Занятия
1.1. На занятиях по ознакомлению с окружающим и раз
витию речи учитель-дефектолог расширяет, закрепляет и
систематизирует знания детей о временах года:
— учит называть состояние погоды; выделять отличительные признаки противоположных времен года (осень - весна, зима - лето);
— формирует представления детей о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе;
— опытным путем знакомит со свойствами воды и льда (с. 37);
— знакомит с трудом людей в разные времена года (весенний сев на полях, посадка растений, уход за ними, сбор урожая, сев озимых).
На занятиях по развитию речи детей учат составлять рассказы по картинам «Осень», «Лес», «Листопад», «Зима», по сериям картин «Кормушка», «Друзья птиц», «Осень» и по сериям картинок «Весна наступила», «Зайка и морковка», «Дед Мазай и зайцы», «Осенняя прогулка», «Зимние забавы», иллюстрациям к сказкам В. Сутеева.
1.2. На музыкальных занятиях педагог разучивает с
детьми песни о временах года, включает в ход занятия слушание музыкальных произведений по теме.
1.3. На занятиях по ИЗО деятельности дети лепят, выполняют рисунки и аппликации «Осень в парке», «Овощи»,
«Фрукты», «Зима», «Снеговик», «Новый год», «Весна», «Цветы» и т.д.
1.4. На занятиях по математике используют такой раздаточный и демонстрационный материал, как листья, шишки, овощи, фрукты, предметные картинки с изображением цветов, грибов, насекомых и т.д.:
— для сравнения признаков предметов при изучении их свойств, для формирования понятий «одинаковые» -«разные»;
— для выделения существенных признаков предметов;
— для составления групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку и различных по другим признакам;
— для формирования способов уравнивания групп предметов;
— для формирования понятий о размере предметов и способах их сравнения и т.д.
2. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми вне занятий
Эта работа направлена на коррекцию восприятия, памяти, мыслительной деятельности, речевого развития ребенка с ЗПР и ведется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Игры, упражнения и задачи помогают формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, закреплять полученные знания о временах года; позволяют определить, насколько сформированы эти знания, и как уверенно дети переносят полученный опыт в новую ситуацию.