Интегративная тенденция в социологии. Толкотт Парсонс. «Культурный Детерминизм», «Четырехфункциональная парадигма».
Исторические условия становления:
Социальная ситуация в США после ВМВ –общая (методологическая и мироощущения) ориентация на равновесие, стабильность, эволюционное развитие и прогресс как закономерный итог, поиск консенсуса
Теоретические условия становления:
· наличие 2 подходов к рассмотрению общества в соц.–Э. Дюркгейма и М. Вебера
· возросшая популярность подходов естествознания–а именно системного
Наиболее масштабная попытка интеграции двух подходов, объединения представлений об обществекак независимом образовании, имеющем собственные закономерности развития, и представления о субъекте как самостоятельном акторе, сознательно и рационально осуществляющем свой выбор, принадлежит Толкотту Парсонсу.Он предстает как продолжатель веберовской традиции и создатель развернутой теории социального действия и как продолжатель дюркгеймовской линии социологического реализма, автор структурно-функциональной теории социальных систем.
Место Парсонса в истории социологии:
· завершает этап классической социологии, социологии модерна
· обобщает и интегрирует основные социологические подходы
· разрабатывает классическую парадигму соц. анализа – интегративную
· «теоретик равновесия» (относительно соотношения его теории с общим мироощущением – к историческим условиям)
· значительное время его подход является основополагающим (до конца 60-х) – вся социология переходит на интегративную концепцию
Основные теоретические установки Парсонса:
· Интегративный подход (суть выше, в общих чертах – от Вебера актор как действующее лицо с собственным выбором, от Дюркгейма – объективное ограничительное воздействие социальной системы)
· Натурализм
o эволюционизм –прогрессивное развитие
o системный подход – на основе кибернетической теории систем – универсальный характер организации систем различной природы, универсальное значение системного методов анализа, системного подхода
· Системный подход (с точки зрения социологии) –снятие антитезы между индивидуальным и социальным: все рассматривается как системы действия,единые по своей природе. Личностная система действия – это действия, организованные вокруг отдельного индивида. Социальная система – это действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Личность и общество – просто два различных уровня систем действия. Поэтому не существует принципиальной разницы между теорией действия и теорией систем – один и тот же теоретико-методологический подход используется для анализа системы любой сложности.
· Структурно-функциональный подход –системы действия должны быть структурированы таким образом, чтобы выполнять все необходимые функции
· Четырехфункциональная парадигма
Подход Парсонса обеспечил недолговременный консенсус в социологии, после которого наступил период ее полипарадигмального состояния. Основная причина – изменения в мироощущении, потеря целостности, единства, рост фрагментации как основная тенденция происходящих в мире изменений, отказ от детерминированности, кризис институтов и тд. Поиск новых моделей взаимодействия индивида и общества.
«Четырехфункциональная парадигма»
- в теоретической конструкции Парсонса универсальный методологический инструмент, набор аналитических измерений и приемов, помогающий исследовать любую систему действия на любом заданном уровне.
4 функции любой соц. системы действия:
· адаптация (adaptation)
· целедостижение (goal attainment)
· интеграция (integration)
· воспроизводство образца (latency)
AGIL–формула четырехфункциональной парадигмы.
Структурный функционализм (подход) –любые системы действия должны быть структурированы таким образом, чтобы выполнять все необходимые функции
Парсонс осуществляет анализ на двух уровнях - общей системы действия и социальной системы.
Общая система действия
4 подсистемы - абстракции, вычленяемые из реальной тотальности действия, а не нечто реальное – и соответствующие функции (в таблице сразу представлена структура и для общества)
Ø Культурная подсистема - средоточие латентных ценностных ориентаций и предпосылок. Под латентностью имеется в виду общепринятый культурный фон, который не обнаруживается явно, но является непременным условием любой коммуникации в данной культурной среде.
Ø Социальная подсистема – абстрагирует из тотальности действия компоненты, способствующие координации и интеграции человеческого взаимодействия.
Ø Личностная подсистема – абстрагирует все, связанное с функцией целедостижения, поскольку в конечном счете движущая сила каждого действия – мотивационная энергия и ориентация индивидуальных акторов.
Ø Поведенческий организм – объединяет «адаптационное» подмножество компонентов действия. Эта подсистема определяет соответствующие «механизмы» приспособления к внешней среде.
Все подсистемы с аналитической точки зрения являются самостоятельными. Существенно важно рассматривать каждую из этих систем как не сводимую ни к какой другой - каждая из трех других подсистем является элементом окружающей среды.
Социальные системы Парсонс рассматривает как составную часть более общей системы действия. Социальные системы решают первичную проблему любой системы действия – интегративную, проблему координации ее элементов.
В понимании природы социальной реальности и ее систем Парсонс склоняется к позиции Дюркгейма - социальная система формируется спонтанно, в процессе взаимодействий индивидов, непреднамеренно формирующих нормативный порядок. Он формируется сразу же, как только в ходе этого взаимодействия появляются стабильные образцы, т.е. как только взаимодействия институциализируются.
Общество как социальная система
Общество -тип социальной системы, который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности
В обществе можно выделить все те же четыре основных функции с подсистемами (в таблице).
· экономия - адаптация
· полития – целеполагание
· социетальная общность – интеграция (в масштабах всего общества, в отличие от других социальных систем)
· система социализации (фидуциарная система – система отношений, которые держатся на общественном доверии) – поддержание образца
На достаточно высоком уровне дифференциации общества эти подсистемы становятся эмпирически различимыми.
В обществепроблема взаимодействия и взаимообмена между подсистемами решается посредством выделения обобщенных средств коммуникации - деньги, власть, влияние, ценностные обязательства. Каждое из них в рамках своей подсистемы является «свободным оборотным средством», обслуживающим самые разные ситуации без ограничения строго определенным контекстом отношений. Однако символическое значение они имеют только в системе определенных институциональных отношений.
«Культурный детерминизм»
Между четырьмя подсистемами действия существует сложное взаимодействие, которое Парсонс называет взаимопроникновением.
Вместе с тем все четыре подсистемы структурно организованы и относительно независимы. Так, культура выступает как посредник во взаимодействии личности и общества, ее элементы доступны личностным и социальным системам, но не становятся их частью. Более того, наиболее значительные культурные системы обычно бывают в различных вариантах институционализированы во множестве обществ, в которых наличествуют и субкультуры. Парсонс считает, что, например, культурная система, сложившаяся на базе западного христианства, смогла дифференцироваться от своих социетальных базисов и стать общекультурной порождающей моделью для всей европейской системы модернизированных обществ.
Парсонс предложил кибернетическую модель иерархии систем действия («кибернетическую иерархию информационного контроля»), в которой высшее место занимает подсистема культуры, оказывающая наибольшее контролирующее воздействие на другие системы действия.
Иерархия информационного контроля, иначе говоря - значимость факторов, выглядит следующим образом: культура (L - подсистема) информационно регулирует социальную систему (I - подсистему), которая информационно регулирует личность (G - подсистему), а личностные факторы информационно регулируют организменные составляющие поведения (А - подсистему). LIGА - таков порядок информационной иерархии. Однако, с точки зрения Парсонса, высшие уровни иерархии систем действия не детерминируют низшие, а лишь направляют (контролируют) их, оставляя значительную степень свободы для осуществления конкретных действий. Так, образцы ценностных ориентаций, задаваемые культурой, лишь ограничивают размах колебаний и расхождений норм в социальной системе, а социальные нормы лишь исключают некоторые виды мотивов и процессов принятия решений в личностных подсистемах.