная парадигма

Подход Парсонса обеспечил недолговременный консенсус в социологии, после которого наступил период ее полипарадигмального состояния. Основная причина – изменения в мироощущении, потеря целостности, единства, рост фрагментации как основная тенденция происходящих в мире изменений, отказ от детерминированности, кризис институтов и тд. Поиск новых моделей взаимодействия индивида и общества.

 

«Четырехфункциональная парадигма»

- в теоретической конструкции Парсонса универсальный методологический инструмент, набор аналитических измерений и приемов, помогающий исследовать любую систему действия на любом заданном уровне.

4 функции любой соц. системы действия:

· адаптация (adaptation)

· целедостижение (goal attainment)

· интеграция (integration)

· воспроизводство образца (latency)

AGIL–формула четырехфункциональной парадигмы.

Структурный функционализм (подход) –любые системы действия должны быть структурированы таким образом, чтобы выполнять все необходимые функции

Парсонс осуществляет анализ на двух уровнях - общей системы действия и социальной системы.

Общая система действия

4 подсистемы - абстракции, вычленяемые из реальной тотальности действия, а не нечто реальное – и соответствующие функции (в таблице сразу представлена структура и для общества)

 

Ø Культурная подсистема - средоточие латентных ценностных ориентаций и предпосылок. Под латентностью имеется в виду общепринятый культурный фон, который не обнаруживается явно, но является непременным условием любой коммуникации в данной культурной среде.

Ø Социальная подсистема – абстрагирует из тотальности действия компоненты, способствующие координации и интеграции человеческого взаимодействия.

Ø Личностная подсистема – абстрагирует все, связанное с функцией целедостижения, поскольку в конечном счете движущая сила каждого действия – мотивационная энергия и ориентация индивидуальных акторов.

Ø Поведенческий организм – объединяет «адаптационное» подмножество компонентов действия. Эта подсистема определяет соответствующие «механизмы» приспособления к внешней среде.

 

Все подсистемы с аналитической точки зрения являются самостоятельными. Существенно важно рассматривать каждую из этих систем как не сводимую ни к какой другой - каждая из трех других подсистем является элементом окружающей среды.

Социальные системы Парсонс рассматривает как составную часть более общей системы действия. Социальные системы решают первичную проблему любой системы действия – интегративную, проблему координации ее элементов.

В понимании природы социальной реальности и ее систем Парсонс склоняется к позиции Дюркгейма - социальная система формируется спонтанно, в процессе взаимодействий индивидов, непреднамеренно формирующих нормативный порядок. Он формируется сразу же, как только в ходе этого взаимодействия появляются стабильные образцы, т.е. как только взаимодействия институциализируются.

Общество как социальная система

Общество -тип социальной системы, который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности

В обществе можно выделить все те же четыре основных функции с подсистемами (в таблице).

· экономия - адаптация

· полития – целеполагание

· социетальная общность – интеграция (в масштабах всего общества, в отличие от других социальных систем)

· система социализации (фидуциарная система – система отношений, которые держатся на общественном доверии) – поддержание образца

На достаточно высоком уровне дифференциации общества эти подсистемы становятся эмпирически различимыми.

В обществепроблема взаимодействия и взаимообмена между подсистемами решается посредством выделения обобщенных средств коммуникации - деньги, власть, влияние, ценностные обязательства. Каждое из них в рамках своей подсистемы является «свободным оборотным средством», обслуживающим самые разные ситуации без ограничения строго определенным контекстом отношений. Однако символическое значение они имеют только в системе определенных институциональных отношений.

«Культурный детерминизм»

Между четырьмя подсистемами действия существует сложное взаимодействие, которое Парсонс называет взаимопроникновением.

Вместе с тем все четыре подсистемы структурно организованы и относительно независимы. Так, культура выступает как посредник во взаимодействии личности и общества, ее элементы доступны личностным и социальным системам, но не становятся их частью. Более того, наиболее значительные культурные системы обычно бывают в различных вариантах институционализированы во множестве обществ, в которых наличествуют и субкультуры. Парсонс считает, что, например, культурная система, сложившаяся на базе западного христианства, смогла дифференцироваться от своих социетальных базисов и стать общекультурной порождающей моделью для всей европейской системы модернизированных обществ.

Парсонс предложил кибернетическую модель иерархии систем действия («кибернетическую иерархию информационного контроля»), в которой высшее место занимает подсистема культуры, оказывающая наибольшее контролирующее воздействие на другие системы действия.

Иерархия информационного контроля, иначе говоря - значимость факторов, выглядит следующим образом: культура (L - подсистема) информационно регулирует социальную систему (I - подсистему), которая информационно регулирует личность (G - подсистему), а личностные факторы информационно регулируют организменные составляющие поведения (А - подсистему). LIGА - таков порядок информационной иерархии. Однако, с точки зрения Парсонса, высшие уровни иерархии систем действия не детерминируют низшие, а лишь направляют (контролируют) их, оставляя значительную степень свободы для осуществления конкретных действий. Так, образцы ценностных ориентаций, задаваемые культурой, лишь ограничивают размах колебаний и расхождений норм в социальной системе, а социальные нормы лишь исключают некоторые виды мотивов и процессов принятия решений в личностных подсистемах.