Занятия

1.1. На занятиях по ознакомлению с окружающим и раз­
витию речи учитель-дефектолог расширяет, закрепляет и
систематизирует знания детей о временах года:

— учит называть состояние погоды; выделять отличитель­ные признаки противоположных времен года (осень - ве­сна, зима - лето);

— формирует представления детей о зависимости измене­ний живой природы от изменений в неживой природе;

— опытным путем знакомит со свойствами воды и льда (с. 37);

— знакомит с трудом людей в разные времена года (весен­ний сев на полях, посадка растений, уход за ними, сбор урожая, сев озимых).

На занятиях по развитию речи детей учат составлять рас­сказы по картинам «Осень», «Лес», «Листопад», «Зима», по сериям картин «Кормушка», «Друзья птиц», «Осень» и по сериям картинок «Весна наступила», «Зайка и морков­ка», «Дед Мазай и зайцы», «Осенняя прогулка», «Зимние забавы», иллюстрациям к сказкам В. Сутеева.

1.2. На музыкальных занятиях педагог разучивает с
детьми песни о временах года, включает в ход занятия слушание музыкальных произведений по теме.

1.3. На занятиях по ИЗО деятельности дети лепят, вы­полняют рисунки и аппликации «Осень в парке», «Овощи»,

«Фрукты», «Зима», «Снеговик», «Новый год», «Весна», «Цветы» и т.д.

1.4. На занятиях по математике используют такой разда­точный и демонстрационный материал, как листья, шиш­ки, овощи, фрукты, предметные картинки с изображением цветов, грибов, насекомых и т.д.:

— для сравнения признаков предметов при изучении их свойств, для формирования понятий «одинаковые» -«разные»;

— для выделения существенных признаков предметов;

— для составления групп предметов, одинаковых по како­му-либо одному признаку и различных по другим при­знакам;

— для формирования способов уравнивания групп предме­тов;

— для формирования понятий о размере предметов и спосо­бах их сравнения и т.д.

2. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми вне занятий

Эта работа направлена на коррекцию восприятия, памя­ти, мыслительной деятельности, речевого развития ребенка с ЗПР и ведется с позиции индивидуально-дифференциро­ванного подхода. Игры, упражнения и задачи помогают формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, закреплять полученные знания о временах года; позволяют определить, насколько сформированы эти зна­ния, и как уверенно дети переносят полученный опыт в но­вую ситуацию.