Контовская программа позитивной науки об обществе и ее влияние на развитие социологии.

Возникновение социологии традиционно связывают с именем французского мыслителя Огюста Конта (1798 – 1857). Ему же принадлежит и авторство термина «социология». Основные работы Конта – «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики» (1851 – 1854). Целью Конта было создание новой подлинно научной теории общества!

 

В середине 1830-х гг. Конт четко сформулировал программу создания принципиально новой науки об обществе, построенной по типу естественных наук:

1) давать точное, общезначимое знание; поэтому ее задачей является открытие объективных законов общественного развития;

2) использовать общенаучные методы (наблюдение, сравнение, индукция);

3) обеспечить людям господство над обществом (научное управление). Девиз Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять».

 

Новая социальная наука порождает тот же тип знания, что и естественные науки, и даёт тот же тип научности (классический). Для обоснования своей программы Конт использует три открытых им основных, по его мнению, закона общественного развития: закон двойной эволюции, закон трех стадий и закон классификации наук.

Закон двойной эволюции – социальной и интеллектуальной: основные этапы человеческой истории определяются способом мышления. Прогресс на основе Просвещения.

Прокол на фоне Марксизма.

В соответствии с законом трех стадий, человеческое мышление (человеческий ум) в своем развитии неизбежно проходит три стадии:

1) теологическую (до начала 14 века), когда ум объясняет все процессы действием сверхъестественных сил и потому способен получать лишь фиктивное знание;

2) метафизическую (до начала 19 века), когда ум ищет конечные причины и сущности (и находит их в естественных и неизменных законах природы и человека);

3) позитивную (точная, научная), когда ум ограничивается выявлением наблюдаемых связей (феноменологический подход).

Согласно Конту, на трех стадиях своего развития человеческий ум формирует три системы взглядов, которые взаимно исключают друг друга. Наука идет на смену мировоззренческому, ценностному знанию. Точное мышление вытесняет ценностное.

Согласно закону классификации наук, новый – позитивный – тип знания не сразу, а постепенно утверждается в разных науках в следующем порядке: математика – астрономия – физика – химия – биология - социология (вершина наук). Так Конт обосновал характер нового знания (его научность).

Влияние:

Социология рассматривалась Контом как «недостающая» наука в этом ряду позитивных научных дисциплин. Контовская программа ее создания стала выражением стремления встроить новую общественную науку в сложившуюся систему научного знания, поставить ее в один ряд с естественными науками. Фактически социология должна была стать отраслью естествознания. Такая методологическая позиция получила название натурализма и была доминирующей на ранней стадии развития социологии.

Натурализм, позитивизм, сциентизм и технократизм – таковы исходные методологические установки (исходные допущения, аксиомы), сформулированные (уже) Контом, на основании которых и строилось здание западной теоретической социологии.

Социология стала средством концептуализации и легитимации новыми – научными, адекватными эпохе и стилю мышления того времени способами - нового общества. От имени Науки социология оправдала разрушение старого общественного порядка и установление нового. Социология научно обосновала объективную закономерность и неизбежность нового общественного устройства, универсальность принципов его организации (и продолжает это делать). Именно она сформировала универсальный дискурс модерна, исполнив знаменитый призыв Конта «сделать всех позитивистами».

 

В середине 19 века прежнее социальное знание было отвергнуто как «ненаучное» в пользу «принципиально новой» науки об обществе. Она – продукт и важнейший фактор формирования и развития западного общества, западной цивилизации на определенном историческом этапе.

Становление нового социума – модерного западного общества – происходило как глубинный, многосторонний, взаимообусловленный процесс, в котором все части органично «подгонялись» друг к другу, усиливая друг друга. Наука Нового времени, как естествознание, так и социология, формировалась как неотъемлемая составная часть нового социального организма. Она (включая естествознание) научно (т.е. в соответствии с новым идеалом научности) рационализировала и легитимировала новый общественный порядок, т. е. выполнила функцию науки и идеологии. Социология Конта обосновывала капитализм, но в отличие от Маркса не шла дальше.